Додому Послання та звернення Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: «Быть архипастырем – значит переживать за все...

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: «Быть архипастырем – значит переживать за все болезни паствы, нести ее немощи с единственной целью – послужить спасению”

(Выдержки воспоминаний Днепропетровского Архипастыря из книги «Служитель Мира»)

После возвращения из Японии постановлением Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) и Священного Синода от 25 июля 1975 года архимандриту Иринею (Середнему) определено быть епископом Уфимским и Стерлитамакским.
Владыка всегда трогательно рассказывает об этом событии в своей жизни:
— В апостольском писании сказано: тот, кто желает стать епископом – доброго дела желает. Но мы знаем, что святые отцы, такие как Иоанн Златоуст, старались отказываться от епископского служения, считая себя недостойными. Архиерейское служение связано с большими трудностями, требует особой подготовки и особой отдачи себя. Я мечтал стать простым священником, не думал и не желал быть епископом. Думал, вот закончу семинарию, академию, получу маленький приход и полностью отдам себя служению Богу и людям. Это то, что мне говорило сердце. Но, закончив учебу, стал священником, а затем иеромонахом с именем Ириней, и у меня не стало своей воли, своих желаний. Я никогда не жалел об этом, потому что нашел себя. Я любил слушаться. Когда был священником, я слушался беспрекословно. Бывало, просят собратья, послужи за меня, произнеси за меня проповедь – всегда соглашался. Когда поступали четкие команды, я их так же четко выполнял. Но вот началось более сложное служение — командировки за границу. В Японию, например. Я не унывал. Думал, вот закончится моя командировка, вернусь на прежнее место в академию в преподавательскую корпорацию. Но когда вернулся, Священный Синод принял решение определить меня епископом Уфимским и Стерлитамакским. Сколько пытался отговорить членов Синода, даже просил слезно. Я был готов нести любое послушание, но чтобы только не епископом. А мне на это дали строгий ответ: «Ты монах, ты дал обет послушания, у тебя нет воли, Церковь тебя избирает».
Что делать? Настоять на своем в момент акта наречения?. По уставу следовало сказать: «Благодарю. Приемлю и ничтоже вопреки глаголю», а можно иначе: «Простите, я не могу этого принять». В таком случае сразу же прерывается акт наречения и… я оказываюсь неизвестно где. Да и состояние страшное – ослушаться. Сын Божий был послушлив до самой смерти. Когда я учился, мне в душу запал еще и такой образец послушания. Первый наш миссионер в Японии, святой равноапостольный Николай (Касаткин) – он закончил блестяще академию, стал кандидатом богословия – так написал в своем прошении: «Дальнейшая моя жизнь — на усмотрение учебного комитета». Поэтому я никогда ни от чего не отказывался. И вот стою, все – по своим местам, идет акт наречения. Говорю: «Благодарю. Приемлю и ничтоже вопреки глаголю».
Хиротония во епископа состоялась за Божественной Литургией 27 июля 1975 года в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) и митрополит Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков).
Ему тогда было 36 лет. В своей речи при наречении будущий Владыка особо подчеркнул: «Быть архипастырем — значит переживать за все болезни паствы, нести её немощи с единственной целью — послужит спасению, то есть быть, по слову апостола, всем вся, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22»).
По окончании Литургии Святейший Патриарх Пимен, возглавивший хиротонию Владыки Иринея, вручая архиерейский жезл, в своем слове остановился на значении имени, которое дано было ему при постриге: «Имя, полученное тобою при пострижении в монашество,— греческое, при переводе на русский язык означает «мирный». Звучание твоего имени должно всегда напоминать тебе о том, что в жизни личной и церковной в твоем архипастырском делании ты всегда должен быть устроителем и носителем мира в самом широком смысле этого слова. А это значит — иметь мир с Богом, мир в своем сердце, мир с собратьями, мир со всеми людьми, мир между людьми. Мир с Богом приходит к нам через оправдание верой, через Господа Иисуса Христа. Это тот «свышний мир», о котором всегда молится Церковь и который содействует спасению наших душ…. Мир с Богом всегда устрояет мир в сердце человека, умиротворенность духа, мир с самим собой.
… Архипастырю необходимо быть устроителем мира среди своей паствы. Возгревать постоянно и в пастырях и в пасомых горение мира, дабы они всегда были готовы вместе с народом нашей страны действенно защищать священный мир. К таким мыслям и действиям призывает твое имя!».
Эти трогательные слова Святейшего Днепропетровский Архипастырь, где бы он ни проходил свое служение, и куда бы ни забрасывала его судьба, всегда старался сохранить и исполнить. И это у него получалось…
(Книга «Служитель Мира», Днепропетровск, 2009. Сс. 114-129)