Домой Новости 14 до 27 августа – у православных христиан спасительные дни Успенского поста

14 до 27 августа – у православных христиан спасительные дни Успенского поста

Ежегодно 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост. Это самый короткий из всех постов, он длится всего две недели от 14 до 27 августа. Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, центр его Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери., Особенность Успенского поста 2016 года он начинается с воскресного дня, что придает ему дополнительную торжественность и дает возможность плавно перейти на постный режим питания. Праздник Успения Богородицы в этом году приходится на воскресенье, поста в этот день нет., Что такое Успенский пост, Успенский пост кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице., На Руси Успенский пост также называли Спасовка, Госпожинки, Оспожинки, Спожинки., Даты Успенского поста, Успенский пост наступает ровно через месяц после Петрова поста. Успенский пост самый короткий многодневный пост в церковном календаре. Он длится всего две недели, причем начинается и заканчивается всегда одинаково. Даты Успенского поста: с 14 по 27 августа., История Успенского поста, Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства и еще именуется Богородичным, так как Церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, Которая перед Своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве., В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост в Четыредесятницу, для лета летний в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний в седьмом месяце (Успенский), для зимы зимний (Рождественский)., Окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году., О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского: Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте, так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного как подающего нам освящение, а другого умилостивление и ходатайство за нас., Что можно есть в Успенский пост, Как говорит церковный Устав, Успенский пост такой же строгий, как и Великий. Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты., В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи, во вторник и четверг с варением пищи, но без елея, то есть без масла, по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей., В праздник Преображения Господня по церковному Уставу для постящихся делается гастрономическое послабление: можно есть рыбу, приправлять пищу растительным маслом и подавать к столу немного вина. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая., Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником., Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой., Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такая ревность не по разуму, достигает противоположной цели., Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления., Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение напоследок., Сущность Успенского поста, Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды, заповедует Святая Церковь., В посте телесном на первом плане воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи, в посте духовном воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там оставление пищи скоромной более питательной и употребление пищи постной менее питательной, здесь оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях., Сущность поста выражена в следующей церковной песне: Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением: ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим., И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки., Народные традиции Успенского поста, На Руси церковный смысл праздника тесно перемешался с народными традициями. Эти традиции в основном связаны с земледельческим циклом. Август шел на убыль, крестьяне собирали урожай и были погружены в хлопоты о том, как сохранить плоды трудов целого года., В народе в Успенский пост постились строго. У этого поста было три вершины три праздника, которые простые люди называли Спасами., Медовый Спас (Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня) отмечали скромно. Этот день выпадал на период активных работ в поле. С 14 августа (по новому стилю) начинали собирать мак, поэтому почти вся праздничная выпечка делалась с маком. Еще собирали ягоды черемухи., В народе верили, что на Медовый Спас заканчивается лето и начинается осень. Хозяйки пекли на Медовый Спас медовые коврижки и пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком. Угощали свежим медом родственников, друзей и, вообще, всех желающих в том числе нищих., Яблочный Спас (Преображение Господне) приходился на пору сбора яблок, а на юге винограда. Корзины, полные до краев, несли в церкви, где священник освящал новый урожай. Пекли яблочные пироги и коврижки, варили компоты и варенье., Ореховый или Хлебный Спас (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа) на Руси называли по-разному: Спас на полотне, а также Холщовый, Хлебный, Ореховый. С этого дня верующим можно было есть орехи из нового урожая. Хлебным Спасом называли праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы. В этот день пекли пироги из муки нового урожая и приговаривали: Третий Спас хлеба припас или Коль хорош третий Спас, будет зимой квас., Календарь Успенского поста, 14 августа, воскресенье, Горячая пища с маслом вкушается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина., 15 августа, понедельник, Сухоядение в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки., 16 августа, вторник, Горячая пища без масла дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары., 17 августа, среда, Сухоядение в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки., 18 августа, четверг, Горячая пища без масла дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары., 19 августа, пятница, праздник Преображения Господня, Наряду с горячей пищей разрешается вкушание рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина., 20 августа, суббота, Горячая пища с маслом вкушается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина., 21 августа, воскресенье, Горячая пища с маслом вкушается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина., 22 августа, понедельник, Сухоядение в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки., 23 августа, вторник, Горячая пища без масла дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары., 24 августа, среда, Сухоядение в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки., 25 августа, четверг, Горячая пища без масла дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары., 26 августа, пятница, Сухоядение в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки., 27 августа, суббота, Горячая пища с маслом вкушается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина., Соблюдая Успенский пост, питание по дням в соответствии с уставом, неверно было бы завершить его чрезмерным разговением по принципу теперь можно все!., Пресс-служба Днепропетровской епархии


Фотогалерея

[gallery link="7037857aee6fddc237.jpg, 6399157aee6ff20e1d.jpg, 7257057aee700630b7.jpg"]