Домой Новости 19 АВГУСТА — ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

19 АВГУСТА — ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Практически каждый житель Днепропетровска если не входил, то, наверное, проходил мимо Спасо-Преображенского кафедрального собора, что на площади Октябрьской. Кстати, очень символичное сочетание: Спасо-Преображенский собор и Октябрьская площадь. Этот ярко-лучистый храм со шпилем, устремленным в небеса, является не только неотъемлемой частью архитектурной композиции площади и одной из достопримечательностей нашего города… Далеко не каждый житель задумывался над тем, какой смысл сокрыт в названии «Спасо-Преображенский». Если приоткрыть завесу церковности этих слов, то можно обнаружить множество интересных деталей. 19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господне — одно из самых таинственных новозаветных событий. В этот день православные христиане отмечают один из двунадесятых (т.е. двенадцати важнейших после Пасхи) праздников (известный в народе как второй, Яблочный, Спас), с которым напрямую связано и название собора в нашем городе. Праздник Преображения является особым событием в истории Святой Христовой Церкви. Но событие это не следует понимать как нечто как бы случайное или из ряда вон выходящее, или просто какое-то чудо, в отличие оттого, что было всегда и постоянно. Нет. Преображение есть ни что иное, как откровение того состояния, в котором всегда Сын Божий Христос Спаситель был от вечности. И после Своего пришествия, когда Он, придя на эту землю, стал человеком, Он был всегда именно таким, каким Он явил Себя Своим ученикам на Фаворской горе в день Преображения, когда Он во время молитвы преобразился и лик Его просиял светом невечерним и Божественным. Читая об этом событии в Евангелии, мы узнаем, что произошло Преображение Господне незадолго до Его страданий, распятия и воскресения. Иисус Христос взяв с Собой трех учеников — Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана. «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем, и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4). Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи Священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Увидев Христа во славе, Его ученики пали ниц в благоговейном страхе. Апостол же Петр сказал Спасителю: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что говорил» (Лк. 9. 33). Нам может показаться, что эти слова Петра — плод обычной человеческой радости. Желание сделать палатки представляется нам каким-то детским, не соответствующим важности момента. Однако следует помнить, что эти слова Петр произнес, будучи озарен нетленным светом Божества. В них — стремление приобщить весь мир к свету Преображения, к радости этого чуда. В этих словах — пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо сделать кущи — значит создать на земле обитель, дом для святыни, сделать так, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне, чтобы нетварный свет Преображения разлился по всей вселенной, чтобы вся земная действительность стала белой, как снег, просияла, как просияли на горе ризы Спасителя. Почему Господь взошел на гору не один, а взял с собой трех учеников? На горе Фавор у апостолов открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил с ними о Своей мученической кончине и воскресении. В то время апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки. Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников. Именно поэтому в день праздника Преображения Господня в церкви поют (Кондак, глас 7-й): «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание ибо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы мы видим христианское учение и духовный смысл жизни. Еще праздник Преображения Господня приоткрывает нам тайну христианства и учит сущности христианского подвига. Но в чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы. В чем же сущность христианского подвига? Сущность христианского подвига всегда заключалась в преображении существующей действительности, в изменении нравственной атмосферы в обществе, в приведении ко Христу людей, не знающих Его. Подвигом апостолов, ставших свидетелями Преображения Господня, Евангелие было проповедано во многих странах. Через два столетия после их проповеди огромная Римская империя, погрязшая в страстях и поначалу жестоко преследовавшая Церковь, сделалась христианской. Примеру апостолов следовали многие поколения святых во всех концах земли, трудившиеся над осуществлением явленного в Преображении идеала в непрерывно меняющихся исторических условиях. Этому примеру должны следовать и мы, современные христиане, ибо наш мир, претерпевший в минувшем столетии множество потрясений, забывший Христа, отвернувшийся от Него и лежащий во зле, должен преобразиться силой Божией и нашим подвигом, каким бы малым, скромным этот подвиг ни являлся и на каком бы месте ни судил нам Господь трудиться. Одни из нас содействует преображению мира своей молитвой, другие — культурным творчеством, третьи трудятся над воссозданием величия и могущества нашего Отечества. Особая ответственность возлагается на власти предержащие. Недаром Церковь всегда особо молится о властях, ибо зачастую именно от их содействия зависит, ограничится ли церковная миссия только лишь храмовыми стенами или будет услышана далеко за пределами этих стен. Мир, светлый, как ризы Спасителя… Конечно, было бы дерзостью ожидать здесь, на земле, увидеть мир совершенным. Совершенство будет явлено лишь в будущем веке, в Царствии Божием. Но если каждый из нас в своей жизни будет во всем следовать Евангелию, то и нынешняя наша действительность изменится, преобразится, причем преобразится не призрачно, а реально. Преобразятся улицы, по которым мы ходим, преобразятся дома, в которых мы живем, преобразятся люди, среди которых проходит наша жизнь. Тогда и нам, может быть, будет дано уже здесь, на земле, увидеть отблеск Фаворского света в окружающем нас мире. Когда человек привыкает к чему-либо, ему становится неинтересно. В таких случаях стоит сменить ракурс и по-новому взглянуть на «уже хорошо знакомое». Вот тогда-то и произойдет «преображение». И праздник уже не будет больше «ничем не занятым» временем. И собор, не случайно расположенный на одном из холмов Днепропетровска, как символ горы, на которую возвел Своих учеников Спаситель, напомнит о событии, которое, несмотря на свою давность, все же связано с жизнью каждого горожанина. Пресс-служба Днепропетровской епархии