Додому Новини 22 мая — ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ...

22 мая — ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАР

В День памяти святителя Николая тридцать два храма и общины епархии отметили свой престольный праздник. 22 мая Святая Православная Церковь чествует день памяти одного из любимых святых на Руси — святителя Николая Чудотворца. Никола летний — так ещё в народе называют этот праздник. Память святителя православные отмечают дважды в год. В этот день состоялось перенесение мощей Николая Чудотворца из города Миры, на побережье нынешней Турции, в итальянский город Барии. К этому угоднику обращаются не только верующие, но и язычники, и всегда он отзывался своей неизменной чудесной помощью всем, искавшим ее. Ни одному святому в православной Руси не воздвигалось такое количество храмов и часовен. Доказательством этого служит и самая большая численность приходов в Днепропетровской епархии, освященных в его честь: тридцать два величественных храма и небольших церквушек, а также недавно открывшихся общин наименованы его святым именем. На небосклоне христианской святости сияет бесчисленное множество мучеников, праведников, святителей, преподобных. Список празднуемых святых на каждый день года имеет десятки, а то и сотни имён. Так, память церковная бережно удерживает имена тех людей, которые ещё при жизни стали образом Христовым. И среди сонма этих святых есть имя, которое знают все, кто хоть что-либо слышал о христианстве. Стоит лишь сказать — святой Никола Чудотворец и в памяти возникает образ седовласого старца, внимательно смотрящего на нас особым пастырским взглядом, имеющего характерные залысины и одетого в епископские одежды с большими крестами на омофоре. Мы не случайно назвали его Николой, а не Николаем. Именно так, по крайней мере, до XVIII века называли его наши предки на Руси. Дело в том, что история Церкви помнит еретика с именем Николай, создавшего ещё в апостольские времена секту николаитов, и вот, благочестивые славяне, чтобы даже тень от имени раскольника не падала на образ любимого святого, величали епископа из города Миры Ликийские не иначе как Николой. В странах с православной традицией практически каждый город имеет храм, построенный в честь святителя Николая. Победитель народа — так переводится греческое имя Николаос. И действительно, он победил всю вселенную и завоевал любовь и славу повсюду, но не мечём, а тем, как пишется по-славянски в акафисте, что был «преславный в бедах заступниче и превеликий в напастех защитниче». Этот святой есть в святцах всех христианских Церквей. Книги с его житием бесконечно переиздаются, ну а икону святого Николая можно встретить в самых разных местах, начиная от всех средств передвижения и заканчивая любым православным храмом, который просто невозможно себе представить без образа святителя Николая. Житие святого Николая было написано почти через VI веков после его кончины в 345 году, и, конечно, писалось оно по древним преданиям, передаваемым из уст в уста. Потому, современные историки находят в нём немало противоречий и смешений с другими лицами и эпохами. Но подлинными чертами жизни Николая Мирликийского признаются его рождение в Патарах Малой Азии во второй половине III века, упоминание о невкушение материнского молока в младенчестве в среду и пятницу. Его чудесное избрание, по внушению свыше, на епископство мирликийское. Святитель прославился своим милосердием и чудотворениями – спасал город Миры от голода, избавлял от смертной казни невинно осуждённых, тайно раздаривал деньги, для того, чтобы из-за нищеты девицы не были проданы для блудодеяний. Ещё при жизни Николай имел дар являться людям, яко по воздуху, для избавления их от смертельной опасности, как на море, так и на суше. Удивительно, но даже кража крестоносцами его мощей, утопавших в благовонном мире и их перевоз в итальянский город Барии в 1087 году, очень скоро была переосмыслена, и это событие стало праздноваться не только в Западной Церкви, но и в Русской Православной. Именно в Русской Церкви, потому что такой любовью как у нас, этот святой не пользуется нигде, и это признают и на западе и в Греции и на востоке. Чем же можно объяснить такую особенную, необыкновенную любовь нашего народа к святителю Николаю Мир Ликийскому? Святой при жизни был необыкновенно добр и милостив. Но разве другие святые были менее милосердны? Нет, вспомнить хотя бы святителя Иоанна и праведного Филарета Милостивых. Поборник и защитник веры? Конечно да, но не более чем Василий Великий, Григорий Богослов или Феодор Студит. Великий чудотворец? Безусловно, но не меньшим был, скажем, и Спиридон Тримифунтский, и Георгий Победоносец. В чем же дело? Думается, что в характере Святителя Николая нашлось что-то родственное и близкое славянской душе. Возможно, это необыкновенная решительность и смелость в заступничестве за несправедливо осужденных и гонимых. Святой Николай открыто восстанавливает и защищает правду. По его житию мы знаем — он всегда рядом с простым человеком: солдатом, купцом, земледельцем или мореходом. И он не говорил много слов, а просто выручал, спасал, исцелял. Все это чрезвычайно тронуло русскую душу и запечатлелось во множестве народных сказаний и стихов о защитнике и помощнике обездоленных – Николе Угоднике. Его призывают во всех бедах и несчастиях, он хранитель на водах, покровитель земледелия и скотоводства, помощник всем странствующим. Неудивительно, что и богослужебные тексты, посвященные ему, относятся к лучшим образцам церковной письменности. И, конечно, святой на любовь отвечает взаимностью. Ведь он самый жалостливый к бедам людским, он скорый помощник в самых простых житейских нуждах. Добрый и одновременно мощный заступник обиженных и обделённых. Он — утешитель скорбящих сердец. В общем, что говорить – он просто Николай Чудотворец. Пресс-служба Днепропетровской епархии