Додому Новини 5 СЕНТЯБРЯ — СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ, ЕПИСКОПА ЛИОНСКОГО (202)

5 СЕНТЯБРЯ — СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ, ЕПИСКОПА ЛИОНСКОГО (202)

Святой Ириней, епископ Лионский, родился в середине II века в Малой Азии. Это было тяжелое время для молодой Церкви Христовой: ей приходилось противостоять как внешним, так и внутренним опасностям. Извне угрожали Церкви гонения языческого римского государства, которые то утихали, то вспыхивали с новой силой. Но более страшную опасность представляли собой гордые и дерзкие умонастроения гностиков, которые, находясь внутри Церкви, были одержимы мистическими знаниями, якобы передававшимися только избранным духовным людям. Святого Иринея Лионского, принадлежавшего к малоазийской богословской школе, родоначальником которой был отец богословия – святой Иоанн Богослов, считают основоположником христианской догматики. Уже в отрочестве он слушал поучения святого Поликарпа, ученика святого Иоанна Богослова, таким образом, он принадлежал уже к третьему поколению христианства, и, следовательно, был воспитан в живом Предании. Помимо знания Священного Писания и христианского учения, святой Ириней хорошо знал литературу и философию. Родиной святого была Малая Азия, но большую часть жизни он провел в совсем другой стране — в Галлии (нынешняя Франция), в городе, который тогда был самым заметным городом в Галлии и назывался Лугдун, а теперь — Лион. Там он был сначала пресвитером, а потом – епископом. Лионский святитель проповедовал христианство местным жителям, принимал участие во всех волновавших Церковь спорах. Священномученик Ириней был, как это видно из его творений, человеком высокого ума. Он является автором самого великого богословского творения, дошедшего до нас со II века нашего летоисчисления. В своем богословском сочинении он первый, задолго до известных более поздних формулировок, обосновывает церковное учение о Священном Предании, Вселенском Предании, об авторитете Предания. Это сочинение обличительное, полемическое, против тех людей, которые тогда назывались гностиками, а в наши времена называются оккультистами и эзотериками, которые находят, что Православная вера и учение уж чересчур простоваты и что надо изобретать какие-то более хитрые тайны и секреты только для посвященных. Несмотря на то, что он был бескомпромиссный апологет, защищавший в споре с гностиками правое церковний учение, он еще был великим миротворецем. Дважды он совершал путешествие в Рим, оба раза — для того чтобы предотвращать церковное разделение, раскол, отход от Церкви людей, которые на самом деле по образу своих мыслей и по своему сердцу принадлежали к Церкви и только по заблуждению или по недоразумению хотели от Нее отойти. Первый раз он ходатайствовал о возможно более кротком и миролюбивом ведении спора с людьми, действительно заблуждавшимися, монтанистами. Это были люди, увлекшиеся самочинными предсказаниями о конце света и последних земных временах. К ним шло много верных, которые жаждали пострадать за Христа, и которые находили церковную иерархию недостаточно благословляющей их на мученичество. Тогда священномученик Ириней сделал все для того, чтобы разговор с заблудшими избегал бы всякой излишней жесткости. Второй раз это был спор о календаре, а вернее — когда и как праздновать Пасху. В Малой Азии люди, ссылавшиеся на предание самого апостола Иоанна Богослова, возможно и не без оснований, праздновали — и Страстную пятницу, и Пасху, воспоминание и о страстях, и о Воскресении, в одну и ту же пасхальную ночь. В ту самую пасхальную ночь, которая была и у иудеев. В Риме же был заведен другой порядок: в большинстве общин Пасху праздновали только в воскресенье и вообще так, как это стало впоследствии. В Малой Азии не хотели уступать свое предание, потому что было освящено именем «Апостола Любви» — святым Иоанном Богословом. В огромной степени усилиями святого Иринея удалось избежать разделения. Малоазийцы приняли общий порядок, и прискорбного отдаления людей от церковного единства не произошло. Имя — великая вещь, и как раз верующие люди относятся к имени очень серьезно, они вслушиваются в имя. Ириней — значит «мирный». Поэтому, Евсевий Кессарийский, оценивая посредничество святого Иринея между церквями в деле сохранения церковного мира, называет его миротворцем не только по имени, но и в действительности. Святой Ириней окончил свою жизнь как мученик. Он кровью запечатлел свою верность Христову учению. Вот такой человек, воспитанный в глубокой мистической традиции тайнозрителя Иоанна Богослова и который обличил ложную мистику, человек, непреклонный в свидетельстве об истине и полный миролюбия и братолюбия там, где речь шла о сохранении единства между христианами. Будем просить его молитв, чтобы он умудрил нас находить правую меру между твердостью в основах и миролюбием в том, в чем можно и должно уступить другому. Диакон Георгий Скубак