Додому Новини На территории Самарского монастыря открыта мемориальная доска «дикому попу» Кириллу Тарловскому

На территории Самарского монастыря открыта мемориальная доска «дикому попу» Кириллу Тарловскому

Каждый город имеет свою историю, свои легенды. Одна из интереснейших личностей Екатеринославской земли — священник Кирилл Тарловский. Этот удивительный человек прожил насыщенную, полную резких поворотов жизнь. Но, самое главное – многое сделал для своего отечества. Не так давно благодарными потомками была увековечена его память. Мемориальная доска нашему выдающемуся соотечественнику, священнику, художнику и благотворителю священнику Кириллу Тарловскому, вошедшего в историю под прозвищем «дикий поп», была недавно торжественно открыта на территории Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря, что под Новомосковском. Эта древняя обитель считается его местом захоронения. В мероприятии приняли участие настоятель обители архимандрит Досифей (Савелов), братия монастыря, духовенство двух Новомосковских благочиний, представители местной власти, местные краеведы и городская общественность. Но что мы знаем об этом выдающемся человеке? Биография Кирилла Тарловского достойна пера романиста, настолько яркой и интересной личностью он был, прожил насыщенную, полную приключений и резких поворотов жизнь. Об этом человеке очень мало сохранилось чего-то документального. Практически не сохранилось вещей и предметов. Но то, что это был очень известный человек, очень популярный человек в наших краях – это абсолютно точно! Он происходил из семьи священника, а родился в старинном казацком городке Козелец. Блестящее образование получил в Киево-Могилянской Академии. Знал несколько языков, был европейски образован, кроме того, что получил еще и духовное образование. После окончания обучения, он, как и его отец, стал Козельщанским священником. Может быть, тихо-мирно и прожил бы он свою жизнь, если бы в 1744 г. не проезжала через Козелец царица Елизавета Петровна. Российская императрица, направляясь на богомолье к Киево-Печерским святыням. По пути она посетила казацкий сотенный городок Козелец — родину своего фаворита, в то время уже графа, Алексея Григорьевича Разумовского, в которого Елизавета Петровна была без памяти влюблена. Именно в Козельце, по легенде, они решили тайно обвенчаться: властительница огромной евразийской империи, дочь первого российского императора Петра I, и казацкий сын с Козелеччины Олекса Розум – ставший графом Разумовским. А венчать блестящую пару пришлось скромному священнику – отцу Кириллу. Возвращаясь в Петербург, царица забрала молодого священника с собой. В столице о. Кирилла Тарловского ждало блестящее будущее: статус священнослужителя при лейб-гвардии Преображенском полку, который охранял Зимний дворец. Более того, царица назначила его духовником и наставником своей юной невестки, немецкой принцессы Софьи Ангальт-Цербстской, той самой, которая вскоре стремительно взойдет на политический Олимп Европы под именем российской императрицы Екатерины II. Кирилл Тарловский обучал ее русскому языку, русской литературе, математике, философии – то есть всем там предметам, которые ему преподавали в Киево-Могилянской Академии. Это был еще и очень общительный человек, и в Санкт-Петербурге он сделал очень хорошую и стремительную карьеру. Он был принят во многих домах, и на тот момент для священника это было нормально, потому что светский XVIII век это предполагал. Но очевидно отец Кирилл тяготился всем блеском столицы, потому что тщеславие характерным для него не было. Все люди смертны, не избежать этой участи и царствующим особам. После смерти Елезаветы Петровны дворцовые интриги в борьбе за престол разгорелись с новой силой. Священник Кирилл Тарловский поддержал партию наследника престола Петра III, ставшего императором, и вызвал тем великий гнев его супруги. Новый государь царствовал недолго, после его таинственной скоропостижной кончины на престол взошла Екатерина II. Такую неправедную сделку отец Кирилл благословить не мог. Ему пришлось уехать из Петербурга, спасаясь от гнева императрицы. Он отправился в Украину, за тысячи верст от столицы и остановился в лаврских пещерах под Киевом. А оттуда, опасаясь за собственная жизнь, Кирилл Тарловский уезжает на свободные запорожские земли, которые протянулись по просторам нынешней Днепропетровщины. И неизвестно, сколько он жил в степи, но известно, что в один прекрасный день его заметил казачий разъезд. Священник был в обветшавшей одежде, с заросшей бородой, голодным и измученным. Внешний вид его на тот момент был таким, что казаки быстро и очень метко дали ему прозвище «дикий поп». По тогдашним законам, человека, который появился в диких степях без документов, нужно было препроводить в Сечь. Это и был сделано. Отца Кирилла представили атаману Сечи, и тот нашел священника очень интересным человеком. Они побеседовали о светской жизни, и руководство Сечи поняло, что перед ними высокообразованный и интересный человек. Кирилл Тарловский стал главным священником Самарской Сечевой Покровской церкви. Запорожцы очень чтили его за ученость и благочестие. Позднее гнев царицы поутих, она простила оппозиционера и даже милостиво даровала ему 25 тысяч десятин плодородной земли в так называемой Дикой степи, и еще восемь тысяч в пределах нынешней Днепропетровской области, а также несколько тысяч в Крыму. Но и став богатым помещиком, Кирилл Николаевич остался священником, он любил помогать людям. Как известно, Кирилл Тарловский активно способствовал основанию многих сел, которые в настоящее время находятся в Новомосковском, Павлоградском и Магдалинивском районах. По его собственным проектам и за его средства были построенные церкви. Благодаря его усилиям среди населения распространилась грамота, литература, искусство. Его стараниями на этой земле были основаны 24 села и построены 12 храмов с больницами и школами. Он, переселяя сюда крестьян, за свой счет обеспечивал каждую семью коровой, лошадью и сельскохозяйственным инвентарем. Населяя безлюдные и дикие места всякого рода пришельцами и скитальцами, о. Кирилл Тарловский везде и повсюду строил при первой возможности церкви единственно для привлечения народа к оседлой жизни и для отклонения его от бродяжничества. Первое основанное им село и первая, устроенная им церковь — это в Малой Терновке, нынешней Юрьевке Павлоградского уезда, потом в Кочережках, в Межиречье, в Булаховке, в Васильевке, в Рузовке, в Песках (Панковой), в Новоселовке и в Воскресеновке… А в слободе Новоселице так называемый «дикий поп» основал, соответственно, церковную и музыкально-певческую школы. Протопоп Булич пишет: «Внизу везде и повсюду была страшная пустыня. Эту-то пустыню и заселял о. Кирилл Тарловский». Опекал Кирилл Тарловский и Самарский Пустынно-Николаевский мужской монастырь. Его портрет как основателя соборной церкви и благодетеля долгое время хранился в доме архиерея. Здесь в монастыре к его шуточному прозвищу «дикий поп» относятся по-своему. Насельники обители считают, что он был темпераментным человеком, можно сказать даже воином — воином православия. Из-за его вспыльчивого характера, правдивого человека, который всегда стремится жить в истине, может быть о. Кирилла и прозвали «диким попом». В конце жизни этот легендарный человек построил два каменных храма посвященных святителю Николаю Чудотворцу – на родине в Козельце и здесь, в Свято-Николаевском Самарском пустынном монастыре. Каменный собор во имя святителя Николая сохранился до нашего времени. Кирилл Николаевич был постоянным благодетелем этой обители. По общему преданию все верят и утверждают, что умер и погребен он именно в монастыре. Однако могила Кирилла Тарловского не сохранилось. Согласно легенде, она исчезла еще в ХІХ столетии. Сохранился лишь портрет Кирилла Николаевича Тарловского. Он хранится в Днепропетровском историческом музее им. Д. Яворницкого. После освящения мемориальной доски известный Новомосковский краевед Анатолий Джусов в своем обращении к собравшимся заметил, что в наших Присамарских просторах работали и творили много выдающихся личностей, которые сделали значительный вклад в развитие родного края. Все они, как и священник Кирилл Тарловский достойны того, чтобы их имена были увековечены на мемориальных досках. Иерей Георгий Скубак