Додому Новини єпархії Викарий Днепропетровской епархии архиепископ Новомосковский Евлогий рассказал о традиции празднования Богоявления на...

Викарий Днепропетровской епархии архиепископ Новомосковский Евлогий рассказал о традиции празднования Богоявления на телеканале «SAMAR MEDIA»

Викарий Днепропетровской епархии архиепископ Новомосковский Евлогий рассказал о традиции празднования Богоявления на телеканале «SAMAR MEDIA»
Викарий Днепропетровской епархии архиепископ Новомосковский Евлогий рассказал о традиции празднования Богоявления на телеканале «SAMAR MEDIA»

16 января 2019 года по приглашению руководства медиахолдинга «Самарь», ведущего телевещание в г. Новомосковск и районе, Евлогий, архиепископ Новомосковский принял участие в записи телевизионной программы, посвященной великому двунадесятому празднику Крещения Господня. В кратком экскурсе в историю Торжества, завершающего период святок, архипастырь отметил, что в первые столетия христианства Рождество Христово и Богоявление праздновались в один день — 6 января по юлианскому календарю, а с конца IV века установилась традиция разделения их празднований с воспоминанием о рождении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 25 декабря по тому же летоисчислению, что, по мысли Отцов Церкви III – IV веков — святителя Ипполита, Тертуллиана, святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Августина, — в наибольшей мере соответствует исторической действительности. А по современному календарю (новоюлианскому) Рождество Христово празднуется 7 января, а Крещение Господне — 19 января.

Владыка Евлогий подчеркнул, что другое название этого праздника — Богоявление — напоминает нам о явлении Бога Единого по существу и Троичного в Лицах — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого: по свидетельству Богодухновенной Книги, когда Спаситель вошел в воды Иордана, чтобы принять крещение, из отверстых небес “Дух Святый снизошел на Него в телесном виде, как голубь, и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22).

Говоря о тайне Богоявления, Евлогий, архиепископ Новомосковский обратился к авторитету Вселенского Учителя Святителя Иоанна Златоуста, который писал: “…не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.

Владыка Евлогий указал на радикальную разницу между принятием Крещения совершенным Богочеловеком и приобщением к этому таинству греховного человечества. Люди, несущие на себе первородный грех и его последствия, принимают Крещение, чтобы во святой воде омыть скверну душевную и телесную и избавиться от вечной смерти и проклятия. А Господь пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество и даровать купель святого крещения людям.

Архиепископ Евлогий рассказал, что в воспоминание о Крещении Господнем, Православная Церковь с древних времен совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Чинопоследование, по которому совершаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в день навечерия – Крещенского сочельника, так и в самый праздник Богоявления. Великое водоосвящение ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания о Крещении Спасителя освящением воды. Приняв веру христианскую, этот обычай переняла и Святая Русь. Повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, а где есть возможность, освящают воду в проруби, сделанной в виде православного Креста. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют ею свои жилища, сообщая им, таким образом, благодать Христову.

Владыка Евлогий сердечно поздравил всех жителей города Новомосковска и района с наступающим великим праздником, пожелав, чтобы Крещение Господне стало для всех нас источником светлой радости, очищения души, укрепления веры в Крестившегося Спасителя, а святая вода даровала нам здоровье, наполняла животворной энергией, воодушевляла на добрые дела ради Христа и нашей Матери Церкви.

Информационный отдел
Днепропетровской епархии УПЦ