Додому Новини Пассия – молитвенное памятование о страданиях Христа Спасителя

Пассия – молитвенное памятование о страданиях Христа Спасителя

Первые четыре седмицы Великого Поста в храмах и монастырях Днепропетровской епархии совершается особое великопостное богослужение Пассия. Верующие люди собираются в храмах на службу, за которой вспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа. В Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска Пассии совершаются в пятницу вечером в 17:00 Первую Пассию, за которой будет прочитано Евангелие от Матфея (главы 26 и 27), управляющий Днепропетровской епархии митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершит в главном храме областного центра 22 марта 2013 года. Несмотря на то, что это богослужение пришло к нам с Западной Церкви и не содержится в церковном уставе, традиция его совершения полюбилась нашим верующим народом, так как дает возможность задуматься о том, что станет главным содержанием Страстной седмицы, то есть о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пассия, как молитвенная память о страданиях Спасителя, вместе с другими церковными богослужениями ведет нас через поприще поста к Славному Воскресению Христову. Служба Пассии с чтением Евангелий о страданиях Господа Иисуса Христа перед распятием производят на верующих глубокое впечатление. В завершение службы читается молитва и говорится трогательное слово проповеди, после которой духовенство и все верующие с благоговением подходят и прикладываются ко Кресту Христову. В некоторых храмах областного центра Пассии служатся вечером в воскресные дни. По сложившейся традиции правящий архиерей для совершения Пассий наносит свои визиты в храмы и монастыри Днепропетровска. Ежегодно он посещает Тихвинский женский монастырь и Спасо-Преображенский кафедральный собор. К СВЕДЕНИЮ: Пассия самая поздняя по времени возникновения православная служба. Пассия (лат. страдание) была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским святителем Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Так называются особые службы, совершаемые в Великом посту, во время которых читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой 26 и 27 главы от Матфея, на второй 14и 15 от Марка, на третьей 22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, которую поют во время целования Плащаницы Христовой, перед чтением Евангелия звучит прокимен Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…. Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма. На пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят православные христиане на Руси. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание. Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии абсолютно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием. Пресс-служба Днепропетровской епархии


Фотогалерея

[gallery link=""]