Додому Новини Православные каникулы или Паломническая поездка на Соловки воспитанников детской богословской школы «Лествица»....

Православные каникулы или Паломническая поездка на Соловки воспитанников детской богословской школы «Лествица». Часть 1

Часть 1. Духовные сокровищницы Подмосковья: Богородицкий Высоцкий мужской монастырь в Серпухово и Вознесенская Давидова пустынь Многими интересными впечатлениями и памятными событиями наполнен летний отдых ребят. Среди них особое место занимают не только оздоровительный отдых на море, но паломнические поездки по святым местам. По традиции в эти замечательные летние дни для воспитанников Днепропетровской детской богословской школы «Лествица» была организована паломническая поездка на Соловки. На пути в этот северный Афон школьники посетили так же монастыри Серпухова, Новгорода и Валдая. Теме летних православных каникул посвящен цикл наших рассказов. Первый из них – о духовных сокровищницах Подмосковья: Богородицком Высоцком мужском монастыре в Серпухово и Вознесенской Давидовой пустыни. Совсем недавно выпускники детской богословской школы «Лествица» получили аттестаты. Завершен школьный курс обучения, но духовное возрастание будет продолжаться всю жизнь. И первой ступенькой на пути к этому духовному росту стала очередная паломническая поездка по святым местам. Паломничество в строгом смысле этого слова связано с участием в богослужении и совершением молитв у чтимых святынь. Дети получают новые знания об истории и культуре, узнают о подвигах святых отцов, которые подвизались в этих прославленных обителях. Перед поездкой все приняли участие в молебне о путешествующих, который был совершен в Свято-Троицком кафедральном соборе духовным наставником детской богословской школы «Лествица» протоиереем Игорем Собко. В паломничество отправились 25 ребят возрастом от 8 до 17 лет. Освящен автобус – пора двигаться в путь. Он не близкий – на Соловки. Паломникам откроется величие монастырских храмов, их необыкновенная красота, чистота и духовная радость, которые наполняют душу. Никакие рассказы или фотографии не способны донести благодатную красоту монастырей, увиденных собственными глазами. Во время преодоления первых километров руководителями поездки был сделан специальный сосуд с надписью «Наша поездка» куда было предложено опустить записочки юных пилигримов, в которых они выразили свои ожидания от поездки. Первая обитель на этом пути – Богородицкий Высоцкий мужской монастырь в Серпухово. Он был основан в 1377 году серпуховским князем Владимиром Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского. Здесь покоятся мощи преподобного Афанасия Высоцкого и много других святынь. Первой здесь была воздвигнута Зачатьевская церковь. А в память о Куликовской битве Владимир Храбрый в 1381 г. выстроил Покровский собор. После знакомства с историей обители дети участвуют в молебне в Покровском храме. Здесь находится чудотворный образ Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Явление этой иконы произошло в 1878 году, когда перед ней излечился от недуга пьянства отставной солдат. Ее история замечательно описана в рассказе Ивана Сергеевича Шмелева «Неупиваемая чаша». Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии совершается молебен с акафистом пред чудотворным образом Божьей Матери, за которым поминаются имена тех, кто страдает пристрастием к винопитию, наркомании и табакокурению. По словам насельников этой обители, сюда стремится много паломников – поток людей просто нескончаем. Привлекает их сюда великая святыня – чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». К Пресвятой Богородице приходят люди, нуждающиеся в помощи исцеления пороков наших греховных, таких как пьянство, который сейчас в России считается одним из самых основных бедствий. Многие паломники молятся здесь о своих близких. Днепропетровские паломники также вознесли свои молитвы с надеждой, что Господь и Его Пречистая Матерь поможет родным и близким избавится от многих болезней и недугов. Далее – путь лежит в Вознесенскую Давидову пустынь. Это одно из красивейших духовных сокровищниц Подмосковья. Пустынь была основана в 1515 году учеником преподобного Пафнутия Боровского преподобным старцем игуменом Давидом в живописном уголке на берегу реки Лопасня, во времена княжения Василия III – отца Ивана IV Грозного. Преподобный Давид заложил в основанном им монастыре церкви посвященные Вознесению Господню, Успению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю Чудотворцу, и посадил у монастыря липовую рощу. Много исцелений происходит здесь по молитвенному предстательству преподобного Давида у его святых мощей. Оказывается, многие люди приезжают сюда в надежде получить молитвенную помощь преподобного Давида в чадородии. Один из насельников этой обители иеродиакон Серафим, проводивший экскурсию по монастырским храмам, рассказал: «Особо замечено, что преподобный помогает при болезнях ног и от бесплодия. Очень много людей, которые прожили в браке много лет и уже даже не имели никакой надежды на появление детей по молитвам преподобного получали чадородие, и даже несколько детей». Паломники, приехав в Давидову пустынь, идут на экскурсию по монастырю и из уст насельников обители они открывают для себя интересные факты из истории монастыря. С удивлением ребята узнают, что, оказывается, в 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и казаков под предводительством гетмана Петра Сагайдачного, которые разорили и сожгли монастырь. Что же побуждало к таким неправедным действиям православного гетмана? «Когда произошло это разорение монастыря, то к вере это не имело ни какого отношения – это русско-польско-литовское противостояние. Ведь вернувшись на родину, тот же гетман Сагайдачный построил православную гимназию, будучи сам православного вероисповедания. Но когда они пришли в Россию, то это было, как сейчас говорят, чисто националистические действия, не имевшие к вере и религии отношения. На самом деле это было вызвано не правильным понятием добрососедских дружеских отношений. Об этот говорит Господь: «Да любите друг друга»! А люди перестали понимать, что такое друг. Если мой ближний выгоден мне, то он друг, а если нет, то это стало обозначаться словом «товарищ», то есть в человеке видят в первую очередь товар и потребительское отношение. Друг стал понятием товара», – сказал иеродиакон Серафим. В храмах обители находится много чудотворных икон и благодатных святынь. Это частицы гвоздя распятия Христова, ковчег с частицей Хитона Господня, ковчег с частицей ризы Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами преподобного Давида Солунского, ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, ковчег с мощами святого великомученника Евстафия Плакиды и другие святыни. Также дети ближе знакомились с монастырским уставом и узнали о том, как живет монастырь сегодня. Прощаясь с обителью, юные паломники получили благословение на дальнейший путь. Ведь впереди их ожидает посещение Иверского мужского монастыря на Валдае. Но об этом – в нашем следующем рассказе. Диакон Георгий Скубак, Анна Регульская