Додому Новини ТИХВИНСКИЙ ОБРАЗ — ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБИТЕЛИ

ТИХВИНСКИЙ ОБРАЗ — ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБИТЕЛИ

(К 10-летию возвращения Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в женский монастырь Днепропетровска) Сейчас Образ Богородицы хранится в главном храме Свято-Тихвинского женского монастыря, основанного еще в 1866 году силами духовенства и многих именитых людей Екатеринослава. Тяжелые испытания выпали на долю этой обители. Монастырь просуществовал немногим более полувека, в 1925 году он был закрыт, монастырский собор разрушен, но остальные постройки сохранились до нашего времени. Чудотворный образ Тихвинской иконы Божьей Матери монахиням удалось спасти. В начале шестидесятых икона нашла себе пристанище в Свято-Троицком кафедральном соборе и только в 1999-ом году была возвращена в монастырь. 9 июля Православная Церковь празднует день явления Тихвинской иконы Божией Матери. Эта икона, наряду с Владимирской, Смоленской, Иверской и Казанской, считается одной из самых почитаемых среди православных верующих. Династия Романовых считала этот образ священным для своего народа и поклонялась ему. Пять лет назад в 2004 году состоялось торжественное возвращение Тихвинской иконы Божией Матери на Русскую землю. После большевистского переворота, когда разрушению подверглись тысячи храмов, икона была национализирована и изъята. Вывезенная фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, она шестьдесят лет пребывала на чужбине — в Америке. Более трех десятилетий Русская Православная церковь искала свою утраченную святыню. В настоящий момент икона возвращена на родину в город Тихвин и помещена в Казанском соборе. Тихвинская икона Божией Матери прославилась как покровительница и защитница Святой Руси, поэтому ее возвращение в Россию приобретает значение важнейшего духовного символа. В Днепропетровской епархии тоже есть почитаемый богомольцами список этого святого образа, для которого этот год также юбилейный. Ровно десять лет назад икона была торжественно возвращена обители. Тихвинская икона Богоматери — небесная покровительница северо-западных земель России. По преданию ее написал святой евангелист Лука. Чудесное явление образа произошло в 1383 году рыбакам на реке Тихвинке. Для него выстроили храм, затем основали монастырь, который дал начало крупному поселению. Появление в Екатеринославской епархии Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы связано с долгим спором по поводу того, в честь кого будет наименована новая община. Для разрешения разногласия обратились к епископу Платону, который пригласил монахиню Феонилу (Ефремову). Она передала предсказание Киевского старца Феофила о том, что она поселится в обители, которая будет уделом Богородицы. Теперь оставалось решить, в честь какого святого образа или события, связанного с именем Божьей Матери, будет названа обитель. И опять было множество предложений. Но преосвященный остановил разногласия следующим решением: он благословил трехдневный пост с молитвой, отслужили молебен Царице Небесной и написали записку, в которой были указаны во имя какого образа или события будет названа обитель. Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю. К концу трехдневного подвига Марии Гусевой во сне представилась неизвестная ей обитель. В ней святой образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». Проснувшись, Мария Гусева пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял это за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что этот образ пребывает в городе Тихвине. Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии данного образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено и в город Тихвин были посланы купец Сергей Рыбаков, Мария Гусева и монахиня Феонила. Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред святым Образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычица, милостивая о нас пред Богом заступница». Услышали посланники и рассказ о чудесном пребывании святого образа в обители. Икона была написана в Царьграде, но за прегрешения жителей города трижды скрывался. Последний раз образ не вернулся в Царьград, а был носим ангелами «на воздусе» над Русской землей. Первыми его увидели рыбаки, ловившие рыбу на Волге. Они побежали в город и рассказали о видении священникам и жителям. Быстро собравшись все духовенство и горожане вышли к берегу, молебно взывая: «Прииди к нам Царице, сниди, Владычице». Над городом Тихвином святой образ остановился и опустился на место, где ныне устроена обитель. По месту явления икона стала называться Тихвинской. Он является главной святыней обители и всего города. При нашествии неверных (татар) в 1533-1584 годах образ Божьей Матери был вставлен в монастырскую стену с маленьким оконцем, пред ним была зажжена лампада. Но в монастырском храме была оставлена Его копия, написанная на древе. Татары сожгли многие храмы, пожар коснулся и Тихвинского монастыря, но копия образа Богородицы одна осталась несгоревшей, а только почернела. Этот образ и был передан обители города Екатеринослава в благословение. Иноки сопровождали икону к пароходу с акафистным пением. Когда внесли ее на пароход, затеплили пред ней лампады, зазвонили колокола в монастыре, и пароход направился по реке Тихвинке, Волге и Днепру к Екатеринославу. На встречу святого образа вышли Преосвященный епископ Платон с клиром и множество народа. Колокольный звон сливался с пением, на глазах встречающих были слезы радости. Как в Тихвине, так и в Екатеринославе чаяли милости Богородицы, взывая молебно: «Прииди к нам, Царице, сниди Владычице». Архиерей снял с парохода образ Божьей Матери. На берегу был отслужен молебен с пением акафиста. Крестным ходом святыню под пение тропаря: «Днесь, яко солнце пресветлое возсия…» был перенесен на место основания обители. Здесь также был совершен молебен. Святой Образ был обнесен по углам града обительского, затем торжественно отнесен в Троицкую церковь (ныне – Свято-Троицкий кафедральный собор) и поставлен временно, до окончания строительства зимнего храма, у первой правой колонны. В 1867 году к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины икона торжественно была перенесена в храм обители и водворена за правым клиросом. Здесь она находилась до окончания строительства собора, а в 1874 году была торжественно перенесена в собор и также поставлена за правым клиросом. Святой Образ Тихвинской Божьей Матери прославился многими чудесами: больные получали исцеление, одержимые разрешались… Перед окончательным закрытием монастыря в 1925 году святой чудотворный образ монахиням удалось спасти, хранился он до 1942 года в квартире монахини Геннадии. Через 40 лет после своего скитания Тихвинская икона Божией Матери возвратилась в одноименную родную обитель. Это было в 1999 году 9 июля после Божественной литургии. В день празднования Тихвинской иконы Божьей Матери из Троицкого кафедрального собора торжественным крестным шествием она была перенесена в Свято-Варваринский монастырский храм. Помимо правящего архиерея архиепископа Иринея (Середнего) в торжествах принял участие епископ Славянский Алипий (Погребняк). После того, как икона Божией Матери была торжественно поставлена на аналой в центре главного храма обители, Днепропетровский Архипастырь поздравил свою боголюбивую паству и насельниц возрождающейся обители с возвращением в монастырские стены великой православной святыни. Также Владыка в своем святительском слове призвал «объединиться в молитве перед святыней, чтобы Царица Небесная хранила Отечество наше, Святую нашу Церковь и народ от скорбей и напастей». С того самого торжественного момента, как прежде, каждую пятницу за вечерним богослужением пред святым образом Владычицы читается акафист, сопровождаемый песнопениями и величанием Царицы Небесной! Сегодня Днепропетровская обитель переживает свое второе рождение. Здесь царит какая-то особая атмосфера легкости и гармонии, ощущение полного спокойствия – словно бы время остановилось. Но нет, повсюду работают люди, каждый занят своим делом. Народу сюда приходит много, о чудотворной иконе наслышаны все. В нашем полуторамиллионном мегаполисе практически каждый третий знает о Тихвинской обители, возможно, каждый двадцатый приходит сюда за помощью и получает ее. Денно и нощно монахини молятся о спасении огромного количества людей. Людям светским, тяжело понять, что их работа — это великий и тяжелейший труд. Ежедневно у чудотворного образа совершается молебное пение, никто не уходит неуслышанным, многие получают долгожданную помощь, наверное, это и есть подтверждением того, что одним островком добра и любви в нашем мире стало больше. Диакон Георгий Скубак