Додому Новини ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА — КРЕСТОПОКЛОННАЯ

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА — КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. Крест выносится из алтаря для воодушевления верующих и напоминания об очень важной духовной истине: стать участником Воскресения Христова можно только через достойное несение своего Креста. С каждым днем Святой Четыредесятницы мы все ближе подходим к Страстной седмице. И сегодня Церковь выносит для поклонения Святой Крест, чтобы напомнить нам о том, что великопостный путь приведет нас к подножию Голгофы, где мы будем предстоять распятому Господу. В связи с предстоящей неделей Крестопоклонной, наверное, будет не лишним напомнить, ну, хотя бы о двух, связанных друг с другом значениях Креста Христова. Крест Христов – это главный и высший символ христианской веры. В духовном смысле, Его долгота простирается от глубин Ада, куда сошел воскресший Христос, до высот неба, где Отец уготовал верным Своим Царство Небесное. Ширина Креста охватывает весь мир, все человечество от востока до запада, открывая объятия всем и каждому. На Кресте завершилась земная жизнь и служение Господа. И как? На Того, кто принес заповедь о любви, кто творил только добро обрушилась страшная ненависть людей. Крест — это извечный вопрос: «Почему добро вызывает сопротивление и ненависть?». Если присмотреться к участникам евангельских событий, то все, ненавидящие и убивающие Христа люди, не были какими-то злодеями или особо одержимыми злом. Они были такими же, как все, то есть как мы. У каждого из них было свое оправдание, была своя правда. Фарисеи и книжники предали на Распятие Христа, во имя политического блага своего народа, хотя знали, что Он безвинен. Пилат даже хотел отпустить Иисуса, но затем, поддавшись уговорам учителей-законников «умывает руки», и из-за своего чиновничьего испуга дает ход совершающемуся беззаконию. Простой народ, недавно славивший Христа, будет вскоре кричать «Распни Его!» – так им сказали делать их учителя. Ну, а римские воины, пролившие кровь Спасителя, вроде как тоже не виноваты – они исполняли приказ. Но все вместе эти люди, каждый думая, что совершает правое дело, убили человека, который «не единого зла не сотворил». Но разве не происходит то же самое и в нашей жизни? Когда приходит час сказать решительное, бесповоротное «нет» злу и ненависти, неправде и несправедливости разве мы не поддаемся соблазну «умыть руки» и спрятаться за формальными оправданиями. Первоначальное назначение креста — это действительно суд и приговор, таков и Крест Христов, но он судит зло и, прежде всего то, которое одевается в одежды добра, прикидывается правдой, потому ложь так легко и пробивает себе дорогу в нашем мире. Крест, вознесенным на себе Господом, обличает грех мира и псевдоправедность. Это одно Его значение. Но ведь и каждый человек имеет свой жизненный крест. Сказал же Христос: «Кто не несет креста своего, не может быть Моим учеником». Обычно под несением креста понимается терпение человеком тягот и лишений, безропотное принятие скорбей, которые попускает Господь. Это все так, но есть и еще один смысл присутствия в нашей жизни креста. Каждое принятое решение ставит нас перед выбором — поступать по совести или как удобнее. И вот собственный крест каждого христианина — это жить в свете суда совести, которая не приемлет грех, благословляя милость и добро. Пройдет еще столько же времени Великого поста, и мы опять услышим Евангельское чтение о последних днях Спасителя -— о том, как люди, бывшие вокруг Христа, один за другим отходили от Него, предавали Его. Его предали практически все — и кто любил, и кто ненавидел! Лишь Божия Матерь, немногие из учеников и несколько женщин, которые при жизни Иисуса следовали за Ним всюду, нашли в себе смелость дойти до Голгофы, чтобы стать свидетелями последних минут Спасителя. Лишь случайный прохожий, Симон Киринейский, оказался способным понести крест Иисуса и тем самым облегчить Его страдания. Большинство же, в том числе воины и стража, стоявшая у креста, издевались и глумились над Распятым. И вот здесь, вспоминая людей, находившихся в те дни рядом со Спасителем, зададимся вопросом: как бы мы поступили, находясь на их месте, и как мы поступаем сейчас? Не предаем ли? Не отворачиваемся ли? Не боимся ли? Не глумимся ли? Не малодушествуем ли? И, в конце концов — не распинаем ли мы в очередной раз Христа отвергая Его заповеди, когда совершаем грех? Продолжением Креста, распятия и смерти Христа на Страстной седмице будет Пасха. Другого пути к Воскресению нет. Но уже сейчас, в середине Великого Поста, дается для поклонения Крест Господень, для того, чтобы верующие соединили свои малые и большие жизненные кресты с Животворящим Крестом Спасителя, чтобы его живительные силы напитали своими соками всех ради Господа постящихся и на суде своей совести избирающих правду и любовь. Диакон Георгий Скубак