Додому Новини В первый день Успенского поста митрополит Ириней призвал горожан научиться воздерживать себя,...

В первый день Успенского поста митрополит Ириней призвал горожан научиться воздерживать себя, управлять самим собой и обновить свою совесть в святых Таинствах Покаяния и Причащения

14 августа — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Праздничные богослужения Управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершил в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. В канун праздника Правящий Архиерей в сослужении соборного клира совершил всенощное бдение с выносом Креста для всеобщего поклонения. В сам день праздника Днепропетровский Архипастырь под соборными сводами возглавил Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужил настоятель собора протоиерей Владимир Аксютин и причт собора. По традиции после Литургии митрополит Ириней в церковной ограде совершил чин малого освящения воды и освятил новый урожай меда, мака, цветов и благовонных зелий. В конце богослужения Владыка Ириней поздравил всех с праздником и началом Успенского поста. В своем назидании к собравшимся верующим Архипастырь указал на подлинный смысл постного периода: очищение своего сердца и устремление его к источнику истинной и совершенной жизни — Христу. Владыка призвал снова поработать над своим духовным совершенствованием в период поста, положить предел своим хотениям, подчинить свою волю воле Божьей и Святой Церкви. Также Владыка указал на необходимость во время постных дней научиться воздерживать себя и управлять самим собой, добровольно ограничить требования своей телесной природы и обновить свою совесть в святых Таинствах Покаяния и Причащения. В конце своего слова Правящий Архиерей пожелал, чтобы Господь подал обновление и истинную радость каждому человеку, который воспользуется постом по-христиански. *** Викарий Днепропетровской епархии епископ Новомосковский Евлогий в день праздника Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня возглавил богослужения в Свято-Троицком кафедральном соборе Новомосковска. За Божественной литургией Его Преосвященству сослужил настоятель собора протоиерей Владимир Цешковский и духовенство собора. После уставных священнодействий, указанных на данный праздничный день, викарный владыка произнес проповедь, после которой освятил мед нового сбора и благовонные зелья. К СВЕДЕНИЮ: Август, последний месяц церковного года, содержит три особых празднования в честь Спасителя: одно из них, Преображение Господне, — праздник великий, двунадесятый, а два других относятся к праздникам малым со славословием: 14 августа вспоминается Происхождение честных Древ Животворящего Креста Господня, а 29-го — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа. В народном календаре по хронологии празднования они именуются Первым, Вторым и Третьим Спасом. В настоящее время особенностями церковного празднования 14 августа являются изнесение Креста на середину храма для поклонения, подобно 27 сентября, и малое освящение воды. Первый Спас в народе именуется «медовым» — в этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носят освящать в церковь мед. После Литургии и малого водоосвящения священнослужитель освящает мед нового урожая. Часть освященного меда (попова доля) оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: «На Первый Спас и нищий медку попробует!». Из-за того, что 14 августа была крещена вся Киевская Русь в водах Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас — после 988 года во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом к водоемам, с последующим купанием. Кроме того, 14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. По логике вещей, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Но там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Пресс-служба Днепропетровской епархии