Додому Новини В первый день Успенского поста митрополит Ириней совершил праздничные богослужения в главном...

В первый день Успенского поста митрополит Ириней совершил праздничные богослужения в главном храме Днепропетровска

Богослужения в день празднования происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершил в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. В канун праздника (13 августа 2012 года) правящий архиерей в сослужении соборного клира возглавил вечернее богослужение, во время которого на утрени совершил вынос Креста для всеобщего поклонения. В сам день праздника (14 августа 2012 года) днепропетровский архипастырь в главном храме города молился в алтаре за Божественной литургией, которую совершил настоятель собора протоиерей Владимир Аксютин в сослужении соборного причта. После Литургии по уставной традиции митрополит Ириней в церковной ограде совершил чин малого освящения воды и освятил новый урожай меда, мака, цветов и благовонных зелий. В конце богослужения владыка Ириней поздравил всех с праздником и началом Успенского поста. В своем назидании к собравшимся верующим архипастырь указал на подлинный смысл постного периода: очищение своего сердца и устремление его к источнику истинной и совершенной жизни — Христу Спасителю. ***** Викарий Днепропетровской епархии епископ Новомосковский Евлогий в день праздника Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня возглавил богослужения на своей кафедре – в Свято-Троицком кафедральном соборе города Новомосковск. За Божественной литургией Его Преосвященству сослужило соборное духовенство. После уставных священнодействий, указанных на данный праздничный день, викарный владыка произнес проповедь, после которой освятил мед нового сбора и благовонные зелья. К СВЕДЕНИЮ: Август, последний месяц церковного года, содержит три особых празднования в честь Спасителя: одно из них, Преображение Господне, – праздник великий, двунадесятый, а два других относятся к праздникам малым со славословием: 14 августа вспоминается Происхождение честных Древ Животворящего Креста Господня, а 29-го – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа. В народном календаре по хронологии празднования они именуются первым, вторым и третьим Спасом. В настоящее время особенностями церковного празднования 14 августа являются изнесение Креста на середину храма для поклонения, подобно 27 сентября, и малое освящение воды. Первый Спас в народе именуется «медовым» – в этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носят освящать в церковь мед. После Литургии и малого водоосвящения священнослужитель освящает мед нового урожая. Часть освященного меда (попова доля) оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: «На Первый Спас и нищий медку попробует!». Из-за того, что 14 августа была крещена вся Киевская Русь в водах Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас – после 988 года во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом к водоемам, с последующим купанием. Кроме того, 14 августа – день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. По логике вещей, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Но там, где еще сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Пресс-служба Днепропетровской епархии