Додому Новини Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября (14 сентября по старому стилю) Православная Церковь празднует двунадесятый господский праздник Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день в Днепропетровской епархии 2 храма молитвенно отмечают свое престольное торжество., Крестовоздвиженский храм г. Днепр, 1-е городское (правобережное) благочиние, ж/м Покровский (Закладка храма 1803 г., Окончание строительства 1817 г., Достроена колокольня 1900-1903 гг., Закрытие храма 1927-1943 гг., Капитальная реконструкция храма 2011-2015 гг.)., Крестовоздвиженский храм Днепровское районное благочиние, пгт. Обуховка (Первый Никольский храм построен в 1882 году, Община зарегистрирована 28 декабря 2002 г., Закладка храма и водружение креста 14 января 2007 г. Строительство 2007-2011 гг., Великое освящение храма 25 июля 2015 г.), По случаю престольного торжества во всех храмах прошли праздничные богослужения., О ПРАЗДНИКЕ:, Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня праздник, отмечаемый в исторических христианских церквях, принадлежит к числу господских двунадесятых. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы места распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629). Название праздника обусловлено обычаем Церкви на Востоке, восходящим к IV веку, воздвигать крест во время богослужения (т.е. поднимать Крест для обозрения всеми молящимися)., Празднуется Русской Православной Церковью, а также старостильными и некоторыми поместными Православными Церквами 14 (27) сентября, а поместными церквями, перешедшими на новоюлианский календарь и Католической церковью 14 сентября по григорианскому календарю. Армянской Апостольской церковью в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября (а также в понедельник, пятницу и субботу следующей недели)., Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На этом месте собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения., Однако через 300 лет великие христианские святыни Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан., Святой равноапостольный Константин Великий (306337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение Крест с надписью Сим победиши., Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию (314 – 333)., Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: Господи, помилуй, благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году., При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского., Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди., Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освещения храма, она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Указание на время установления праздника имеется в александрийской хронике (не позже VII в.): При сих консулах, Далматии и Аниции Павлине (335 г.), говорит ее автор, совершено освящение церкви св. креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (ошибка писца, следует 13), и отселе начался праздник Воздвижения св. креста., В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня Крест Господень., С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм., В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество., Богослужение в праздник Воздвижения Креста Господня аналогично богослужению Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа)., Накануне (то есть 26 сентября) вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом)., На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся Воскресение Христово видевше вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятогонастоятель совершает вынос креста. Держа Крест на голове, настоятель, в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает его вынос через северную дверь, остановившись на амвоне, он произносит Прему́дрость, про́сти, затем при пении тропаря Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство несёт Крест на середину храма и кладёт его нааналой. Затем совершается троекратное пение тропаря Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим, во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час. В соборах и в приходских храмах (по современной практике Русской Церкви при архиерейском богослужении или с благословения епархиального архиерея), совершается чин воздвижения Креста., На литургии вместо Трисвятого поется Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим (без земных поклонов)., По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета., Крест лежит на аналое до 4 октября дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата., Тропарь, глас 1, Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство., Кондак, глас 4, Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу, Величание, Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Честный, имже нас спасл еси от работы вражия., Пресс-служба Днепропетровской епархии


Фотогалерея

[gallery link="6447957ea579e8b080.jpg"]