Додому Новини ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

28 февраля — Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Во второе воскресение Великого Поста Православная Церковь чтит память Солунского святителя Григория Паламы. Чем же прославился этот греческий монах и случайно ли почитания святого приходится на начало Великого поста? В центре православного монашества, которым считается греческий полуостров Святая гора Афон, течет жизнь, внешне — размеренная древним иноческим уставом, а внутри — наполнена особой духовной святогорской традицией. На этой земле живут только те, кто поставил перед собой одну единственную цель — соединиться с Богом. Сама по себе фраза «единение с Богом» кажется очень общей и непонятной. Как можно объединить временное с вечным, а телесное с бестелесным? Какая форма соединения человека со своим творцом? Может быть, причащение Тела и Крови Христа на Святой Литургии? Да, безусловно. Нет большего дара для православных христиан, чем принятие в себя Божественного Тела и Крови Христовой в Таинстве Евхаристии. Господь так снизошел к человеку, что дает к себе прикоснуться даже на материальном уровне — для этого и воплотился Христос Бог. Но и телесно соединяясь с Господом, грешный человек может не чувствовать и не переживать этого. Одно лишь физическое принятие Причастия не ведет к автоматическому единению с Богом. Этот великий дар дается каждому крещеному человеку, но ощущают и отвечают на него единицы, по мере своей духовной подготовленности. Из Евангелия мы знаем, как Христос взял с собою троих учеников и пошел помолиться на гору Фавор. Там его тело преобразилось, и ученики увидели необыкновенный свет, такой, что забыли обо всем земном и желали лишь продлить это мгновение. В XIV веке среди Святогорских монахов получило широкое распространение движение «исихазма». Название происходит от греческого слова «исихия», что означает безмолвие, тишина, покой. Его последователи использовали особый метод духовного делания, например, непрестанное повторение краткой Иисусовой молитвы — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Результатом было достижение аскетами особого состояния тесного соединения с Богом, очищение сердца и ума, которое часто выражалось в видении Божественного Света. Того самого, который был показан апостолам на горе Фавор, и о котором апостол Петр сказал: «хорошо нам здесь быти». Но были у исихазма и противники. Их возглавил некий монах-философ Варлаам из Калабрии Южной Италии. Он обвинил исихастов в ереси и многобожии, поскольку, те с его точки зрения, поклоняются не Богу, а некоему тварному физическому свету. Варлаам и его последователи учили, что между Богом и человеком лежит пропасть. Поэтому, человек никак не может соприкоснуться с Богом, кроме как умозрительно. А благодатные озарения — это лишь некие подарки творца, а не проявление Его Сущности. Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света и при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях. В защиту исихазма из среды афонского монашества возникает грандиозная личность святителя Григория Паламы. Свои обязанности священника святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу – совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи. Именно он сумел дать богословское объяснение Божественного света на горе Фавор, определив его как нетварную божественную энергию, источником которой является Сам Бог. Человеку недоступно участвовать в природе Бога, но через Божью благодать, Его энергию, верующий приобщается к нетварному Божественному свету Царства Небесного. Вначале, прежде публичного обличения, святитель Григорий Палама написал два личных письма Варлааму, в которых вежливо выяснял, правильно ли он понял приписываемое ему учение, не произошло ли его искажения от пересказов людских. Затем, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. Удивительно, но истина, которую отстаивал святитель Григорий запечатлелась и в последние минуты его земной жизни. Накануне преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. Позади две недели Великого поста, и хочется призвать всех испробовать свои силы на этом спасительном пути. Если кто-то не начал еще поститься, начните его прямо сейчас, с помощью этого благодатного света, открытого нам святителем Григорием Паламой. Ведь мы являемся носителями этого благодатного света со дня крещения. Христос просвещает и освящает каждого человека, приходящего в мир. И Он освятит и нашу жизнь, если мы будем с Ним общаться, молиться, приносить слезное покаяние и по мере своих сил продолжать постное воздержание. Святитель Григорий Палама является той личностью, которая своим высоким богословием, почерпнутым из духовного опыта отцов Церкви и своего личного, приоткрывает завесу над тайной соединения человека с Богом. Это ли не главная цель Великого поста, да и, собственно, всей нашей жизни?! Диакон Георгий Скубак