Додому Новини 1 АВГУСТА — ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903)

1 АВГУСТА — ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903)

Через 70 лет после смерти преподобного Серафима Саровского, в 1903 году, состоялось его церковное прославление. 1 августа, по новому стилю, в день его рождения, при участии императора-страстотерпца Николая II в Сарове были торжественно открыты мощи святого. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в город. С того времени, широко почитаемый еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного народа. Многие люди, недостаточно церковные, удивляются – ну что такого особенного в этом Серафиме Саровском? Что он оставил после себя? Он не был писателем, церковным иерархом, государственным мужем, интеллектуалом в нашем понимании этого слова. И, действительно, внешне, его жизнь была бедна событиями. Появился на свет в семье курских жителей Мошниных в 1759 году. В 20 лет поступил в Саровскую пустынь. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет служения в сане иеродиакона и иеромонаха, отшельничество и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга. Его уединенная жизнь прошла в саровских лесах. Там он совершил подвиги, разрушающие обывательское представление о том, что современным людям не по силам подвижнические труды древних христиан. И только на 66 году жизни Серафим выходит из затвора и начинает принимать у себя всех, кто искал наставления, утешения, духовного руководства и исцеления. И первое, что он говорит, а вернее, показывает людям, это то, что человек человеку не волк, а радость. «Радость моя», — такими словами встречал преподобный Серафим каждого, приходящего к нему. Да, он не писал книг, и до нас дошли лишь несколько десятков его выражений, но и их хватило, чтобы совершить духовный переворот в русской православной духовности. Преподобный Серафим просто напомнил основную истину христианства, многими забытую за внешним пониманием церкви как свода правил и моральных предписаний. «Цель жизни христианина – говорил преподобный, – Стяжание Духа Святого». Если многие благочестивые люди считают, что смысл жизни в том, чтобы творить добрые дела, то святой учил и доказывал, что смысл не в самих делах, что дела не цель, а только средство к главному — к богообщению и познанию Бога через приобщение к благодати Святого Духа. Тихие и кроткие, простые и ласковые слова батюшки Серафима о приобретении Духа Святого совершили, как бы сейчас сказали, «бархатную революцию» в сознании простого православного народа. Кто не знает его выражение, стоящее многих томов: «Приобрети дух мирен, и около тебя спасутся тысячи»? А значимость его словам придавало только одно — преподобный все сказанное им, явил собственным примером, и не столько говорили его уста, сколько сама его жизнь. В лице преподобного Серафима Церковь восторжествовала — пусть перед концом империи, но восторжествовала, в царствовании Императора Николая II, который сделал прославление преподобного Серафима свидетельством желаемого единства Церкви, государства и всего православного народа. Да эту соборность и ставил задачей своего царствования последний царь-страстотерпец. Ну, а ныне, мы — разцерковленные народы, и интересы наши больше на пути разделений, конкуренций и политических баталий. Святой Серафим предвидел те беды, которые постигнут его страну в ХХ веке, но со свойственной ему любовью к каждому человеку и, призывая всех к чистой, объединяющей людей вере, он предсказал и грядущее после катастроф ее духовное возрождение. Хочется надеяться, что мы действительно пойдем не по пути смуты и разделений, а по пути духовного единства, который начертан нам преподобным Серафимом Саровским. Пресс-служба Днепропетровской епархии