ФЕОДОСИЙ (МАКАРЕВСКИЙ), Епископ Екатеринославский и Таганрогский

ФЕОДОСИЙ (МАКАРЕВСКИЙ), Епископ Екатеринославский и Таганрогский

 назначенный на Екатеринославскую кафедру 23 июня 1871 года, прибыл в город 5 августа накануне храмового праздника в Екатеринославском кафедральном соборе. Совершая богослужение 6 августа, Епископ обратился к своей пастве со словом, в котором изложил взгляд на свое служение: «Я, в виде всех вас пред престолом Божьим, пред лицом Всевидящего Господа, обещаю вам полное усердие к своему делу; при искреннем, сердечном желании вам душевного спасения с полною готовностью, по мере сил и умения, буду для общего блага нашего, трудиться и молиться о благосостоянии и преуспевании Екатеринославской церкви; сколько возможно для немощных сил моих, употреблю все, чтобы только оправдать свое призвание и назначение и сколько-нибудь достигнуть тех высоких и благих целей, для которых в царстве благодати, в церкви Христовой, в среде верующих поставляются епископы и пастыри душ» (Екатеринославские епархиальные ведомости, 1872, №1). И последующая деятельность Епископа Феодосия показала, что не пустым звуком были его слова.

       Феодосий ( в миру –Александр Григорьевич) Макаревский родился 3(15) мая на Черниговщине в семье диакона. Этим уже был предопределен его жизненный путь. После окончания Киевской духовной семинарии он поступил в академию, которую закончил в 1849 году по первому разряду, что означало возможность через два года стать магистром богословских наук. Выпускник академии  был направлен на работу в Смоленск, где преподавал всеобщую гражданскую историю в духовных учебных заведениях, а в 1853 был назначен ректором Вяземского уездного и приходского духовных училищ. Звание ректора училищ требовало принятия священного сана, поэтому Александр Григорьевич женился и 28 мая 1853 года был рукоположен во священника и  назначен еще на одну должность – цензора проповедей по Вяземскому уезду. Одновременно он был членом губернского Статического комитета, что предполагало знание чисто светских вопросов, связанных с положением разных категорий населения, развитием экономики, медицинским обслуживанием, образованием и другими. Он принимал активное участие в издании «Памятной книжки Смоленской губернии» (1855).

       Семейная жизнь Александра Григорьевича длилась недолго, он остался вдовцом с двумя детьми  и решил принять монашество. 3 мая 1861 года протоиерей Свято-Троицкого собора, инспектор Смоленской семинарии, профессор богословских наук Александр Григорьевич Макаревский принял постриг и имя Феодосий  в честь Феодосия Печерского, день памяти которого отмечается 3 мая. Весной следующего года иеромонах Феодосий был переведен на службу в Санкт-Петербург на ту же должность и возведен в сан архимандрита. Помимо службы в семинарии на него было возложено настоятельство в третьеклассном монастыре. Но служба в столичной семинарии была непродолжительной. 28 августа 1863 года Архимандрит Феодосий определен ректором Воронежской духовной семинарии с возложением на него преподавания богословских наук и настоятельства во второклассном Воронежском Актове монастыре. Кроме того, он должен был нести обязанности члена (присутствующего) Воронежской духовной Консистории, председателя комитета «по составлению  отпечатанного ныне акафиста святителю Тихону», благочинного монастырей Воронежской епархии, а с 10 декабря 1866 года и редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». 12 декабря 1866 года  Архимандрит Феодосий был назначен Епископом Острогожским, Викарием Воронежской епархии. Настоятельство в Актове монастыре было оставлено за ним. Хиротония Преосвященного Феодосия состоялась 29 июня 1867 года.

     23 июня 1871 года Преосвященный Феодосий был назначен Епископом Екатеринославским и Таганрогским. Ласковый, приветливый и доступный для всех, Епископ Феодосий скоро снискал любовь духовенства и светского общества. Эти отношения не прерывались до самой кончины Владыки. Поездки Епископа по епархии доставляли радость всему духовенству. За тринадцать с половиной лет пребывания Епископа Феодосия на Екатеринославской кафедре было много сделано им для епархии и духовенства. С 1872 года начали выходить «Епархиальные ведомости», где нашла отражение церковная и административная жизнь епархии и обсуждались разнообразные вопросы пастырской и церковно-служительской практики. Была организована деятельность епархиальных и окружных съездов духовенства, а равно и благочиннических, учреждены цензурные комитеты для просмотра проповедей и духовных изданий, заведены благочиннические библиотеки и во всех отношениях улучшено положение духовных учебных заведений епархии. Под непосредственным надзором Епископа Феодосия было закончено  в 1874 году новое здание семинарии, а при его ближайшем участии выстроены новые здания для мужских духовных училищ в Екатеринославе, Бахмуте и Мариуполе и при всех от крыты общежития. Много потрудился Владыка над устройством и упорядочением женского епархиального училища:  были изыканы средства для содержания училища, воздвигнуто два корпуса с помещением для домовой церкви (церковь была освящена уже после смерти Преосвященного Феодосия), программы расширены, число учениц быстро увеличилось  - с 79   до 236. Учреждение, носившее до 1871 года характер приюта для девочек-сирот духовного звания, превратилось в организованное среднее учебное заведение. Не осталось без влияния и воздействия Владыки Феодосия и дело народного просвещения, а возродившаяся церковная школа, в особенности. На долю Владыки выпал труд первоначальной организации церковно-школьного дела в епархии. Отдавая распоряжение  относительно проведения в жизнь Высочайше утвержденных правил о церковно-приходских школах, Владыка писал:

       «Усердно всеми силами верующего сердца молю и не перестану молить всеблагого Господа, да подкрепит Он всемощною благодатию Своею духовенство Екатеринославской епархии в нелегком подвиге образования и просвещения народа в духе истинно христианском…»

Но Епископ не ограничивался только письменными распоряжениями, он лично следил за тем, как приводятся в исполнение его распоряжения, и предпринимал поездки в села и деревни для ознакомления на местах с состоянием школьного дела. Встречаясь с населением, он убеждал открывать школы и давать средства на их содержание. Пример Архипастыря увлекал духовенство, и оно принималось за открытие церковно-приходских школ и школ грамоты. В 1883 году во всей епархии было 58 церковных школ, ко времени же кончины Преосвященного Феодосия- 108 церковно-приходских и 37 школ грамоты с количеством учащихся в них 5368 человек.

    Несмотря на всю сложность обязанностей, Епископ Феодосий находил время заниматься еще и историей нашего края. Из-под его пера выходили не только церковные поучения, слова и речи, но и труды церковно-исторического характера. Достоверно известно, что Епископу Феодосию  принадлежат следующие труды: « Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре Екатеринославской епархии», «Самарский, Екатеринославской епархии, Пустынно-Николаевский монастырь», «Исторический обзор православной христианской церкви в пределах нынешней Екатеринославской епархии до времени формального объединения ее», «Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее», «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии (церкви и приходы прошедшего ХVIII столетия)» в двух выпусках.

     Ревностным и добросовестным трудом Преосвященный Феодосий подорвал здоровье и 5 февраля 1885 года отошел ко Господу, погребен под сводами Свято-Преображенского кафедрального собора с левой стороны, перед приделом Святой Великомученицы Екатерины. Над могилой Преосвященного Феодосия поставлен киот, на котором расположена икона святых Феодосия и Александра Невского, святых, чьи имена носил в миру и монашестве Епископ Феодосий.

Феодосий.jpg
Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100