СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАКАРИЙ (КАРМАЗИН), Епископ Екатеринославский и Новомосковский

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАКАРИЙ (КАРМАЗИН), Епископ Екатеринославский и Новомосковский

 В миру Григорий Яковлевич Кармазин родился 1 октября 1875 года в местечке Меджибаж, Литинского уезда, Подольской губернии в семье землемера.

По окончании Подольской духовной семинарии 23 августа 1893 года Кармазин был рукоположен в иерея к церкви села Витковец Каменецкого уезда Подольской губернии, где прослужил 7 лет и 21 апреля 1900 года был переведен в село Бандышевку Ямпольского уезда той же губернии. В 1902 году о. Григорий Кармазин стал военным священником 8-го запасного кавалерийского полка. С 4 мая 1912 года он числился военным священником 152 пехотного Владикавказского полка. Во время первой мировой войны, 2 мая 1915 года иерей Григорий был контужен, через несколько месяцев (21 июля) был вторично контужен и ранен, в связи с чем эвакуирован в госпиталь. По излечении 8 сентября того же года он вернулся в полк. За пастырские труды и личное мужество отец Григорий Кармазин был возведен в сан протоиерея и получил назначение в 729 пехотный Новоуфимский полк. В должности военного священника он служил в Брест-Литовске, Галиции, Риге и других местах. С 1918 по 1922 год протоиерей Григорий служил священником на разных приходах Киевской епархии. В 1922 году он принял монашество с именем Макарий и вскоре был хиротонисан Экзархом Украины Митрополитом Михаилом (Ермаковым) во епископа Уманского викария Киевской епархии.

        Для Православной Церкви наступили чрезвычайно тяжелые времена. С одной стороны, открытое гонение новой власти с ее богоборческой идеологией и конечной целью – уничтожение Православия , с другой – натиск обновленцев, раскольников, самосвятов, воспользовавшихся революционными свободами для достижения своих целей. Большевики отличались мастерством сталкивать и провоцировать, и появилась настоятельная необходимость, правильно оценивая ситуацию, наметить стратегию Православной Церкви в новых для нее условиях, осторожно и мудро провести церковный корабль сквозь все рифы новой политической реальности, дипломатично балансируя между чужими интересами и своими задачами.

        В 1922 году в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в числе других иерархов был арестован Митрополит Киевский Михаил. Вся тяжесть ответственности за Киевскую епархию легла на викарного Епископа Макария. В скором времени в силу административных и организаторских способностей, неиссякаемой энергии и всепоглощающей преданности церковному делу Епископ Макарий стал пользоваться авторитетом не только в Киевской епархии, но и за ее пределами. С 1922 по 1925 годы по причине отсутствия Митрополита и в силу сложившихся обстоятельств ему приходилось решать церковные проблемы, выходящие за пределы Киевской епархии, что делало его фигуру в церковной ситуации на Украине во многих отношениях ключевой. Вокруг него консолидировались сторонники Патриаршей церкви в Украине. Происходящее в стране Владыка оценивал трезво и ясно, не претыкаясь об идеологические заверения власти, он умел адекватно обстоятельствам защищать церковные интересы. Объем церковных проблем был так велик, что Епископ Макарий пришел к выводу о необходимости рукоположения новых архиереев, которые смогли бы понести тяготы архипастырского служения в новых, неблагоприятных для православия, обстоятельствах. Не сообразуясь с мнением и пожеланием представителей власти и втайне от них вместе с ближайшим другом и единомышленником епископом Ананьевским Парфением (Брянских) епископ Макарий совершил хиротонию наиболее твердых и верных сторонников Святейшего Патриарха Тихона, способных к активной и плодотворной церковной работе, таких как Епископ Федор (Власов), Епископ Афанасий (Молчановский), Епископ Сергий (Куминский), Епископ Варлаам (Лазаренко). Совершенные хиротонии были одобрены Патриархом. По инициативе Епископа Макария было создано неподконтрольное ГПУ церковное управление, душой которого он являлся до ареста в 1925 году. Именно в этот период шла кропотливая и напряженная работа по созданию жизненноспособных церковных групп, состоящих из духовенства и мирян, и действующих независимо от безбожной власти.

        Малософиевский собор в Киеве оставался у православных (большая Софиевская церковь была захвачена украинскими самосвятами), и там формировался сильный приход, руководимый Епископом Макарием. Благодаря его стараниям и трудам, до православных Киева своевременно доходила нужная информация, формировались и вырастали новые достойные кандидаты для рукоположения, осуществлялась связь с селами.

        Ближайшей помощницей Епископа Макария была его двоюродная сестра Раиса Александровна Ржевская – вдова главного врача санитарного поезда имени Императора. Это был верный и преданный человек, на которого можно было положиться в самых трудных и ответственных обстоятельствах; с ее помощью и при ее участии Владыка осуществлял самые важные секретные церковные дела. Во время арестов и ссылок у нее хранились вещи, бумаги и документы Владыки. Она поддерживала нужные церковные связи, передавала ему в ссылку необходимую информацию о положении церковных дел.

        В 1923 году за активную церковную деятельность Епископа Макария арестовали и 4 месяца продержали в Киевской тюрьме.

        По благословению Владыки специально собирали средства для ссыльных епископов. Для этого Епископ Макарий выдал Н. Е. Недзвядовской специальное письмо-разрешение, чтобы проводить сбор по всем Киевским храмам. Но были и отдельные люди, специально назначенные для сбора средств для архиереев, которые находились в ссылке или тюрьме. По совету Епископа Макария Г. А. Косткевич связался в Москве с В. А. Невахович, которая целенаправленно занималась организацией помощи арестованным архиереям. Ей регулярно сообщали о высланных в Москву с Украины епископов, и она вместе со своими сподвижницами А. С. Лепешкиной и монахиней Любовью (Галициной) организовывала им передачи.

        В январе 1925 года Епископ Макарий был арестован, и только осенью того же года освобожден. Его обязанности принял на себя Архиепископ Георгий (Делиев). Осенью 1925 года в Москву из Ташкента вернулся из ссылки Митрополит Михаил (Ермаков). Несколько позже, зимой, был освобожден Епископ Макарий. «Деятельность Епископа Макария, - вспоминал В.И.Вловик, - была чрезвычайно реальна и действенна. Еще будучи в Киеве, параллельно с деятельностью руководящих ячеек Епископ Макарий создал так называемую пятерку общекиевского масштаба из Н.В.Кривицкого, А.Г.Феоктистова, Ворошилова, М.Н.Петренко, И.П.Мельникова. В задачи этой пятерки входила координация всех киевских групп».

 В 1925 году Епископ Макарий был назначен Епископом Екатеринославским и Новомосковским, а в декабре того же года снова арестован и после десятимесячного заключения выслан в Харьков, где пробыл по март 1927 года без права выезда. Все это время Епископ Макарий в значительной степени влиял на церковную жизнь в Украине. В 1926 году вместе с другими архиереями Украины Епископ Макарий возвысил свой голос против григорианского раскола, подписав «Обращение Украинских православных иерархов к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Сергию (Страгородскому) по вопросу об осуждении организаторов ВВЦС».

Зимой 1925-1926 года в Харькове находились Архиепископ Борис (Шипулин), Архиепископ Онуфрий (Гагалюк), Епископ Константин (Дьяков), Епископ Макарий (Кармазин), Епископ Стефан (Адриашенко) и Епископ Антоний (Панкеев), исполняющий обязанности секретаря. С ними в постоянном контакте были Епископ Василий (Зеленцов), Епископ Филарет (Линчевский), Епископ Сергий (Куминский), Архиепископ Аверкий (Кедров), Епископ Максим (Руберовский) и Епископ Леонтий (Матусевич). Эти архиереи в значительной мере влияли на церковную жизнь в Украине. В течение осени 1926 года обсуждался вопрос о необходимости тайно рукоположить новых епископов, как и в 1923 году. Как избрание, так и хиротония совершались конспиративно, без предварительного оповещения властей..

По мере арестов и высылок одних епископов их места занимали другие, каждый из которых окормлял определенный регион и те конспиративные группы, какие там были. Так, Владыка Константин (Дьяков) ведал Харковщиной, Архиепископ Борис (Шипулин), Епископ Феодосий (Ващинский), Епископ Варлаам (Козуля) и священник из Ольгополя Поликарп Гулевич (впоследствии священномученик Порфирий, Епископ Симферополтский и Крымский) – Подолией, Епископ Макарий (Кармазин) и Епископ Антоний (Панкеев) – Днепропетровщиной, Епископ Дамаскин (Цедрик) и Епископ Стефан (Проценко) – Черниговский.

В конце 1927 года Епископ Макарий был снова арестован и отправлен в ссылку в Горно-Шорский район Томской области. По окончании срока с 1933 года Епископ проживал в Костроме, а позже служил в селе Селище Ивановской области. Лишения и ссылки только укрепили огненный дух Епископа Макария. Все пережитое им ради Христа давало ему легкую и благодатную осознанность, что и как должен делать архиерей в условиях тотального гонения на веру. И он продолжал создавать домовые церкви, где окормлял свою паству и готовил кандидатов для рукоположения. Как и прежде, он оставался непримиримым борцом с обновленцами и непрестанно их обличал.

        Осенью 1934 года оперуполномоченный Кирьянов санкционировал арест Епископа Макария. В постановлении говорилось, что «Кармазин материалами предварительного следствия достаточно изобличается в контрреволюционной агитации и пропаганде, направленной против Советской власти, в связях с контрреволюционной ссылкой, то есть в отношениях с сосланными иерархами и священнослужителями, а также в устройстве антисоветских церковных сборищ…». Владыку также обвинили в том, что он был «идеологом православной церкви, объединял реакционные части духовенства для активной борьбы с советской властью, насаждал нелегальные домовые церкви с целью подготовки церковных кадров, устанавливал идейные связи с единомышленниками, находящимися в ссылке, устраивал у себя на квартире тайные моления и антисоветские сборища». Принимая во внимание, что нахождение на свободе Кармазина может влиять на ход дальнейшего следствия, на свободу его больше не выпустили.

        Сохранился «меморандум на проходящего по делу №9 УГБ Управления НКВД по ИПО Кармазина М.Я.». В графе «Последнее место службы, должность или род занятий» указано – «без определенных занятий». Быть епископом и служить в Церкви для безбожной власти не было «определенным занятием» и приравнивалось к тунеядству. В графе №7 «Характеристика обвиняемого, описание совершенного преступления и степень его опасности» говорится: «Является вдохновителем и руководит оперативно ликвидированной церковно-монархической контрреволюционной группой «ИПЦ». Участниками группы и ее вдохновителем велась развернутая агитация против Советской власти и проводимых ею мероприятий, распространялись контрреволюционные провокационные слухи о голоде в Советском Союзе, доходящем до людоедства, и т.д.». В графе о необходимости агентурного обслуживания  осужденного после освобождения из лагеря написано: «Необходимо». А в следующей графе «Можно ли вербовать и для какой работы» определенно указано «Нет».

        Владыку обвиняли в том, что он был «идеологом Православной Церкви», вел активную антисоветскую работу, объединял реакционно-враждебные части духовенства для активной борьбы с советской властью; насаждал нелегальные домовые церкви с целью подготовки церковных кадров; устанавливал идейные связи с единомышленниками, находящимися в ссылке и других городах; устраивал у себя на квартире тайные моления и антисоветские сборища».

        Полгода Епископ Макарий находился в тюрьме, пока 17 марта 1935 года он был присужден к ссылке в Казахстан сроком на 5 лет. Вместе с ним в тот же день была приговорена к ссылке и Раиса Александровна Ржевская, которая была арестована вслед за Владыкой, 8 октября 1934 года. Она была обвинена в том, что «входила в состав церковно-монархической группы последователей истинно православной церкви, принимала активное участие в нелегальных собраниях церковников и, как активный член группы, распространяла провокационные слухи о голоде, гонения на православную веру, духовенства и массу верующих. Вела антисоветскую агитацию против коллективизации и проводимых мероприятий Советской властью…». Р. А. Ржевская была самой преданной и верной сподвижницей Епископа Макария. Большую часть своей жизни она посвятила церковной деятельности и, находясь рядом с Владыкой в ссылке, несмотря на свои 57 лет, она была для него незаменимым помощником. У нее в доме происходили все нелегальные встречи, совершались службы. Через нее осуществлялись контакты с репрессированными архиереями, которым она организовывала посильную помощь, отправляла им продуктовые посылки и денежные переводы.

После осуждения Епископ Макарий и Раиса Александровна оказались в Казахстане в Карательском районе на станции Уш-Тоб. Епископ Макарий пребывал в непрестанной молитве и непоколебимом Евангельском смирении. Во всем предаваясь Промыслу Божьему, он продолжал вести себя так, как подсказывала ему совесть и долг православного архиерея. По-прежнему чрезвычайно осторожный и внимательный, невзирая на опасность, он продолжал принимать всех желающих получить духовное наставление. В его доме на станции Уш-Тоб по улице Днепровской совершались богослужения, на которые допускались самые близкие и проверенные люди. Владыка понимал: богоборческая власть не выпустит его из своих рук, но это только укрепляло его веру и дерзновение.

Через некоторое время на станцию Уш-Тоб прибыл высланный из Симферополя Епископ Порфирий (Гулевич). Молитвенник и подвижник , верный Патриаршей Церкви, он с радостью был принят Епископом Макарием и по его настоянию остался жить у него в доме. Взгляд на происходящее, пройденный путь архипастырского служения, любовь к молитве и аскетической жизни сроднили двух святителей. В единомыслии и единодушии родилась возвышенная дружба двух замечательных архиереев.

Все это время НКВД продолжало собирать на Епископа Макария компрометирующие материалы. Нашлись лжесвидетели, давшие показания против Владыки и Р.А.Ржевской, смысл которых сводился всего лишь к завистливым подозрениям: им много пишут, присылают посылки и по их предположению «епископ не любит Советскую власть». Один из них привел высказывания Епископа Макария: «Власть насильно хочет заставить отказаться от религии, но меня переломить взгляды никто не заставит; хотя бы угрожали смертью. Этого оказалось достаточно, и 20 ноября 1937 года лейтенант НКВД Зенин вырисал ордер на арест Епископа Макария. В тот же день был арестован и Епископ Порфирий (Гулевич), а через два дня - Раиса Александровна Ржевская и племянница Епископа Порфирия (Гулевич) Анна Петровна Михо и отправлены в Алма-атинскую городскую тюрьму.

23 ноября начались последние допросы, на которых Владыка все обвинения решительно отверг. – Вы обвиняетесь в том, что, находясь на станции Уш-Тоб, среди населения проводили антисоветскую деятельность, дискредитировали Советскую власть, группировали вокруг себя антисоветский элемент, Дайте по этому вопросу показания. – Находясь на станции Уш-Тоб, я среди населения контрреволюционной агитации никогда не проводил, как советскую власть, так и ее политику не дискредитировал, не группировал вокруг себя также и антисоветский элемент.

Ни одно из предъявленных обвинений не находило подтверждения. Владыка держался твердо и уверенно. Все показания лжесвидетелей Владыка категорически отверг. Но это не стало препятствием для следствия, и уже на следующий день, 24 ноября 1937 года после единственного вопроса было составлено обвинительное заключение против Епископа Макария, Епископа Порфирия, Р.А. Ржевской и А.П.Михо. Обвинительное заключение 1 декабря 1937 года утвердил начальник УНКВД по Алма-атинской области капитан госбезопасности Броун. В тот же день состоялся суд скорый и немилосердный. Епископ Макарий (Кармазин), Епископ Порфирий (Гулевич), Раиса Александровна Ржевская были приговорены к расстрелу, Анна Петровна Миха к 10 годам лагерей. 2 декабря были расстреляны Епископ Порфирий (Гулевич) и Р.А.Ржевская. На следующий день 3 декабря 1937 года был расстрелян Епископ Макарий (Кармазин).

В наиболее сложный исторический период для Русской Православной Церкви Епископ Макарий, мужественно и кротко пронеся до конца нелегкий крест архипастырского служения, и его верная сподвижница Р.А.Ржевская были увенчаны Богом мученическими венцами.

В 2000 году 13-16 августа в Храме Христа Спасителя в Москве на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Епископ Макарий (Кармазин) причислен к лику святых новомучеников и исповедников, Российских ХХ века. Он прославлен по списку от Крымской епархии: Епископ Уманский Макарий (Кармазин, 1875 – 1937).

Предстательством и святыми молитвами Священномученика Макария, Епископа Екатеринославского, предстоящего пред Престолом Божьим и молящегося за наш многострадальный народ и за нашу Церковь и Отечество, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Святый священномучениче Макарие, моли Бога о нас!

Память Священномученика Макария, Епископа Екатеринославского празднуется 3 декабря в день его мученической кончины.

 А сегодня по милости Божией в Днепропетровске на пос. Юбилейном уже построен небольшой храм, который освящен Митрополитом Днепропетровским и Павлоградским Иринеем в честь и память Священномученика Макария, Епископа Екатеринославского. В нем ежегодно в день памяти Священномученика совершаются торжественные богослужения с участием любящей его паствы.

Житие составлено по следующим источникам:

1) ЦГАООУ – Ф. 263, оп. 1, д. № 66923, к. 1966, т. 3, л. 1 – 54, 114 – 134.

2) Архив КГБ по Казахстану. -Арх.№019230, т.1, л.24-26, 28-29, 48-50, 54-60.

3) Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 – 1943; сб. в 2-х ч. (Сост. М. Е. Губонин. – М., 1994, стр. 445,446,979.

4) Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). 1979 – 1989. Т. 4, с. 217.

5) Протопресвитер Михаил Польский. Новые мученики российские. М., 1994, ч. 2, с. 90- 91.

6) Доненко Николай, Прот.Наследники Царства. В 2-х частях. Симферополь,2000 г., 2004 г.

 

mk3.jpgМакарий2.jpg
Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100