Священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Криворожский, викарий Днепропетровской епархии

Священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Криворожский, викарий Днепропетровской епархии

Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Поликарп Васильевич Гулевич) родился 26 февраля 1864 года в селе Токаревка Литинского уезда Подольской губернии в семье священника. В 1885 году окончил Подольскую духовную семинарию и 22 октября 1886 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, принял священный сан.

С 1914 по 1928 год священник Поликарп был благочинным и настоятелем собора в городе Ольгополе и преподавателем Закона Божия в местной гимназии. Исполняя эти обязанности, он проявил себя как истинный пастырь стада Христова. Слова Господа о том, кто исполнит заповеди и научит тому людей, «тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5,19), запали ему в сердце, и через всю последующую жизнь проповедническая деятельность, учительство и духовное окормление вверенной ему Богом паствы прошли золотой нитью. Духовный авторитет отца Поликарпа возрастал, и слово его становилось весомым и убедительным для многих.

Когда в Российском государстве к власти пришли атеисты-большевики, отец Поликарп сумел объединить вокруг себя тех, кто болел душой за Православную веру и Отечество. В результате  образовалось крепкое сообщество духовенства и мирян. В дальнейшем, когда пособники большевиков – обновленцы – в борьбе за власть стали раздирать хитон Христов, отец Поликарп твердо выступал в защиту Святейшего Патриарха Тихона и отстаивал незыблемость канонов Православной Церкви. В своих проповедях он открыто обличал раскольников и среди своей паствы распространял листовки, призывающие оставаться верными Патриарху Тихону.

В 1927 году умирает супруга отца Поликарпа, и он, желая всецело посвятить себя служению Церкви, принимает монашеский постриг с именем Порфирий.

Его активная деятельность привлекает внимание властей. В 1927 году Харьковское ОГПУ вызывает отца Порфирия  в город Харьков. Время этой поездки оказалось для отца Порфирия благоприятным во многих отношениях. Он познакомился с церковной жизнью города Харькова и сблизился с замечательными священниками: игуменом Варсонофием (Юрченко), священником Григорием Селецким, священником Василием Подгорным. Именно в Харькове отец Порфирий познакомился с Архиепископом (впоследствии Митрополитом) Харьковским и Ахтынским, Экзархом Украины Константином (Дьяковым), с которым в дальнейшем находился в близком общении.

Видимо, в Харькове и было принято решение об архиерейской хиротонии иеромонаха Порфирия.

25 июня 1928 года, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, состоялась архиерейская хиротония, которую совершили Архиепископ Харьковский и Ахтырский Константин (Дьяков), Епископ Елисаветградский, викарий Одесской епархии, Онуфрий (Гагалюк), находившийся в ссылке в городе Харькове Епископ Ялтинский Павел (Кратиров). Новопосвященный Владыка Порфирий был назначен Епископом Криворожским, викарием Днепропетровской епархии.

С первых же дней своего архиерейского служения Епископ Порфирий снискал уважение и любовь среди духовенства и мирян, вверенных его святительскому окормлению. Скромность и смирение его определялись словами Иисуса Христа: «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27). Несмотря на возраст (Владыке было 64 года), он сохранял удивительную работоспособность: совершал частые богослужения, на которых неизменно произносил проповеди, нес административные труды и посещал приходы епархии.

Но на этой кафедре Епископ Порфирий пробыл недолго. 5 сентября 1930 года он был назначен Епископом Зиновьевским, викарием Одесской епархии. И там Владыку Порфирия запомнили смиренномудрым архиереем, неутомимым борцом с раскольниками и обновленцами.

11 сентября 1931 года, после ареста Архиепископа Крымского Арсения (Смоленца), Епископ Порфирий был переведен на Крымскую кафедру, где оставался вплоть до следующего ареста.  

    Православные древней Тавриды приняли с любовью нового Архипастыря, и он, отвечая на любовь любовью, отеческим вниманием и заботой, молитвой и добрыми делами объединял свою паству. Частые проповеди, разъясняющие гибельность пути, на который встали безбожники и обновленцы, тесное общение с простым народом, регулярные богослужения в разных храмах полуострова, личное обаяние – все это снискало Владыке любовь православных Крымской епархии. Многим он становится духовным отцом. По слову апостола Павла, Владыка был «всем для всех». Борьба с обновленцами принесла Владыке Порфирию много нравственных страданий и внешних лишений, но через это он стяжал чрезвычайное смирение, кротость и любовь ко всем окружающим. Он всегда находился в духовно-возвышенном настроении и отличался особой проницательностью.

В 1931-1932 годах Епископ Порфирий оказывает посильную помощь находящемуся в то время в ссылке в Крыму Епископу Клинскому Гавриилу (Красновскому). Епископ Гавриил был болен туберкулезом и находился в очень стесненном материальном положении. Владыка Порфирий помогал ему материально, устроил его вначале в Топловском монастыре, а потом в Бахчисарае  и поддерживал с ним связь через священника Николая Бычкова.

В Крыму Владыка оказывал всевозможную поддержку священникам, верным Патриаршей Церкви: протоиерею Николаю Казанскому, протоиерею Николаю Мезенцеву, игумену Макарию.    Священнику Иоанну Волкову Владыка поручает формировать монашеские общины.

В 1933 году Епископа Порфирия арестовали. Поводом к аресту послужило то, что Владыка неоднократно открыто разъяснял своей пастве о существенных разногласиях, существующих между последователями Патриарха Тихона и раскольниками-обновленцами. Обновленцы, в свою очередь, отвечали на обличение угрозами. Так, обновленческий «митрополит» Иерофей (Померанцев) с церковной кафедры заявил, что он арестует Епископа Порфирия, а раскольнический священник Попов, угрожая с амвона законному Архиерею, обещался его проучить. Не обращая внимания на угрозы, Владыка публично говорил православному народу о сотрудничестве обновленцев с покровительствующими им безбожными властями. Епископ Порфирий составил и распространил по приходам своей епархии письмо, в котором указывал на несоответствие между законом и тем, как он соблюдается, но верующих призывал претерпевать до конца все унижения и притеснения, невзирая на очевидные всем беззакония.

Все это дало повод обвинить Владыку в контрреволюционной деятельности, которую он «…прикрывал церковной борьбой с обновленцами…».

Владыка был арестован, но в тюрьме его продержали недолго, через два месяца он был отпущен.

Владыка служил в Симферопольском Преображенском соборе в окружении единомышленников: протоиерея Николая Казанского, протоиерея Димитрия Полежаева, игумена Макария (Гонцы). На службу Епископ Порфирий ходил всегда пешком. Служил Владыка вдохновенно. По свидетельству очевидцев, с Епископом Порфирием было легко молиться, все постороннее отступало, его молитвенное настроение и горение духа передавались молящимся, возлюбленным его чадам, за которых Архипастырь возносил горячие молитвы у Престола.

Владыка с любовью принимал в свою епархию священников, возвращающихся из ссылок и тюрем. Когда приехал священник Димитрий Чайкин и сектор религиозных культов долго его не регистрировал, Владыка предоставил ему свой дом и содержал его за свой счет. И это не единственный случай, когда владыка принимал участие в судьбе своего клира.

К этому времени относятся воспоминания о Владыке, каким его запомнили очевидцы. Он был высокого роста, с длинной седой бородой и седыми ниспадающими на плечи волосами. Нос был крупный, с горбинкой. Над глубоко посаженными глазами – густые поседевшие брови. Впавшие щеки ясно очерчивали скулы. Тонкие губы выражали волю, собранность и решительность. Все движения были неспешны, выверены и по-архиерейски величавы. Голос густой, исходивший как бы из сердечной глубины. В нем чувствовалась внутренняя сила духа. Со всеми, кто к нему приходил, Епископ Порфирий был ласков и приветлив. К немощным и заблуждающимся был снисходителен. Владыка отличался большой работоспособностью, его никто не видел уставшим.

Но «недремлющее око» властей фиксировало каждое его действие и слово, злоба и человеческая нетерпимость железным кольцом смыкались вокруг служителя Христова. И 9 октября 1936 года Владыку вновь арестовали. С ним было арестовано еще десять священников и монахов.  

На допросах он держался просто и твердо. На провокационные вопросы следователя отвечал безбоязненно, не роняя архиерейского достоинства. В течение четырех месяцев Владыка томился в симферопольской тюрьме.

3 января 1937 года Епископ Порфирий был приговорен к пяти годам административной высылки в Казахстан. Прибыв в г. Алма-Ату, где находился пересыльный пункт НКВД, Епископ Порфирий написал письмо митрополиту Сергию (Страгородскому) о своем новом положении. В феврале 1937 года НКВД направило Владыку Порфирия на станцию Уш-Тоб Каратальского района Талды-Курганской области. Там уже проживал сосланный в 1935 году епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин). Сосланные Архипастыри были рады встрече и в общении друг с другом укрепилось их единомыслие и решимость до конца стоять за Истину и Церковь Христову.

Епископ Макарий предложил Владыке Порфирию поселиться у него в доме. Вскоре, 2 октября 1937 года, приехала племянница Епископа Порфирия Анна Петровна Михо. Она привезла из Крыма письма и посылки от духовных чад Владыки.

Надо сказать, что крымские общины Симферополя, Ялты и Керчи не оставляли своего Архипастыря без помощи, и при всяком удобном случае отправляли посылки со всем необходимым. Это был единственный источник существования для Владыки.

Епископы жили очень замкнуто, мало общаясь со внешним миром, пребывая в постоянной молитве и богомыслии, тайно  совершали Божественную литургию.

20 ноября 1937 года Епископ Порфрий и Епископ Макарий были арестованы. Их обвиняли в том, что на станции Уш-Тобе они «…проводили антисоветскую пропаганду и дискредитировали Советскую власть, а также поддерживали связь с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь»…

     1 декабря 1937 года Епископ Порфирий (Гулевич), Епископ Макарий (Кармазин), Раиса  Ржевская постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области были приговорены к смертной казни.  На следующий день 2 декабря Епископ Порфирий (Гулевич) и Раиса Александровна Ржевская были расстреляны. Место погребения неизвестно. Заключением прокуратуры Талды-Курганской области от 27 апреля 1989 года Епископ Порфирий (Гулевич) был реабилитирован.

Память священномученика Порфирия (Гулевича) молитвенно чтится Святой Церковью 2 декабря — в день его упокоения.

porfirii_gulevich(ikon).jpg
Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100