Отдел внешних церковных связей УПЦ выступил против попыток очернить деяния Львовского собора

Отдел внешних церковных связей УПЦ выступил против попыток очернить деяния Львовского собора

В годовщину Львовского собора 1946 года Отдел внешних церковных связей УПЦ напомнил о страданиях православных от униатов и отметил, что оценку собору следует делать только в контексте последствий для Украины Брестской унии.

В день 70-й годовщины Львовского собора 1946 года, на котором греко-католическое духовенство приняло решение об отмене Брестской унии и возвращении к Православию, Отдел внешних церковных связей УПЦ опубликовал комментарий по данному историческому событию. В нем, в частности, отмечается, что нельзя давать оценку собору, не вспоминая о десятилетних страданиях православного населения Украины от униатской политики, начиная со времени Брестской унии 1596 года.

В документе указано, что характер отношений между православными и греко-католиками в Украине складывался под влиянием различных трагических событий, имевших место в истории.

«Прежде всего, следует упомянуть Брестскую унию 1596 года, в результате которой часть православных, под давлением тогдашней польской государственной власти, была насильственно присоединена к Католической церкви, в результате чего впоследствии образовалась униатская церковь, которая сегодня называется Украинской греко-католической церковью (УГКЦ). Следует упомянуть также и Ужгородскую унию 1646 года, по результатам которой в Закарпатье также произошел насильственный перевод православных в католицизм на условиях Брестской унии, опять же под давлением католических венгерских властей.

Все эти насильственные действия вызвали сильное сопротивление православного населения, подробно описанное в исторической литературе. По этим причинам, казацкие восстания XVI-XVII веков, кроме политического и национально-освободительного идеологического направления, проходили также и под лозунгами обороны православной веры, что отражено, в том числе, и в творчестве украинских писателей и поэтов, в частности, у Т.Г. Шевченко», – говорится в тексте.

Манипулятивной является попытка представить Львовской собор исключительно как акцию атеистического режима по уничтожению греко-католиков в Галиции с помощью православных. Подтверждением этому являются не только исторические документы, в том числе о деятельности протопресвитера Гавриила Костельника, который задолго до Львовского собора симпатизировал Православию, но и тот факт, что сегодня в Галичине действует около 900 православных приходов, которые даже после легализации УГКЦ не захотели возвращаться к униатству.

«Нельзя давать оценку собору, не вспоминая и десятилетние страдания православного населения Украины от униатской политики, начиная со времени Брестской унии 1596 года. Кроме того, главным поводом для ликвидации УГКЦ карательными органами Советского Союза было открытое сотрудничество этой религиозной конфессии с немецко-нацистскими оккупационными войсками и их приспешниками на территории Западной Украины» , – сказано в документе.

Опубликованный документ не только анализирует историю, но и направлен на будущее. Он отмечает, что сегодня в своих отношениях православным и греко-католикам следует думать не над поисками вины, а над выработкой концепции мирного сосуществования в единой Украине, а также сотрудничестве в тех сферах, где это возможно. Все факты исторической боли обеих сторон следует детально изучать и открыто обсуждать ради взаимопонимания и выстраивания конструктивных отношений.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Львовский собор – собор клириков и мирян Украинской греко-католической церкви, созванный 8-10 марта 1946 года во Львове, на котором была провозглашена ликвидация Брестской унии 1596 года и воссоединение с Русской Православной Церковью.

Собор открылся 8 марта в митрополичьем кафедральном соборе святого Юрия во Львове. В работе Собора приняли участие 216 делегатов-священников и 19 мирян из Львовской, Тернопольской, Станиславской и Дрогобычской областей. Председательствовал на соборе протоиерей Гавриил Костельник. Участниками собора были также епископы Русской Православной Церкви: Станиславский Антоний, Дрогобычский Михаил и те священнослужители, которые воссоединились с Православной Церковью в Киеве 23 февраля. На собор прибыли почетные гости: митрополит Киевский Иоанн, епископ Львовский и Тернопольский Макарий, епископ Мукачевский и Ужгородский Нестор, управляющий делами Киевского экзархата протоиерей Константин Ружицкий.

На открытии собора Гавриил Костельник выступил с главным докладом – «О мотивах воссоединения УГКЦ с РПЦ», в котором с исторической и богословской точек зрения обосновал необходимость ликвидации унии. Говорил он взволнованно и патетически. В тот же день на соборе выступили епископ Станиславский Антоний, священники Миронович, Лопотинский, Венцецкий, Иванов, Закаляк.

По предложению протоиерея Гавриила Костельника уже в первый день заседаний собор принял принципиальные положения, которые должны были лечь в основание Соборного постановления:

1. Ликвидировать унию 1596 года.

2. Оторваться от Рима.

3. Вернуться к прадедовской Православной вере.

4. Воссоединиться с Русской Православной Церковью.

На следующий день в соборе святого Юрия 12 священников, уже воссоединенные с Православной Церковью в Киеве и приглашенные из Георгиевской православной церкви Львова, приняли исповедь у участников собора – униатов. Потом епископы Львовский Макарий, Мукачевский Нестор, Станиславский Антоний и Дрогобычский Михаил приняли отречение от католицизма у 204 священников греко-униатов, участвовавших в Соборе, и по чтении разрешительной молитвы уже воссоединенные с Православной Церковью священники участвовали в совершении Литургии.

Главным инициатором проведения Львовского Собора 1946 года и возвращения греко-католиков Галиции в лоно Православной Церкви был протопресвитер Гавриил Костельник. 20 сентября 1948 года, отец Гавриил, утром возвращаясь из храма после Божественной литургии был убит на пороге своего дома. Похоронен во Львове на Лычаковском кладбище (поле № 2) рядом с могилой своей малолетней дочери Святославы (1914-1920). Рядом похоронена жена Элеонора Костельник (1891-1982).

В марте 2007 года с благословения Митрополита Киевского и всея Украины Владимира была создана рабочая группа по изучению наследия отца Гавриила.

Пресс-служба Днепропетровской епархии 

Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100