Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь

Престольный праздник – 19 декабря
Адрес: 51200, г. Новомосковск, ул. Монастырская,1
Телефон – (098) 850 50 33

Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь имеет давнюю историю. Его существование тесно связано с заселением местности между Днепром и Доном, которая постоянно кипела жизнью и деятельностью человеческой. Первые славянские поселения возникли здесь, скорее всего, в начале IХ века. После распространения проповеди святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия на принявшей Православие Руси образовывали христиане множество монастырей и других уединенных обителей, устраивали города и укрепления для защиты от внешних врагов, в том числе и на реке Самаре, которая получила название священной, а вода ее стала в народе почитаться святою и целительной. Здесь руководимые чувством благочестия христиане в молитвах к Господу испрашивали у Него всех благ для себя.
В 1223 –1224 годах дикие орды татар разорили поселения на реке Самаре. Около 1282 года здесь вновь появились христиане. Это были смелые и отважные выходцы из черкасских земель, но соседство с татарами отняло у них охоту поселиться в этих местах. И только после освобождения местности от татар князьями литовскими на Самару стали переселяться вольные люди – первые казаки, предки будущего славного украинского казачества. После разорения Тамерланом Азова его христианское население появилось на Самаре и просило у казаков помощи и приюта. 
Известно, что в конце ХIV – начале ХV века на Самаре, в чаще дубового непроходимого леса, на обширной уединенной равнине, уже существовала церковь со звонницею, при церкви был устроен шпиталь (богадельня). Враги не оставляли в покое славянскую землю и в один из набегов уничтожили церковь. Пока одни из казаков гнали врагов со своей земли, другие уже усердно работали в Самарских лесах и скоро устроили на месте разрушенной новую деревянную войсковую церквицу со звонницею и шпиталем при ней и выписали из Киева неженатых священников-иеромонахов с богослужебными книгами и церковными принадлежностями. 
Положение православного храма на Самаре и по географическому расположению самой местности, и по материальным удобствам во всех отношениях было выгодное и счастливое – народ благоговел к Самаре как к первой казацкой святыне. С увеличением числа служащих при Самарской церкви была учреждена здесь общая школа, где все желающие обучались грамоте и Закону Божию. От всех бурь и невзгод, политических и физических, казаки укрывались в ограду Самарской Палестины, как в надежную и неприступную крепость. В 1602 году при Самарской церкви по счастливой мысли отца-настоятеля, понявшего дух и сердечное настроение казачества, образовался Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. В нем были введены богослужение и молитвословие по уставу горы Афонской, все чины и все порядки строгих общежительных обителей стали правилом и законом для всех насельников монастыря. В монастырь как в единственную молитвенную обитель благоговейно сходились со всех сторон казаки и в простоте сердца молились здесь и учились всему святому и душеспасительному. Оставляя все житейские скорби и печали свои, получали сердечное успокоение и утешение, выходили отсюда в мир, на дело и делание свое со свежими и обновленными силами, с бодрым духом и просветленным взглядом, укрепленные и умудренные во спасение. «Се рай Божий на земле, – так везде и повсюду в полном восторге сердца выражались казаки о Самарском Пустынно-Николаевском войсковом монастыре, указывая тем на высокую святость и благотворность нравственного влияния его на души и сердца казачества. – Се настоящая Палестина наша, се истинный войсковой Иерусалим!»
В 1654 году, после присоединения казаков к православному русскому царству, война, разгоревшаяся между Россиею и Польшею, тяжело отозвалась для всего Запорожья, в том числе и Самарского монастыря, – все постройки в нем после разграбления предали огню. Но уже в апреле 1672 года в возобновленной обители торжественно был освящен вновь отстроенный храм.
Впервые Самарский монастырь упомянут в официальных документах 1670-1680 годов. 
По окончании русско-турецкой войны (1681 г.) для монастыря настал период благоденствия. Расквартированные в Самари казаки и военные еруглярной армии жертвовали значительные суммы в пользу монастыря. На территории обители были построены новые помещения, мельницы, устроены пасеки, мастерские по изготовлению свечей. Опустошение монастырю принесло нашествие саранчи. Как написано в летописях, «… угодья обители почернели, келии остались без братии, а церковь долго стояла без пения». 
В 1688 году монахи этого монастыря поддержали запорожских казаков, которые были против строительства Новобогодицкой крепости (она могла бы быть использована в качестве плацдарма для казней казаков), и стрельцы князя В.В. Голицына учинили в монастыре погром, предав пыткам монахов.
В 1690 году монастырь постигло еще одно несчастье: почти все население монастыря и большая часть жителей погибли от эпидемии, после которой монастырское имущество, в том числе и архив, были уничтожены. 
Еще не один раз монастырь будет уничтожаться, и не один раз восставать из пепла. Так, в очередной раз монастырь был разрушен во время восстания Мазепы: запорожцы, отступая в Олешки, забрали часть монастырского имущества с собой, а часть оставили. Управление монастырем было поручено архимандриту Азово-Предтеченского монастыря Осипу. Однако в 1711 году монастырь был в очередной раз разрушен татарами.
В 1720 году монастырь был восстановлен по инициативе и на средства полковника Д.П. Апостола, будущего гетмана, и его сына П.Д. Апостола. Они пригласили из Киево-Межигорского монастыря иеромонаха Иоанна, который был поставлен настоятелем. 
В 1736 году на Самарчуке было крупное сражение между татарами и запорожцами. Казаки окружили обитель, но взять ее приступом не решились. Под утро осажденные казаки увидели над монастырем лик, похожий на святителя Николая. Необъяснимое чувство повлекло их на молитву в храм. И тут казаки увидели второе чудо – сияние вокруг Самарской иконы Божией Матери. заступницы своей. Радость и отвага наполнила их сердца, они вышли навстречу супостатам и победили. Божия Матерь и святитель Николай не раз еще спасали казаков и монастырскую братию в лихую годину.
В 1739 году монастырь был полностью обновлен и вернул себе значение религиозного центра Запорожья. В то время при монастыре существовали школы и больницы, а численность крестьян, вотчинников и прислуживающих, которые работали на монастырь, достигала 500 человек. Монастырю принадлежали слобода Черненная, четыре хутора, озеро Соленое и речка Протовча, мельницы и пасеки, в общей сложности 18 698 десятин земли. 
В обители принимали постриг, умерли и были похоронены многие запорожские старшины: кошевой атаман Филипп Федоров, военный толкователь Иван Швыдкий, военный писарь Дмитрий Романовский, военный судья Моисей Сухой и другие.
После уничтожения Запорожской Сечи в 1780 году монастырь приписан к Киево-Межгородскому монастырю. А в 1791 году его сделали загородной резиденцией Екатеринославских архиереев.
В 1787 году по инициативе известного Кирилла Николаевича Тарловского, которого прозвали «дикий поп», вместо старого деревянного собора был построен новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. В 1815 году сооружена трапезная Преображенская церковь, в 1838 году – храм святого Георгия Победоносца. В 1828 году к Николаевскому собору пристроены архиерейский дом и колокольня. За колокол, весом в 169 пудов 22 фунта, приобретенный в XVIII веке, запорожские казаки выложили огромную по тем временам сумму – 8320 рублей 90 копеек.
Долгое время в монастыре сохранялись иконы Божией Матери «Самарская» и святителя Николая, а также 4 запорожских креста. К сожалению, сегодня судьба всех этих реликвий неизвестна.
«Справочник Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранил до нашего времени следующие сведения: «Когда основан монастырь, неизвестно, но, по некоторым данным, видно, что в 1700 году уже существовал. Храмы монастыря: 
1-я каменная, колокольня отдельно такая же, трехпрестольная: 1-й –средний – во имя Николая Чудотворца, 2-й – северный – Всех Скорбящих Радости и 3-й – южный – во имя мучеников Кирика и Иулиты;
2-я каменная, однопрестольная – во имя Георгия Победоносца; без колокольни;
3-я деревянная, домовая – во имя Преображения Господня, без колокольни, здесь же и трапезная.
Все необходимые службы при монастыре имеются.
Угодья монастыря: 444 десятины и 1927 квадратных саженей земли, из которой 243 десятины и 141 квадратная сажень под дубовым лесом.
Сведения о монашествующих:
- исполняющий должность заведующего Самарским загородным архиерейским домом иеромонах Анатолий, в миру Адриан Сидоров, 66 лет, домашнего образования;
- иеромонах Платон (Петр Рыжков), 64 лет, домашнего образования;
-иеромонах Игнатий (Игнатий Приходько), 70 лет, домашнего образования;
- иеродиакон Трифон (Терентий Кочерга), 46 лет; в 1900 году утвержден ризничным, а в 1901 году – казначеем сего монастыря;
- иеродиакон Спиридон (Симеон Смитана), 67 лет, домашнего образования;
- монах Паисий (Петр Дмухайлов), 63 лет, неграмотный, слепой;
- монах Евсевий (Ефим Брагинец), 62 лет, малограмотный;
- послушников 5 человек».
Далее, вплоть до 1917 года, исторические сведения о монастыре весьма отрывочные. Известно лишь, что во время первой мировой войны монастырь был действующим. Как Самарский монастырь перенес октябрьский переворот, гражданскую войну и последующие события документальных сведений пока не найдено.
Но известно, что после революции 1917 года монастырь занимали приверженцы так называемой соборно-епископальной церкви (сторонники архиепископа Григория). В монастыре было 25 послушников. 
К середине 20-х годов ХХ века монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. Из года в год их число увеличивалось, и в 1930 году обитель закрыли и передали под дом инвалидов. А после Великой Отечественной войны обком партии принял решение организовать здесь дом для одиноких престарелых металлургов. Дом-богадельня обзавелся большим хозяйством, и началось быстрое строительство разных пристроек в стиле «сталинский ампир». От прежнего вида монастырских построек не осталось и следа. 
После перевода этого заведения в 1960-е годы в другое место в монастыре устроили интернат для психически больных девочек. 
В 1994 году было принято решение о создании на территории интерната женского монастыря. Возрождать мужской по понятным причинам было невозможно. Предполагалось, что соседство с монастырем будет благотворно влиять на воспитанниц интерната, но Божиим Промыслом было предначертано возвратить монастырю его назначение. Насельницы во главе с игуменией Мариной были переведены на восстановление Свято-Тихвинского женского монастыря в город Днепропетровск. А на исконной территории Самарского Пустынного Свято-Николаевского монастыря началось возрождение мужской обители. Больных девочек перевели в другие интернаты. В 2001 году Высокопреосвященнейший Архиепископ Ириней благословил иеромонаха Досифея (Савелова), служившего здесь настоятелем Свято-Николаевского храма, быть наместником и заниматься восстановлением разрушенного монастырского хозяйства.
Уже выполнены ремонт фасада, замена полов, проводка новых линий электро- и водоснабжения во внутренних помещениях трапезного комплекса. Построены новая просфорная и трапезная для паломников. В трапезном храме устроены алтарь и иконостас, сделана роспись. Серьезные работы проведены по восстановлению подземного храма Кирика и Улиты, который находится под старыми монастырскими постройками. Впечатляют своей монументальностью массивные арочные своды потолков, выложенные из кирпича, и оставшиеся на стенах фрески святых.
Кстати, толщина монастырских стен достигала полутора метров. Выложенные из красного кирпича, выдержавшие не одну осаду, они и сейчас поражают впечатление каждого посетившего монастырь. 
Благоустраивается территория, идут работы на приусадебном хозяйстве, заготавливаются продукты и корма для домашних животных на зимний период.
Все работы проводятся руками братии и приезжающих в этот живописный уголок паломников, а также прихожан монастыря. 
Сейчас в монастыре – 12 человек братии, из них 2 монаха;
эконом из прихожан Павлов Игорь Николаевич, старшая сестра – панихидница Журавлева Пелагея Дмитриевна (бывшая келейница схимницы Анны). 
Библиотека монастыря насчитывает 1500 экземпляров, 60 видео- и аудиокассет. Регулярно выходит «Самарский листок». Повседневная жизнь братии проходит в несении различных послушаний. Через день для заключенных в ИВС передаются благотворительные обеды. 
В Самарском монастыре погребены правящие архиереи: 1. Архиепископ Афанасий (Иванов) – скончался 18.08.1805 г.; 2. Архиепископ Платон (Любарский) – скончался 20.10.1811г.; 
3. Архиепископ Иов (Потемкин) – скончался 28.03.1823 г.; 4. Архиепископ Онисифор (Боровик)– скончался 20.04.1828 г.; 5. Епископ Серапион (Маевский) – скончался 05.12.1891г. 

Богослужения проводятся ежедневно.

Наместник – архимандрит Досифей (Савелов Константин Владимирович)

Официальный сайт обители 

Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100