Тихвинский женский монастырь

Тихвинский женский монастырь

 Престольный праздник – 9 июля
 Адрес: 49006, г. Днепропетровск, ул. Чичерина,171                                                                    

 Телефоны:  8 (0562) 34-24-33, 8 (056)770-35-14

Возникновение и дальнейшая судьба Тихвинского женского монастыря являют собой живой пример дивного Промысла Божьего. На создание обители была воля Пресвятой Богородицы, которая открылась следующим образом.
В 1862 году монахиня Браиловского монастыря Феонила (Ефремова) направлялась в Одесский Черноморский монастырь, намереваясь остаться в нем, так как родом она была из тех мест. Путь лежал через город Киев. Здесь она зашла к старцу Феофилу за благословением. Старец благословил путешествие, но сказал, что в Одесском монастыре она жить не будет, а при возвращении в город Браилов на полпути остановится и станет трудиться вместе с родственницей в обители, которая будет уделом Богородицы.
По неизвестным причинам монахиня Феонила действительно в Одесском монастыре долго не жила, а поехала в Ростов-на-Дону. Через некоторое время, похоронив своих родных, взяла с собой семилетнюю племянницу-сиротку Евдокию Ефремову и направилась в обратный путь, в Браилов. Ехали на лошадке. Промыслом Божиим путешественницы приближались к назначенной им цели. Дорогой девочка заболела, и монахиня Феонила вынуждена была остановиться на полпути к Браилову в городе Екатеринославе. Монашеская жизнь Феонилы привлекла внимание екатеринославских купцов, у них возникло желание создать в городе девичий монастырь. Узнав об этом, монахиня вспомнила слова старца, поняла их смысл и обратилась к правящему Епископу Платону (Троепольскому) за благословением на открытие монастыря. Преосвященный Платон ходатайствовал перед Священным Синодом, и вскоре было получено разрешение на открытие в Екатеринославе девичьего монастыря. Таким образом, основание обители в виде общины относится к 1867 году, а переименована община в монастырь в 1877 году.
Активным участником в деле открытия монастыря и усердным попечителем обители был монах архирейского дома Трифон (Новгородский). Он вызвал из Золотоноши монахиню Мелетию, председательницу общины, и отдал ей доставшиеся ему после смерти родителей деньги для устройства монастыря.
Активно участвовали в этом святом деле купцы Жировы, Гусевы, Бабушкины, Пчелкины, Ефановы, Алексеенко, Рыбаковы и другие. Сергей Рыбаков открыл свой кирпичный завод, и из вырабатываемого кирпича были построены собор, зимняя церковь и все здания монастыря. После объявления о купле участка земли под монастырь предлагалось множество вариантов, но благодетели решили приобрести землю только вблизи Екатеринослава. Священник кладбищенской церкви Александр Белый жил один в собственном домике. Вот этот участок в 30 десятин с лесом в трех верстах от города и был куплен для обители. Теперь встал вопрос: во имя кого будет построен монастырь?
Одни предлагали – во имя Вознесения Господня, так как основание будущей обители произошло 6 мая 1866 года, в праздник Вознесения. Другие – во имя Казанского образа Божией Матери, который был почитаем в Троицкой церкви (ныне кафедральный собор). Третьи – во имя святых, имена которых они носили, но, поскольку купцов было много, опять получилось разногласие. Тогда обратились к епископу Платону. Епископ пригласил монахиню Феонилу. Она передала предсказание старца, что поселится в обители, которая будет уделом Богородицы. Осталось решить, во имя какого святого образа или события, связанного с именем Богородицы, будет названа обитель. И опять было множество предложений. Но епископ остановил разногласия следующим решением: он благословил трехдневный пост с молитвой, отслужили молебен Царице Небесной и написали записку, в которой были указаны во имя какого образа или события будет названа обитель…
Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю. 
К концу поста Марии Гусевой во сне представилась обитель ей неизвестная. В ней - Святой Образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему Святому Образу, как вдруг неземной голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители».
Проснувшись, Мария пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял сие за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею Святой Образ. После долгих поисков узнали, что сим Образом Владычица пребывает в городе Тихвине. Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии сего Образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено, и в город Тихвин были посланы купец Рыбаков Сергей, Мария Гусева и монахиня Феонила.
Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред Святым Образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычица, милостивая о нас пред Богом заступница»…
Услышали посланники и рассказ о чудесном пребывании Святого Образа в обители. Образ сей был написан в Царьграде святым Апостолом Лукой, но за прегрешения жителей города трижды скрывался и появлялся. Последний раз Образ не вернулся в Царьград, а был носим Ангелами на воздусе над Русской землей. Первыми его увидели рыбаки, ловившие рыбу на Волге. Они побежали в город и рассказали о видении священникам и жителям. Быстро собравшись, все духовенство и горожане вышли к берегу, молебно взывая: «Прииди к нам, Царице, сниди, Владычице». Над городом Тихвином Святой Образ остановился и опустился на место, где ныне устроена обитель. По месту явления Святой Образ стал называться Тихвинским. Он является главной святыней обители и всего города. 
При нашествии татар в 1533-1534 годах Святой Образ Божией Матери был вставлен в монастырскую стену с маленьким оконцем, перед которым была зажжена лампада. Но в монастырском храме была оставлена Его копия, написанная на древе. Татары сожгли многие храмы, пожар коснулся и Тихвинского монастыря, но копия Образа Богородицы одна осталась несгоревшей, а только почернела. Этот Святой Образ и был передан обители города Екатеринослава в благословение. Икону с акафистным пением иноки внесли на пароход, затеплили пред Святым Образом лампады, зазвонили колокола в монастыре, и пароход направился по рекам Тихвинке, Волге и Днепру к Екатеринославу.
На сретение Святого Образа вышли Преосвященный Платон с духовенством и множество народа. Колокольный звон сливался с пением, на глазах встречающих были слезы радости. Как в Тихвине, так и в Екатеринославе чаяли милости Богородицы, взывая молебно: «Прииди к нам, Царице, сниди Владычице».
Архиерей снял с парохода Образ Божией Матери. На берегу был отслужен молебен с пением акафиста по чину, совершаемому ежесубботно. Крестным ходом Святой Образ под пение тропаря «Днесь, яко солнце пресветлое возсия…» был перенесен на место основания обители. Здесь также был совершен молебен. Святой Образ был обнесен по углам града обительского, затем торжественно отнесен в Троицкую церковь и поставлен временно, до окончания строительства зимнего храма, со многою честию у первой правой колонны. В 1867 году к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины Святой Образ торжественно был перенесен в храм обители и водворен за правым клиросом. Здесь он находился до окончания строительства собора, а в 1874 году был торжественно перенесен в собор и также поставлен за правым клиросом. Святой Образ Владычицы прославился многими чудесами, многие верующие обрели перед Ним утешение и вразумление. 
По благословению Святейшего Синода Преосвященным епископом Платоном из Золотоношского монастыря были вызваны монахини Олимпиада (Милютина), Людмила (Архангельская), Анисия (Куликова), Анфия (Пойда) и другие. Монахиня Феонила была деятельной участницей в деле открытия и устройства монастыря и близкой помощницей первой настоятельницы обители монахини Марии (Новгородской). Спустя несколько лет, в 1887 году, настоятельница монастыря монахиня Мария была возведена епископом Платоном в сан игумении и, дожив до старости, приняла схиму с именем Мелетии. После кончины в 1893 году она была погребена в склепе собора.
В «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранились о монастыре такие сведения: « Екатеринославский Тихвинский общежительный монастырь основан в 1867 году, первоначально был общиною, а в 70-х годах переименован в общежительный.
Храмы монастыря:
1. В Варваринской церкви два престола: 1-й – в честь святой великомученицы Варвары, 2-й – в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.
2. В Тихвинской церкви три престола: 1-й – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, 2-й – в память Вознесения Господня, 3-й (с левой стороны) – в честь Казанской иконы Божией Матери. Обе церкви каменные, с такими же колокольнями.
Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек.
Помещение для сестер монастыря имеется, а также все необходимые хозяйственные постройки.
Угодья монастыря – 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады.
Сведения о монашествующих:
- настоятельница, монахиня Констанция;
- казначея, монахиня Ефимия ( Мария Полякова), 50 лет, обучалась в Золотоношском женском монастыре; в монастыре с 1884 года, в монашестве с 1902 года;
- благочинная, монахиня Евпраксия ( Евфимия Целовальникова), 74 лет, домашнего образования, в монастыре с 1846 года, в сем Тихвинском с 1867 года, в монашестве с 1877 года;
- монахинь – 47;
- рясофорных послушниц – 36;
- белиц – 168.
Сведения о причте монастыря:
- священник Алексий Мефольев Кириллов, 45 лет, студент духовной семинарии, состоит духовным следователем Екатеринослава и законоучителем церковно-приходской школы;
- священник Андрей Захариев Чернов, 36 лет, окончил курс духовной семинарии, состоит законоучителем городского мужского начального училища и частной школы».
Архивные сведения 1910 года подтверждают, что в обители действовали те же два каменных храма с колокольнями. Угодья обители составляли 700 десятин земли.
Известно имя еще одной игумении - Евфалия.
С 1917 года на Руси было смутное время, закрывались храмы Божии и монастыри. Насельницы Тихвинской обители неоднократно подвергались издевательствам проходивших банд, но по воле Владычицы среди них жертв не было. Перед окончательным закрытием монастыря в 1925 году по воле Царицы Небесной Святой Чудотворный Образ монахиням удалось вынести, хранился он до 1942 года в квартире монахини Геннадии. 
Во время оккупации Днепропетровска начали открываться храмы Божии. Монахини, проживавшие в городе, возбудили ходатайство перед правящим епископом Дмитрием об открытии монастыря. К счастью, все здания монастыря, кроме сожженного собора, сохранились. Преосвященный Дмитрий, выслушав молитвенную просьбу монахинь, обратился к Митрополиту Киевскому и получил благословение на повторное открытие обители.
Епископ Дмитрий стал активным руководителем возрождения монастыря. Решено было восстановить зимний храм, а до окончания ремонта проводить богослужения в здании просфорни, в которой была устроена церковь во имя святой великомученицы Варвары. По благословению правящего архиерея созывались бывшие насельницы, съезжались инокини. После окончания ремонта Варваринского храма с трепетной молитвой Чудотворный Образ Божией Матери был перенесен из квартиры монахини Геннадии в монастырский храм, по восстановлении же зимнего храма Образ был перенесен на первоначальное место.
Это был 1943 год. Сестры принялись за благоукрашение святого монастыря. Множество народа стекалось сюда. Игуменией монастыря была назначена монахиня Геннадия, которая с малых лет несла послушание в Тихвинской обители и 17 лет хранила Святой Образ Богородицы в своей квартире. Несмотря на преклонный возраст, игумения Геннадия много сил положила на восстановление обители и храмов. В 1946 году по немощи она была уволена на покой архиепископом Андреем (Комаровым).
Летом 1946 года управление монастырем было передано монахине Ксении, прибывшей в Днепропетровск из Крымской епархии.
Игумения Ксения старалась улучшить состояние монастырских храмов и жизнь самого монастыря. Управляла она монастырем до зимы 1958 года (к этому времени монастырь жил уже полной жизнью) и была уволена на покой по старости и немощи архиепископом Гурием (Егоровым). Новой настоятельницей была назначена монахиня Руфина, проведшая свою жизнь в обители с молодых лет, начиная с тяжелых послушаний, отразившихся на ее здоровье, и пережившая с сестрами весь страх смутного времени. Весной 1959 года монахиня Руфина была возведена архиепископом Гурием в сан игумении с вручением жезла. К этому времени монастырь имел поддержку как епархии, так и прихожан, продолжались богослужения в храмах, насельницы монастыря вели строгую уставную жизнь…
Но наступил роковой день – 5 августа 1959 года. Это был день скорби, слез и терзаний, день, оставивший тяжелый отпечаток в жизни насельниц и православных людей города: неожиданно для всех монастырь был закрыт, и в нем разместили интернат для умственно отсталых детей. 
И снова с глубокой скорбью, отчаянием и слезами насельницы разъехались по частным квартирам, а Святой Чудотворный Тихвинский Образ Божией Матери был снова перевезен и поставлен в Троицком соборе у первой колонны с правой стороны, как в первые дни Его прибытия в град сей!..
Духовная жизнь в обители стала возрождаться в1997 году, когда по благословению Архиепископа Иринея сюда были переселены сестры из Самарского монастыря, ставшего мужским. Ранее это было невозможно, потому что на территории монастыря был расположен интернат для умственно отсталых девочек. Игумения Марина (Ткачук) с сестрами взялась за восстановление обители. В первое время никаких удобств для проживания здесь не было, поэтому одновременно с молитвенным подвигом сестры стали восстанавливать одноэтажный келейный корпус, в который вскоре и переселились. 17 декабря 1997 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, в Свято-Варваринском храме обители впервые после многих лет был отслужен молебен. А с февраля 1998 года возобновились богослужения.
9 июля 1999 года в жизни обители произошло торжественное событие – после Божественной литургии из Свято-Троицкого кафедрального собора в монастырь крестным ходом была перенесена святыня Тихвинской обители – икона Божией Матери «Тихвинская». По благословению Архиепископа Иринея с этого времени, как прежде, каждую пятницу пред Святым Образом Богородицы читается Акафист, сопровождаемый песнопениями и величанием Царицы Небесной!
В 2000 году на месте разрушенных стен между келейным и школьным корпусом была восстановлена большая каменная монастырская трапезная, в которой был устроен храм. В нем совершались богослужения во время реконструкции Свято-Варваринского храма. Освящение восстановленного храма совершил митрополит Ириней 16 апреля 2001 года.
Сегодня обитель расцветает! Множество паломников и богомольцев посещают этот удел Божией Матери. Клир Свято-Варваринского храма насчитывает уже четыре священнослужителя. Ежегодно в дни Великого поста правящий Архиерей Митрополит Ириней с архипастырским визитом посещает святую обитель и совершает монашеские постриги. 11 апреля 2006 года монастырь пополнился тремя схимницами, четырьмя инокинями и тремя послушницами. При монастыре организована воскресная школа, в которой обучается 50 детей. На великие церковные праздники воспитанники организуют концерты и благотворительные выезды в детский интернат и дом престарелых. С недавнего времени детский хор стал принимать участие в пении во время богослужений. В обители создан молодежный хор, который является участником международных фестивалей «Від Різдва до Різдва» и Пасхальных песнопений.
По субботам священники читают лекции для взрослых прихожан. В конце 2005 года при монастыре был утвержден методический кабинет епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы по христианской этике в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ. На базе методкабинета проходили семинары и педагогические конференции.
С каждым годом, с каждым днем обитель увеличивается числом насельниц, паломников и богомольцев. На сегодняшний день в монастыре 50 насельниц. 
2006 год ознаменован многими преобразованиями. Ровно 140 лет исполнилось со дня основания Свято-Тихвинской обители (1866-2006 годы). Под активным руководством игумении Зосимы реконструирован храм великомученицы Варвары, обновлен его внутренний интерьер. Ремонтно-строительные и отделочные работы произведены по фасаду здания с заменой крыши и куполов на новые, увенчанные золочеными крестами. Все корпуса монастыря ( два сестринских, трапезный, летняя кухня) и ограда обновлены и окрашены. Территория асфальтирована, вымощена тротуарной плиткой. Оформлены цветочные клумбы.
По своему уставу Свято-Тихвинский монастырь общежительный. Монахини живут в двух корпусах, при этом у каждой монахини есть своя келия, в которой она упражняется в чтении святоотеческих книг и рукоделии. Наряду с келейной молитвой и богослужением в храме основу монашеской жизни составляет труд. Повседневная жизнь сестер проходит в несении различных послушаний. Поочередно круглосуточное чтение неусыпаемой псалтири совершают насельницы с поминанием имен о здравии и упокоении. Обитель принимает от богомольцев заказные требы на сорокоуст, молебны, панихиды, крещения и другие таинства.
Много людей приходит в обитель, чтобы помолиться перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Приходят письма из-за рубежа: из Канады, Америки, Италии, Иерусалима и Сингапура – с просьбой о молитвенной помощи с заказами молебнов перед Святым Образом. Тихвинская икона Божией Матери – настоящий источник радости, утешения, исцеления, жизни, всяких духовных благ и дарований. Святой Образ Владычицы прославляется и по сей день многими чудесами, за что благодарные люди украшают икону драгоценностями.
По благословению Высокопреосвященнейшего Иринея, Митрополита Днепропетровского и Павлоградского, летом 2005 года монастырь приобрел скит в селе Орловщина, именуемый в честь преподобного Серафима Саровского. Сестры, труждающиеся на подсобном хозяйстве и скотном дворе, регулярно обеспечивают обитель молочными и другими продуктами. На территории скита готовится строительство часовенки. От воды из источника в скиту засвидетельствованы исцеления больных. В настоящее время ведутся восстановительные работы и строительство хозяйственных помещений. Также по благословению Владыки Иринея осенью 2001 года обитель приобрела скит в селе Волосское под Днепропетровском. Там устроено монастырское кладбище. 21 июня 2003 года на нем была похоронена монахиня Ангелина, мирно отошедшая ко Господу. В настоящее время скит используется приходом храма в честь архистратига Михаила. В мае 2003 года обители был передан еще один скит в поселке Карнауховка. 
На территории монастыря восстановлена теплица, планируется в ближайшее время строительство здания крестильной и домика священника. На территории, ранее принадлежащей монастырю, сохранились остатки фундамента разрушенного в богоборческое время Свято-Тихвинского собора, восстановление которого будет возможным, когда монастырю возвратят ранее принадлежащие земли и владения. 
Первая настоятельница восстанавливаемого монастыря игуменья Марина (Ткачук Мария Андреевна) была пострижена 18 апреля 2005 года в схиму с именем Матрона. Управление монастырем поручено игуменье Зосиме (Сварчевской).
Жизнь обители продолжается. При незримой помощи Владычицы нашей Богородицы совершают сестры монашеский подвиг, отдавая свой труд и свои святые молитвы на служение Богу и людям.

Эта краткая история монастыря составлена по сохранившимся записям, воспоминаниям насельниц обители, игумении Геннадии и других монахинь.

Богослужения в Свято-Тихвинском монастыре совершаются ежедневно в следующем порядке:


6 часов – утренние молитвы с чтением канонов и акафистов дня;
7 часов 25 минут – часы;
7 часов 40 минут – Божественная литургия;
15 часов 45 минут – вечернее богослужение;
00 часов – полунощница.

В монастыре читается Неусыпаемая Псалтирь. 

Настоятельница монастыря – игумения Зосима (Сварчевская Зинаида Васильевна)

Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100