АМВРОСИЙ (СЕРЕБРЯННИКОВ), Епископ Екатеринославский и Херсонес-Таврический

АМВРОСИЙ (СЕРЕБРЯННИКОВ), Епископ Екатеринославский и Херсонес-Таврический

 В миру Авраам Серебрянников или Серебряков, родился в 1745 году в семье диакона Вятской губернии, закончил Вятскую семинарию и Московскую Духовную Академию. В конце 1775 года принял монашество с именем Амвросий. С 1778 по 1782 годы он был перфектом Славяно-греко-латинской академии. В 1782 году возведен в сан Архимандрита Антониевского монастыря в Новгороде и назначен Ректором Новгородской Духовной Семинарии. 

В 1784 году Архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. С 28 ноября 1786 года назначен епископом Екатеринославским и Херсонес-Таврическим, а с 22 декабря 1789 года еще был Местоблюстителем Молдо-Влахийской экзархии.

Он приобрел известность своими проповедями, посвященными князю Г.А. Потемкину, из которых особенно известна надгробная речь «Последнее целование». Эту речь Митрополит Евгений называл «образцом трогательного красноречия». Ему принадлежат еще перевод книги «Потерянный рай» Мильтона, сделанный с французского и «Краткое руководство оратории российской», повторяющее риторику Ломоносова.

Епископ Амвросий много потрудился на пользу еще почти совсем не сформированной епархии. При нем 9 мая 1787 года Императрица Екатерина II в присутствии Австрийского Императора Иосифа, патрона и родоначальника Екатеринослава, заложила здесь Спасо-Преображенский Кафедральный собор, который является лучшим украшением города Днепропетровска в настоящее время.

       В 1791 году Самарский Пустынно-Николаевский монастырь по прошениям архиепископа Амвросия был приписан к Екатеринославскому архирейскому дому.

        Ко времени управления епархией епископа Амвросия относится начало фиксации церковными служителями исторических памяток края.

Живя то в новом, созидаемом еще только Екатеринославле, то в Полтаве, епископ Амвросий в 1789 году имел возможность еще раз видеть императрицу Екатерину II. Он совершил в ее присутствии Божественную литургию и панихиду в память Императора Петра I и победоносных воинов, павших в бою Полтавском на так называемой Шведской могиле. В этот же день он получил высокую награду алмазный крест на клобук.

22 декабря 1789 года Архиепископ Амвросий был назначен Местоблюстителем Молдо-Влахийской экзархии с оставлением на Екатеринославской кафедре. Скончался  Владыка 13 декабря 1792 года и был похоронен в Кресто-Воздвиженском монастыре в Полтаве.

       Конец  ХVIII века в истории нашего края и особенно в церковной жизни отмечен важными событиями. Осенью 1791 года  умер Г.А.Потемкин. Это событие  негативно сказалось на строительстве Екатеринослава и становлении в нем науки и образования.

       28 августа 1794 года издан Царский указ Сенату про то, «чтобы крестьян,  числящихся за монастырями  не только отобрать, включив их в число поселян, которые пополняют Екатеринославскую кинноту, но и обложить их с первой половины 1795 года налогами на основании ранее изданных законов».

        Сокольский, Нехворощанский и женский Пушкаревский монастыри были ликвидированы. Полтавский Кресто-Воздвиженский и Самарский Пустынно-Николаевский монастыри сохранились, хотя земли их были секуляризованы, а приписанные крестьяне отобраны.

      В следующем году от Екатеринославской губернии была отделена Вознесенская губерния. План создания в Екатеринославе университета, намеченный при разделе губернии, а также идея создания в Николаеве кадетского корпуса не были претворены в жизнь в связи со смертью  Екатерины II осенью 1796 года.  Более того, Екатеринослав был переименован в Новороссийск, Вознесенская губерния ликвидирована, а Новороссийская утратила значительные территории, потому что царь Павел I вернул бывшие земли Полтавского и Миргородского полков  обновленной Малороссии, а слободские земли – Слободско-Украинской губернии.

В 1802 году, уже при царе Александре I, была проведена единственная в ХIХ столетии радикальная административно-территориальная реформа, вследствие которой из Новороссии были основаны три губернии: Екатеринославская, Николаевская и Таврическая. Через несколько лет, в 1806 году, стабилизировался и внутренний административно-территориальный раздел Екатеринославщины на уезды: Екатериславский, Александровский, Бахмутский, Верхнеднепровский, Новомосковский, Павлоградский, Славяносербский, Таганрогский.

Административно-территориальные изменения не могли не повлиять на церковную жизнь края. При Павле I от епархии были отделены некоторые местности и переданы Киевской и Черниговской епархиям. Согласно Указа царя от 21 декабря 1797 года епархия стала называться Новороссийской и Днепровской. В начале следующего года епархиальная кафедра, консистория и семинария перенесены в Новомиргород, а оттуда в 1804 году – в губернский город Екатеринослав. Согласно Указа от 4 декабря 1803 года епархия уже именовалась Екатеринославской, Херсонской и Таврической. Но вскоре границы этой епархии были значительно сужены, потому что возникли новые епархии: Полтавская и Переяславская, Кишиневская и Хотынская.  

amvrosii_serebryanikov_biografy.JPG
Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100