ИОВ ( ПОТЕМКИН), Архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический

ИОВ ( ПОТЕМКИН), Архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический

 Иов (Потемкин Иаков Петрович), архиепископ Екатеринославский,  родился 22 июля 1752 г. в с. Нихолаже, Смоленской губернии в семье полковника, был родственником  основателя г. Екатеринослава  князя Г.А.Потемкина.

Образование получил в сухопутном шляхетском корпусе, который окончил в чине поручика.

В 1779 г. тайно от родителей принял монашество в одном из молдавских монастырей. В 1784 г. рукоположен во иеромонаха в Яссах.

С 1785 г. - игумен Городищенского Успенского монастыря в Бессарабии.

В 1789 г. еп. Амвросием (Серебренниковым) возведен в сан архимандрита.

27 февраля 1793 г. хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии.

Это викариатство было учреждено при Епископе Амвросии 7 марта 1787 года и именовалось Феодосийским и Мариупольским. Упразднено викариатство в 1799 году при Митрополите Гаврииле (Бодони-Банулеско).

С 13 мая 1796 г. - архиепископ Минский и Волынский.

7 февраля 1812 г. переведен на Екатеринославскую кафедру. Избран вице-президентом Российского Юбилейного общества.

В 1817 г. "за деятельное споспешествование Российскому Библейскому Обществу" получил алмазный крест на клобук.

Скончался 28 марта 1823 г. Погребен в Самарском Свято-Николаевском Пустынном монастыре.

Историческое значение преосвящ. Иова определяется его деятельностью на Минской кафедре. Минская кафедра, только что учрежденная 13 апреля 1793 г., имела совершенно особенные условия жизни Православия под владычеством Польши.

Пятнадцатилетнее управление преосвящ. Иова Минской епархией ввело епархиальную жизнь в ней в обычные рамки жизни российских епархий.

Он перевел из Слуцка в город Минск архиерейскую кафедру и консисторию.

Преосвящ. Иов исправил все церковные строения, нуждавшиеся в ремонте, упорядочил устройство кладбищ и т. д.

Как администратор преосвящ. Иов был человек в высшей степени самостоятельный, сам вникал решительно во все, не прибегая к посторонней помощи.

По характеру он был вспыльчив и требовал беспрекословного и немедленного исполнения своих повелений.

Когда преосвящ. Иов управлял Феодосийской кафедрой, то он в самом начале своей деятельности в отношении к духовенству применял такие суровые меры, что заслужил строгий выговор от Св. Синода. После этого он стал вести себя осторожнее, но характера своего не изменил. Следует отметить, что преосвящ. Иов и к себе самому был очень строг и требователен. Любопытен эпизод из первых лет его монашеской жизни, живо рисующий твердость его воли. Когда он был еще молдавским монахом, его послали в Россию для сбора пожертвований на монастырь. Там он был в родном селе, в родном доме, говорил со своими родными, но ничем не выдал себя и ушел неузнанным.

Давая оценку деятельности преосвящ. Иова нельзя не заметить, что вся его непрерывная энергичная работа была направлена только на внешнее благоустройство, церковная же жизнь как бы замерла на месте. Вся энергия уходила на внешнюю, часто исключительно канцелярскую работу, бесполезную, когда она становится целью сама по себе.

 

Литература:

Рункевич С. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб, 1893, с. 297-563.

Его же Краткий историч. очерк столетия Минской епархии. Минск, 1895, с. 44-52.

Булгаков, с. 1400, 1404.

Денисов, с. 378.

Толстой Ю., № 162.

Списки архиереев, № 162.

Некоторые черты жизни покойного преосвящ. Иова, архиеп. Екатеринославского, Херсонского и Таврического, собранные и изложенные... Димитрием Мизком. СПб, 1826.

Строев П., с. 488, 490, 537.

Прав. собес., 1874, январь, с. 118-119, 1910, март, с. 343, 1914, январь, с. 64.

Истор. вестн., 1893, июнь, с. 776, 1894, июль, с. 138-140, 1896, апрель, с. 182.

Рус. старина, 1875, октябрь, с. 263.

Рус. архив, 1904, кн. 1-я, № 1, с. 53, 67 п/с; кн. 2-я, № 8, с. 599.

Н. Д., с. 65, 67.

БЭЛ, т. V, с. 357, 360.

БЭС, т. I, с. 851; т. II, с. 1569.

РБС, т. VIII, с. 301.

Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100