Великомученик Димитрий Солунский

Великомученик Димитрий Солунский

8 ноября (26 октября по старому стилю) Православная Церковь чтит память великого христианского исповедника и мученика Христова – великомученика Димитрия Солунского, именуемого Мироточивым. В этот день в Днепропетровской епархии 3 общины молитвенно празднуют свое престольное торжество.

• Храм в честь великомученика Димитрия Солунского – Павлоградское благочиние, село Вербки (Первый деревянный храм открыт и освящен 13 (26) октября 1784 года; Возрождение общины – 1994 год).

• Храм в честь великомученика Димитрия Солунского – Межевское благочиние, село Райполе (Основание общины – 14 августа 2000 года).

• Тюремный Дмитриевский храм при Игреньском исправительном центре управления Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Днепропетровской области № 133 (Открытие храма – в 2007 году).

По случаю престольного праздника в храмах-именинниках прошли торжественные богослужения.

О ПРАЗДНИКЕ:

Святой великомученик Димитрий Солунский, известный также как святой Димитрий Мироточец, пострадал в 306 году. Согласно житию, он был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия, пронзив его копьями.

После казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь – базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики. Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII - начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году – честная глава, а в 1980 году – основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Святитель Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI-XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте. Первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом. В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным – Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь.

Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.

Что же касается иконографического изображения великомученика Димитрия Солунского, то его образ наиболее распространены в православных странах, уступая по своему количеству (среди изображений святых) лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. В западноевропейской живописи изображения Димитрия практически неизвестны.

Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах. Поскольку согласно жития святой Димитрий был воин и правитель Солуни, то сообразно с этим с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьём и мечом, но более ранний вариант иконографии продолжал использоваться. В отношении изображения его внешности он изображается молодым и безбородым.

С развитием почитания Димитрия как святого воина-защитника начинают появляться его изображения вместе со святым Георгием Победоносцем и прочими святыми воинами. На таких иконах Димитрий, как и Георгий, изображается верхом, поражающим копьём болгарского царя Калояна, осаждавшего Салоники в 1207 году.

Память великомученика Димитрия Солунского в Православной церкви совершается 8 ноября (26 октября – по юлианскому календарю).

Пресс-служба Днепропетровской епархии 

dmitrij_solunskij_kalendar_2013 (2).jpgdmitrij_solunskij_kalendar_2013 (4).jpgdmitrij_solunskij_kalendar_2013 (5).jpgdmitrij_solunskij_kalendar_2013 (6).jpgdmitrij_solunskij_kalendar_2013 (1).jpgdmitrij_solunskij_kalendar_2013 (3).JPG
Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100