140 лет со дня рождения священномученика Дамиана (Воскресенского) – в/у Днепропетровской епархией в 1927-1928 гг.

140 лет со дня рождения священномученика Дамиана (Воскресенского) – в/у Днепропетровской епархией в 1927-1928 гг.
     5 ноября (23 октября по старому стилю) исполнилось 140 лет со дня рождения священномученика Дамиана (Воскресенского) – архиерея, который временно управлял Днепропетровской епархией в 1927-1928 годы. Редакция сайта предлагает читателям познакомиться с жизнью, трудами и мученическим подвигом этого мужественного духом архипастыря.

23 октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма села Брусовое Фатежского уезда Курской губернии священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Дмитрием. Видя пастырскую заботу родителя, Дмитрий возгорел желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям, на что получил благословение отца. По окончании в 1894 году Курской духовной семинарии, некоторое время служил псаломщиком в храме села Николаевка Путивльского уезда Курcкой губернии (1894-1895 гг.), а затем – надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища (1895-1897 гг.).

6 января 1897 года епископом Курским и Белгородским Иувенaлиeм (Половцевым) был рукоположен в иерея и определен к клиру Спасо-Преображенского собора города Путивля. Также служил в церкви села Николаевка Путивльского уезда (ныне Бурынского района Сумской области Украины).

Спустя четыре года, в 1901 году, после смерти жены[*] священник Дмитрий Воскресенский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и одновременно в археологический институт. В день празднования иконы Божьей Матери Курской-Коренной «Знамения», 27 ноября 1904 года, был пострижен в монашество с именем Дамиан. Постриг совершил ректор академии архиепископом Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) в присутствии Антония Волынского, подарившего ново постриженному «Псалтырь» с дарственной надписью.

В годы русско-японской войны (1904-1905 гг.) отец Дамиан состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника в Суворовской церкви Николаевской академии Генерального штаба.

В 1905 году, по окончании Петербургской духовной академии, был назначен преподавателем гомилетики в Смоленской духовной семинарии, спустя два года (1907 г.) – смотрителем Старооскольского духовного училища, а еще через год (1908 г.) – смотрителем Обоянского духовного училища.

28 июля 1911 года иеромонах Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии, где его и застал октябрьский переворот. В июле 1918 года архимандрит Дамиан был хиротонисан в епископа Переяславского, викария Владимирской епархии.

Владыка не остался равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь Христову, к расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению святых мощей. Его активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защита Русской Православной Церкви не остались не замеченными властями. Уже в сентябре 1920 года ревтрибунал города Владимира приговорил владыку Дамиана к лишению свободы сроком на все время гражданской войны за хранение «контрреволюционной литературы и рукописей». Хотя специальным предписанием ВЦИК он был освобожден из тюрьмы, но ярлык «контрреволюционер» прочно приклеился к нему, и ОГПУ требовался только повод для нового ареста.

2 ноября 1922 года уволен на покой постановлением ВЦУ с назначением местожительства в Ташкенте.

В феврале 1922 года ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе, как святотатство, и всячески препятствовало этому. Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято-Данилова монастыря, воспротивился изъятию имущества, как якобы «принадлежащего государству», за что был арестован Владимирским губотделом ГПУ. Но фактически он был арестован за противодействие обновленческому движению.

В обвинительном заключении было отмечено, что «...Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающих современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления... Является человеком социально опасным, а потому в интересах советской власти означенного Воскресенского... необходимо из пределов Владимирской губернии изолировать, применить к нему административную высылку сроком на три года». И 23 февраля 1923 года епископ Даминан был выслан в Туркестан, но на два года.

После ссылки владыка вернулся в Переяславль-Залесский и в ноябре 1925 года назначен временно управляющим Владимирской епархией. В том же году 22 декабря он участвовал в собрании архиереев в Московском мужском монастыре Донской иконы Божией Матери во главе со Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) и в связи со сложившимися обстоятельствами попал под влияние движения, именуемого «григорианским расколом».

На совещании раскольников избран членом Временного высшего церковного совета (ВВЦС) и вместе с другими восемью архиереями был зарегистрирован 2 января 1926 года. Подписал выработанный на совещании Наказ.

После наложенного митрополитом Сергием запрещения, вместе с архиепископами Григорием и Константином подписал письмо к местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру с просьбой утвердить и благословить вновь организованный ВВЦС. Получив резолюцию митрополита Петра, ездил с другими делегатами в Нижний Новгород к митрополиту Сергию (Страгородскому).

Здесь митрополит Сергий убедил его в пагубности начатого раскольного дела. Дамиан отошел от ВВЦС, покаялся и 2 февраля 1926 года принят митрополитом Сергием в сущем сане. В дальнейшем он прямо называл «григорианцев» раскольниками, поддерживаемыми властями для разрушения единства Церкви.

В мае 1927 года епископ Дамиан был возведен в сан архиепископа Полтавского и Переяславского, а также назначен временно управляющим Днепропетровской епархией. Спустя год, 25 апреля 1928 г., возглавил Курскую епархию.

В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла директива, утверждающая, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

С 1930 году в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органы ОГПУ систематически арестовывали всех благочинных, назначаемых архиереем. Поэтому владыка отказался от новых назначений и принимал у себя ежедневно священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей, оказывал материальную помощь ссыльному духовенству.

19 апреля 1932 года был награжден крестом на клобук.

В июне-июле 1932 года по западным районам Центрально-Черноземной области прошли массовые антиколхозные выступления под лозунгами: «Отдайте землю и волю, и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой колхозы, долой Советскую власть – власть бандитов, давайте царя». По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. По мнению следствия, эти выступления были подготовлены контрреволюционной церковно-монархической организацией «Ревнители церкви», якобы созданной владыкой Дамианом, который был арестован. Вместе с архиереем было арестовано 3 епископа, 127 священников и дьяконов, 106 монахов и монахинь.

На следствии показал, что «своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужителей, подчиненных мне, и вокруг отдельных верующих мирян, групп граждан, которые являлись бы глубоко верующими и способными защищать интересы церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей церкви для борьбы с всякими посягательствами на церковь и для проповеди православия».

22 ноября 1932 года был уволен на покой. В ноябре 1932 года арестован. 26 декабря 1932 года его судили вместе с группой своих приверженцев и приговорили постановлением Особого Совещание при коллегии ОГПУ к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения. Там говорил другим заключенным, что «…сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать…».

Осенью 1937 года НКВД принял директиву об уничтожении остававшихся на Соловецких островах узников. 9 октября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД СССР по Ленинградской области приговорен к расстрелу. Архиепископ Дамиан был доставлен в поселок Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап) и 3 ноября 1937 расстрелян в Левашовской пустоши.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Дамиан (Воскресенский) был причислен к лику святых. Память священномученика Дамиана празднуется Русской Православной Церковью – 3 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Русских и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких.

Священник Георгий Скубак

(Днепропетровская епархия: информационно-справочное издание. 2008. Сс. 83-85, глава «Святые Днепропетровской земли»)



[*] У архиепископа Дамиана было два сына – Андриан и Михаил (затем сам ставший архиепископом).

На общей фотографии: слева от Патриарха Тихона – митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) и епископ Переславль-Залесский Дамиан (Воскресенский), справа – епископ Юрьевский Евгений (Мерцалов).

damian_voskresenskiy_140let_2013 (1).jpgdamian_voskresenskiy_140let_2013 (2).jpgdamian_voskresenskiy_140let_2013 (3).jpgdamian_voskresenskiy_140let_2013 (4).jpg
Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100