Спасо-Преображенский кафедральный собор

Спасо-Преображенский кафедральный собор

 Храмовый день – 19 августа

Адрес храма: 49027, г. Днепропетровск, Октябрьская площадь,4

                                Телефон – 8 (056)744-88-19

       История Преображенского собора неразрывно связана с развитием нашего города и края. Указом Екатерины II от 30 марта 1783 года на юге Украины создается новая административно-территориальная единица – Екатеринославское наместничество, объединившее Азовскую и Новороссийскую губернии. Наместнику края, светлейшему князю Г.А. Потемкину, предписывалось назначить «по выгодности местной» и сам новый город – центр наместничества.

         В Указе от  22 января 1784 года место расположения города определялось таким образом: «Губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лучшей удобности по правой стороне Днепра у Кайдака…»

        Городу отводилась роль третьей столицы Российской империи. Екатеринослав планировался как «южный брат» Петербурга. Здесь планировалось в скорейшем создание университета, академии художеств, консерватории, предполагалось построить самый большой в России храм, создать сеть крупнейших в стране ткацких фабрик, иных предприятий.

        Естественно, реализовывать эти грандиозные планы в первую очередь должен был фаворит Екатерины, князь Потемкин, который, став одним из богатейших людей России, не утратил колоссальной энергии государственного деятеля и дипломата.

 По планам князя Потемкина, Екатеринослав должен стать вторым Римом, новыми Афинами и третьей южной столицей Российской империи. А главное – превратиться в колоссальный памятник екатерининскому царствованию. И наиболее полным воплощением  идеи должен был стать городской собор.

        «Представляется храм великолепный Преображению Господню, в знак,  что страна сия из степей бесплодных преображена попечениями Вашими в обильный вертоград и обиталище зверей в благоприятное пристанище людям…». Так писал о будущем соборе Григорий Потемкин в письме к Екатерине II от 8 октября 1786 года.

                Во время путешествия по югу России 9 мая 1787 года первый камень в основание алтаря Собора положила лично Екатерина II. 

         Новая столица в запланированном масштабе на берегах Днепра не была построена. Для строительства города необходимы не только указы и административные распоряжения, а деньги и люди, которых в этот момент России не хватало. Проект собора, созданный французским академиком архитектуры Клодом Геруа, действительно был грандиозным, но символом «обильного вертограда» и «попечений» императрицы ему тоже стать не пришлось…

        Назначенный в 1788 году новым городским архитектором Иван Старов полностью перепланировал Екатеринослав, создал проект собора более реальный и отвечающий сложившимся условиям.

        Но даже и этот, сильно урезанный проект, не был выполнен. После смерти князя Потемкина ассигнования на строительство были еще раз уменьшены, а после смерти Екатерины ІІ - полностью прекращены.

        Очередной проект Собора только в 1805 году составил местный землемер Неелов. Проект, отосланный в Петербург для утверждения, Александром І был отклонен как неудовлетворительный. Разработка проекта была поручена известному  русскому зодчему- академику Адриану Дмитриевичу Захарову, который принадлежал к плеяде самых талантливых русских архитекторов конца XVIII – первой трети XIX веков. По его проекту выстроено прославленное здание Адмиралтейства в Петербурге, воплотившее в себе высокие идеи русского классицизма. Итог долгих творческих усилий Захарова – Кронштадтский Андреевский собор, «братом-близнецом» которого небезосновательно считается и Преображенский собор.

        Несравненно меньший по объему (архитектор вынужден был отталкиваться от размеров, которые “диктовал” скромный объем финансирования) и оформлению, он в основных чертах явился, пусть и отдаленным, но все же подобием замечательного собора в Кронштадте. 

        Но, как уже в который раз выяснилось, императорские указы не всегда имеют силу, достаточную для преодоления местной бюрократии. После утверждения проекта, когда, казалось бы, осталось лишь начать строительство, в Екатеринославе возник спор о месте нахождения собора, который задержал строительство на много лет. После личного рассмотрения дела императором Николаем I было вынесено императорское решение,                               «что кафедральный собор не есть предмет ежедневной необходимости» и поэтому его можно построить на Горе, на том самом месте, где его заложила Екатерина ІІ. 

        20 апреля 1830 года начались подготовительные работы,  а 22  мая состоялась повторная закладка Преображенского собора. 

        Строительство окончилось 9 мая 1835 года, а  29 июня собор был освящен. Стоил он 300 тыс. рублей, 100 тыс. из которых собрало местное население, и был он в шесть раз меньше, чем по проекту 1787 года. Сильно упрощенный по сравнению с первоначальным проектом Адриана Захарова, он все же сохранил характерный петербургский стиль и изысканную пластику, характерную для русского классицизма начала ХІХ века и уже почти утраченную в 1830-х годах.

        Потолки и паруса сводов расписали академики живописи Безсонов, Сазонов и Теребенев в технике «сграффито». Стены  расписаны под цветной мрамор. Поначалу главным, после фресок, украшением собора был резной, белый с позолотой иконостас. Но понемногу появились и другие достойные внимания вещи. Существуют акты про передачу в Преображенский большого количества утвари, одежд, хоругвей из ризницы бывшей кафедры – Успенского собора. Возможно, некоторые ценные вещи передавались из других церквей губернии. Не забывали собор и меценаты. Меценаты, конечно, были разные. От помещика Герсеванова, подарившего собору картину «Неверный Фома» работы итальянского мастера XVI века Гверчино, до жителей Вознесенской слободы, в складчину купивших для собора икону Вознесения, которую потом каждый год торжественно привозили в слободу для праздничного богослужения.

        Одновременно со строительством собора вокруг него были проведены большие работы по благоустройству. Курган, на котором стояла Екатерининская миля, был подрезан с боков и обложен «диким» камнем. Площадку, образовавшуюся вокруг нее, и ведущую к ней лестницу вымостили черной аспидной плитой и обнесли металлической оградой. На фундаментах старого собора возле боковых входов и алтаря поставили ограду по проекту Николая Денисенко. В ограде, напротив алтаря,  архиепископ Гавриил установил мраморную колонну в память о строительстве храма, специально вывезенную для этого из Херсонеса Таврического. К сожалению, в советское время следы этого уникального исторического памятника потерялись…

      Сорок восемь лет прошло от дня закладки собора до завершения его строительства. А богослужение в нем проходило меньше века. До революции в нашей губернии собор являлся главным, кафедральным. В 1915 году во время однодневного посещения Екатеринослава собор посетил Николай II. До 1930 года собор оставался действующим.

        А в 1931 году в закрытом соборе устроили первый в стране научно-атеистический музей. Причем, во время переоборудования собора под этот кощунственный проект шпиль собора (возносившийся над всем городом), как «вещь идеологически вредная и невыдержанная», был разобран.  По генеральному плану развития Днепропетровска от 1941 года собор должны были снести вообще.

      После войны вторично опустошенный собор долго стоял немым свидетелем человеческого варварства. Если до войны, как музей, он еще сохранял часть утвари, иконостас, фрески, то после нее все в свете нового наступления на православие все это стало не нужным, ненавистным. Собор снова намеревались снести, освободив место для…очередного микрорайона жилых домов – “хрущевок”. Но все-таки вместо этого храм превратился… в склад бумаги. Утварь вывезли. Иконостас, как «вещь малоценную», сожгли в 1946 году. Фрески забелили.

        Но оскверненный и изувеченный, собор все же дождался того времени, когда его признали памятником архитектуры.

        В 1968 году началась научная реставрация собора. Стараниями многих людей ему был возвращен фактически исторический вид. Восстановительные работы проводились специалистами Черниговских реставрационных мастерских под руководством известного специалиста Ерко, занимавшегося до этого реставрацией Софийского собора в Киеве. В Преображенском соборе была частично восстановлена и настенная живопись. После окончания работ в 1975 году здесь вновь открылся музей религии и атеизма.

        Но подлинно новой вехой в жизни собора стал 1991 год. Стараниями Епископа Днепропетровского и Запорожского Глеба, духовенства и мирян собор был возвращен православной Церкви. Под его сводами вновь зазвучали молитвы и православные песнопения. Первым настоятелем собора был назначен протоиерей Анатолий Северин.

       К завершению подходит многолетняя реставрация собора с                     тремя приделами: центральный посвящен Преображению Господню, правый – святителю Николаю, левый – святой великомученице Екатерине. Восстановлен в первозданной     красоте иконостас и росписи.

     У стен собора – захоронения трех правящих архиереев: архиепископа  Феодосия (Макаревского), одного из видных церковных деятелей, которому принадлежат очерки по истории Екатенославской епархии; епископа Августина (Гуляницкого),                    к сожалению, третье - не опознано

     Весомую роль играет собор в возрождении Православия на Днепропетровщине. Собор стоял у истоков песенного православного фестиваля «От Рождества к Рождеству», который теперь уже является Всеукраинским. Здесь проводится большая просветительская и благотворительная работа.                                                                                                      

    По благословению Владыки Иринея, благодаря вдохновению, энергии настоятеля протоиерея Ярослава Денеки, жертвователям храма  Преображенский собор вновь становится подлинной жемчужиной нашего края.

 Настоятель - протоиерей Ярослав  Юрьевич Денека

preobragenskii_sobor2013d(1).jpgpreobragenskii_sobor2013d(2).JPGpreobragenskii_sobor2013d(3).jpgpreobragenskii_sobor2013d(4).jpgpreobragenskii_sobor2013d(5).jpgpreobragenskii_sobor2013d(6).jpgpreobragenskii_sobor2013d(7).jpgpreobragenskii_sobor2013d(8).jpgpreobragenskii_sobor2013d(9).jpgpreobragenskii_sobor2013d(10).jpg
Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100