В Казахстане найдено захоронение днепропетровских священномучеников-епископов Макария (Кармазина) и Порфирия (Гулевича)

В Казахстане найдено захоронение днепропетровских священномучеников-епископов Макария (Кармазина) и Порфирия (Гулевича)

В Казахстане найдено место захоронения священномученика Макария (Кармазина), епископа Екатеринославского и священномученика Порфирия (Гулевича), епископа Криворожского – викария Днепропетровской епархии, впоследствии ставшего епископом Симферопольским и Крымским. Об этом сообщает официальный сайт Симферопольской епархии. В 1937 году с разницей в один день (2 и 3 декабря) они вместе со своими сподвижниками были расстреляны. Рядом с ними почивают еще два священномученика.

Письмо с соответствующим сообщением пришло правящему архиерею Симферопольской и Крымской епархии митрополиту Лазарю от протоиерея Вадима Алексеева, настоятеля храма в честь святого Иоанна Кронштадтского (поселок Жетыген, Астанайской и Казахстанской епархии). Мощи были найдены в конце 2013 года.

«Они покоятся в 40 км от Алма-Аты, на бывшем полигоне НКВД «Жаналык», близ храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, поселка Жетыген. С ними почивают еще два священномученика: священники Сергий Бредников (память 8 декабря) и Симеон Афонькин (память 10 декабря). На этом погосте в братских могилах покоятся тела 4,5 тысяч жертв Большого террора. Среди них священномученик Тихон (Шарапов), на момент ареста он был правящим архиереем Алма-Атинским.

Нам стало известно о нахождении мощей священномученика Порфирия в субботу, 30 ноября 2013 года, а в понедельник мы впервые на приходе совершили литургию в день его памяти (2 декабря) и на следующий день в день памяти его духовного брата – священномученика Макария Кармазина (3 декабря). На месте захоронения священномучеников ранее нами совершались панихиды, теперь же мы служим молебны и считаем их нашими небесными покровителями», – сообщил священник в письме.

СПРАВКА:

Епископ Екатеринославский Макарий, в миру Григорий Яковлевич Кармазин, родился 1 октября 1875 года в местечке Меджибож Подольской губернии в семье чиновника-землемера.

Окончил Подольскую духовную семинарию. Был рукоположён во иерея к церкви села Витковец Каменецкого уезда Подольской губернии. С 21 апреля 1900 года – священник церкви села Бандышевка Ямпольского уезда той же губернии. С 1902 года – военный священник 8-го запасного кавалерийского полка. С 4 мая 1912 года – военный священник 152-го пехотного Владикавказского полка. Во время Первой мировой войны, 2 марта 1915 года, был контужен, через несколько месяцев (21 июля) был вторично контужен и ранен, в связи с чем эвакуирован в госпиталь. По излечении 8 сентября 1915 года вернулся в полк. За пастырские труды и личное мужество был возведен в сан протоиерея. Был переведён в 729-й пехотный Новоуфимский полк. В качестве военного священника служил в Брест-Литовске, Галиции, Риге и других местах. В 1918-1922 годы – священник на приходах Киевской епархии. Принял монашество.

С 1922 года – епископ Уманский, викарий Киевской епархии. После ареста митрополита Киевского Михаила (Ермакова) управлял епархией (до1925 года). Вокруг него стали консолидироваться сторонники Патриаршей Церкви на Украине. Вместе с ближайшим другом и единомышленником епископом Ананьевским Парфением (Брянских), епископ Макарий совершил тайные хиротонии наиболее твердых и верных сторонников Патриарха Тихона, способных к активной и плодотворной церковной работе. По инициативе епископа Макария было создано неподконтрольное ГПУ церковное управление, шла работа по созданию жизнеспособных церковных групп, состоящих из духовенства и мирян и действующих независимо от власти, собирались средства для ссыльных епископов. Большую помощь ему в этой работе оказывала двоюродная сестра Раиса Александровна Ржевская, вдова главного врача санитарного поезда имени Императора. Во время арестов и ссылок у нее хранились вещи, бумаги и адреса владыки, она передавала ему в ссылку необходимую информацию о положении дел в церкви.

В 1923 году был арестован и четыре месяца содержался в тюрьме в Киеве.

С 1925 года – епископ Екатеринославский и Новомосковский, затем снова арестован и после десятимесячного заключения выслан в Харьков, где пробыл по март 1927 года без права выезда. Активно выступал против так называемого «григорианского» движения (раскола) в церкви, отрицавшего необходимость Патриаршества и первое время поддерживавшегося властями. Распространял обращения против «григориан».

В 1927 году арестован и сослан в Горно-Шорский район Томской области. По окончании срока с 1933 года проживал в Костроме, позже – в селе Селище Ивановской области. Создавал тайные домовые церкви, в которых готовились кандидаты для рукоположения. Осенью 1934 года вновь арестован, обвинун в том, что «является вдохновителем и руководит оперативно ликвидированной церковно-монархической контрреволюционной группой „ИПЦ“. Участниками группы и ее вдохновителем велась развернутая агитация против Советской власти и проводимых ею мероприятий, распространялись контрреволюционные провокационные слухи о голоде в Советском Союзе, доходящем до людоедства, и т.д.». 17 марта 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорила его к ссылке в Казахстан сроком на пять лет. В тот же день по решению того же Особого Совещания при НКВД к пяти годам ссылки в Казахстан была приговорена и Раиса Ржевская.

Ссылку отбывали в Каратальском районе на станции Уш-Тобе. Проводил тайные богослужения с участием самых близких и проверенных людей. В 1937 году к ссыльным присоединился высланный из Симферополя епископ Порфирий (Гулевич).

20 ноября 1937 года епископ Порфирий и епископ Макарий были арестованы. Обвинены в том, что они «проводили антисоветскую пропаганду и дискредитировали Советскую власть, а также поддерживали связь с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь». Виновным себя не признали.

1 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич), епископ Макарий (Кармазин) и двоюродная сестра владыки Макария Раиса Александровна Ржевская постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области были приговорены к смертной казни. Расстрелян 3 декабря того же года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года.

* * * * * * * * * *

Епископ Порфирий, в миру Поликарп Васильевич Гулевич, родился в семье священника 26 февраля 1864, в с. Токаревка Литинского уезда Подольской губернии. Окончил Подольскую духовную семинарию (1885 год). С 22 октября 1886 года – священник. В 1914-1928 годах – благочинный и настоятель собора в городе Ольгополе, некоторое время преподавал Закон Божий в местной гимназии. Овдовел.

Выступал против обновленческого движения: в своих проповедях открыто обличал его представителей и среди своей паствы распространял листовки, призывающие оставаться верными Патриарху Тихону. Пользовался авторитетом среди верующих, вопрос о его рукоположении во епископа рассматривался украинскими православными архиереями с 1925 года. Участвовал в тайной работе по организации на Подолье групп духовенства и верующих, неподконтрольных властям.

В 1927 году принял монашеский постриг. Критично относился к решению Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) отменить поминовение всех епархиальных архиереев, находившихся в лагерях и ссылках: «Невозможно отказаться от сосланных епископов, это все равно, что отказаться от самих себя».

С 25 июня 1928 года – епископ Криворожский, викарий Днепропетровской епархии. Совершал частые богослужения, на которых неизменно произносил проповеди, активно посещал приходы епархии. С 5 сентября 1930 года – епископ Зиновьевский, викарий Одесской епархии.

С 11 сентября 1931 года – епископ Крымский. Был любим своей паствой. Продолжал много проповедовать (в том числе говорил о голоде, который в то время был на Украине), много общался с верующими, регулярно служил в различных храмах епархии. Активно выступал против обновленчества, что вызвало угрозы со стороны последних: обновленческий митрополит Иерофей (Померанцев) с церковной кафедры заявил, что он арестует епископа Порфирия.

Призывал православных молиться о «сосланных и заключенных, невинно томящихся в изгнании архиереях, священстве, монашествующих и мирянах». В 1933 году был арестован, два месяца провел в тюрьме, затем освобожден.

9 октября 1936 года вновь арестован, обвинен в том, что благословлял священство молиться за осужденных, в поощрении «нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций», в «проявлении излишней ревности в борьбе с обновленцами» и др. Четыре месяца находился в тюрьме в Симферополе. Виновным себя не признал. 3 января 1937 года был приговорен к пяти годам административной высылки в Казахстан. Ссылку отбывал на станции Уш-Тоб Каратальского района Талды-Курганской области вместе с находившимся там с 1935 года ссыльным епископом Екатеринославским Макарием (Кармазиным). Иногда они тайно на дому совершали Божественную литургию.

20 ноября 1937 года епископ Порфирий и епископ Макарий были арестованы. Обвинены в том, что они «проводили антисоветскую пропаганду и дискредитировали Советскую власть, а также поддерживали связь с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь». Виновными себя не признали. 1 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич), епископ Макарий (Кармазин) и двоюродная сестра владыки Макария Раиса Александровна Ржевская постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области были приговорены к смертной казни и расстреляны на следующий день.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Пресс-служба Днепропетровской епархии

Читайте также:

В епархии почтили память Днепропетровских святых - епископов-священномучеников Макария и Порфирия

Священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Криворожский – викарий Днепропетровской епархии

Освящение памятника священномученикам Онуфрию и Порфирию – первым епископам Криворожским

Святые Днепропетровской земли

porfiriy_gulevich_mesto_pogrebeniya_2014_01 (1).jpgporfiriy_gulevich_mesto_pogrebeniya_2014_01 (2).jpgmakariy_karmazin_mesto_pogrebeniya_2014.jpgmakariy_karmazin_mesto_pogrebeniya_2014__ (1).jpgmakariy_karmazin_mesto_pogrebeniya_2014__ (2).jpgmakariy_karmazin_mesto_pogrebeniya_2014__ (3).jpgmakariy_karmazin_mesto_pogrebeniya_2014__ (4).jpgmakariy_karmazin_mesto_pogrebeniya_2014__ (5).jpgmakariy_karmazin_mesto_pogrebeniya_2014__ (6).jpg
Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100