Вернуться в «объятия Отча» [Слово митрополита Иринея в Неделю о блудном сыне]

Вернуться в «объятия Отча» [Слово митрополита Иринея в Неделю о блудном сыне]

Дорогие братья и сестры!

Вот уже второй воскресный день, когда Церковь очень убедительно напоминает о наступлении спасительных дней Великого Поста и очень мудро занимается подготовкой к этому. Если в прошлое воскресение мы уже научились смирению и отвергли гордыню, то это уже большая победа и можем смело идти дальше.

В это воскресенье – особенная евангельская притча. Она называется – о блудном сыне.

У отца было два сына. Старший был верен отцу, и все время трудился с ним. Младший – неопытный, но уже взрослый – имел право самостоятельно решать свои проблемы. Он обращается к отцу и говорит: «Дай мне мою часть имения, и я хочу уехать и начать жить самостоятельно». Конечно, больно было отцу это слышать – он его любил и хотел, чтобы он был всегда рядом, как и старший. И отец по любви поступает очень мудро. Иногда родители настолько узурпируют власть к своим детям, которые уже приходят в совершеннолетие, что дети раздражаются, пребывают в гневе, ненавидят родителей…

Родители теряют мудрость, говоря: «Вот ты будешь делать так, как мы хотим, а не как ты знаешь или желаешь», и больно ранят сердце своего чада. Но отец евангельской притчи поступил по-иному. Он разделил имущество, дал принадлежащую младшему сыну его часть, и тот удалился в «страну далече».

Отец, конечно, пребывал в скорби, и все время вспоминал своего сына: «Где мой сын, где он сегодня ночует, как он себя чувствует, как складывается его жизнь, сможет ли он устоять от соблазнов греховного мира? ….». Ни дня не проходило без подобных переживаний.

А сын пошел по свободной дороге – по пути вседозволенности. И он даже не заметил, что очень быстро бездарно истратил все свое богатство. Он дошел вначале до нищенства, а затем и до скотского состояния.

Притча как раз и акцентирует на этом свое внимание – он ощутил голод, начал пасти свиней, и желал напитаться их кормом. То, что мы в иносказаниях называет «свинским состоянием». Он потерял все человеческое – как внутренне, так и внешне. Полное моральное разложение, опустошенность, отсутствие смысла жизни. И жизнь, как говорится, «прижала».

В отсутствии средств он устраивается на работу пастухом. Он попал в такую ситуацию, что вся строгость «режима» не позволяла ему нормально, сытно поесть. И он уже готов был есть продукты, которыми кормились свиньи, но и этого ему не позволяли. Все было ограничено, он начал голодать. Ему стало очень тяжело. И размышляя под грузом такого падшего, голодного состояния он вспомнил дом отца своего – как он беззаботно и сытно жил.

Все это образы. Блудный сын ощутил духовную опустошенность. Эта память об отце и родном доме – это первый сигнал, который заставил его в тяжелых обстоятельствах жизни принять решение. И он его принял: «Возвращаюсь к отцу, в родной дом!». Причем, принял решение бесповоротное. «Даже не буду просить восстановление сыновства, – говорил он себе, хотя бы он принял меня чернорабочим, просто чтобы быть рядом, сытно кушать и не страдать от строгих ограничений». И он пошел, не догадываясь, что отец не переставал его ждать.

А отец все это время очень часто выходил на дорогу и смотрел в даль.… И вдруг видит силуэт человека: «Кто это?… Может сын?…». Или по походке, или сердце подсказало ему – но он узнает своего сына. Старый и немощный отец побежал на встречу сыну не зная, что и говорить ему...

А в таком случае и не надо ничего говорить. Слова могут оказаться лишними. Отец его обнял, поцеловал, возрадовался и привел его домой. Одел его в чистую одежду, распорядился устроить праздничный обед, позвать родных, друзей и знакомых, (которые все время были в недоумении – где же он?), чтобы они порадовались, чтобы узнали что он уже дома, что он пропадал и нашелся. Вот какая родительская любовь отца!

Небесный Отец такой же, и еще лучше. Он всегда ждет нашего возвращения от греха, от этой скверной, порочной жизни. Он хочет, чтобы мы вернулись в Его любящие объятия.

И вот блудный сын из притчи вернулся и обрел и прощение, и восстановление, и любовь. Все к нему вернулось! Эта притча нам дана Господом для того, чтобы показать, что Отец Небесный также поступит с нами.

Вспоминая эту притчу, нужно помнить, что человек никогда не стоит на месте. Либо он движется вперед, либо откатывается назад. По отношению к Богу наша жизнь никогда не бывает нейтральной. Это зависит от того, как мы прожили день: что мы сделали, о чем думали, совершили добрые дела или нет, согрешили или нет. Если мы оглянемся на свою жизнь, то увидим, что в ней много дней, которые были прожиты напрасно, которые можно было бы вычеркнуть из жизни. Тогда мы и должны себе сказать: «Что ж мы топчемся на месте в этом болоте страстей, нечестии коварных поступков, тратим свое здоровье, уничтожаем себя – и духовно и физически?». Надо проснуться от греховного сна и восстать! Нельзя дальше так жить! Ведь бессмертную душу надо спасти. Обязательно надо вернуться и надо содействовать этому.

Но родной старший брат не смог понять отца. Возвращаясь с работы и подойдя к дому, он спрашивает отца о веселье. И узнав, что все эти почести воздаются блудному брату, он вознегодовал.

Отец пытался успокоить: «Сын, зайди и порадуйся! Брат ведь твой заблудился и нашелся, пропадал и вернулся, был мертв и ожил…». Но старший сын не смог этого вместить в свое сердце. Он смотрел на происходящее по-другому – своим мировоззрением. И он ушел, не разделив этой радости.… Есть и такие среди нас, даже родные и близкие, которые не могут понять всей трагедии человеческого падения и всей радости восстания. А этому надо учиться. И вот эта притча как раз и дает такие возможности – поразмышлять о примирении, если мы враждуем и о возвращении человека на путь покаяния. Бог ведь все видит!

Это воскресение дает нам возможность осознать свое заблуждение, нравственные падения, и выровнять свою дорожку, вернуться в «объятия Отча». На этом Святая Церковь не останавливается и ведет по пути совершенства дальше. Впереди очень насыщенная подготовка, очень интересная и полезная. Давайте не будем пропускать ни одного воскресного дня, потому что это очень важно для нашей души

В современных условиях, когда все позволено человеку, мы можем просто погибнуть, не заметив этого. А Церковь, через евангельское сказание, пробуждает посмотреть внутрь самого себя – «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10,23). Есть вещи, которые разлагают и опустошают. Но такую мудрость можно обрести только с Богом и в Боге, через покаяние и изменение своей жизни в лучшую сторону, через наше возвращение к Богу, в чем да поможет нам Сам Господь. Аминь!

Телепрограмма «Пастырские беседы» с митрополитом Иринеем.

(Слово в Неделю о блудном сыне, 2012 г.) 

Епархиальный календарь
10.12.2016

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября по старому стилю) чтится один из наиболее почитаемых в русском православии образов Пресвятой Богородицы – икона Божией Матери, именуемая «Знамение». В этот день в Днепропетровской епархии 1 женский монастырь и одна приходская община молитвенно празднуют свое престольное торжество.
Архив
Архив
Rambler's Top100