Додому Інтерв'ю Митрополит Ириней: «Бытие нашего мира имеет смысл лишь до тех пор, пока...

Митрополит Ириней: «Бытие нашего мира имеет смысл лишь до тех пор, пока в нем есть люди, способные принять Христа»

Юбилейное интервью управляющего Днепропетровской епархией митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея к 75-летию со дня своего рождения главному редактору Всеукраинского ежемесячного научно-технического журнала Технополис Вячеславу Спирину.,В настоящее время наиболее насущная проблема сохранение мира. Православный священнослужитель, пастырь человеческих душ, уже по существу своего служения является служителем мира.,В богозданном мире все прекрасно, как в основании, так и в грядущем преображении. Преобразующее воздействие человека на мир это творческий процесс, совершающийся параллельно с внутренним преображением человеческой личности. Природа была первым откровением человеку о Боге. Мир это среда, в которой человеческое я встречается с Личным Богом и через это себя открывает, выявляет, осуществляет. Именно в контексте мировой жизни происходит Боговоплощение и совершаются исторические события Нового Завета. Путь земной жизни человека получает свое высшее оправдание и смысл, так как этот путь реально пройден Христом.,Жизнь это дар Божий, и необходим мир, чтобы его сберечь таков постулат миротворческого богословия Церкви. В Священном Писании мы читаем похвалу миру: Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором (Притч. 17,1). Через все наставления ветхозаветной и новозаветной мудрости проходит противопоставление двух воль: созидающей и разрушающей, собирающей и расточающей, согласия и раздора.,Мир же должен быть, прежде всего, в душах, чтобы затем он мог отразиться в событиях!,Такой мир, основанный на чистоте сердца, на истинной нравственности, становится неиссякаемым источником излучения вовне. Он является твердой опорой для помощи ближним, для установления мира с ними. Мир внутренний с необходимостью переходит и в мир межчеловеческий, открывая путь к разрешению проблемы зла в плане социальном и международном.,Таким образом, само условие Спасения все свои силы посвятить борьбе против страдания ближнего и, если надо, даже жизнь свою отдать в этой борьбе. Вся христианская нравственность в конечном итоге это ничто иное, как крестовый поход против страдания. Все заповеди Господни направлены к одной цели: упразднить все причины вражды, разделений, ненависти, зависти, мести, гордости, усугубляющие страдания людей.,В сложные годы, когда в Украине шла борьба за Истину и Православную Церковь, когда не было мира и пролилось много слез и даже братской крови, владыке Иринею суждено было совершать свое миротворческое послушание в одном из самых националистически настроенных регионов Украины во Львове. Постановлением Священного Синода РПЦ от 13 сентября 1989 года он был назначен архиепископом Львовским и Дрогобычским, управляющим Львовской епархией и священноархимандритом Свято-Успенской Почаевской Лавры.,Сегодня наш рассказ о человеке, в чьем имени уже заключен смысл несущий мир. Он с юности своей избрал путь миротворца путь, на котором он дарит мир человеческим душам, успокаивает волнения, умиротворяет общественную жизнь. Через это миротворческое влияние одного, но сильного духом человека, общественная жизнь меняется к лучшему, а люди обращаются к духовному, доброму, чистому.,У днепропетровского архипастыря необыкновенное имя Ириней. В переводе с греческого оно означает мирный. Это имя в течение всего жизненного пути напоминает владыке о том, что в личной и церковной жизни архипастыря всегда необходимо быть устроителем и носителем мира иметь мир с Богом, мир в своем сердце, мир с собратьями, мир со всеми людьми, мир между людьми.,2014 год ознаменован двумя датами. Православный лидер Днепропетровщины молитвенно отмечает свой знаменательный юбилей 75-летие со дня рождения. Но немногие знают, что в этом году исполняется еще одна круглая дата: ровно тридцать лет назад владыка Ириней начал свое архипастырское служение и просветительскую деятельность в Украине. Несмотря на то, что сам Владыка является уроженцем украинской земли, свое пастырское и святительское служение он начинал вдали от Родины.,Вначале Россия, затем Япония, Башкирия, Америка и Канада, Казахстан&hellip, И только в 1984 году он впервые был назначен в Украину, а именно: в Харьковскую епархию. Впоследствии возглавлял кафедры во Львове и на своей родине в Ровно. За период пастырского служения он побывал с рабочими командировками во многих странах мира, а в 10 регионах дальнего и ближнего зарубежья проходил свое многолетнее служение. Последние 20 лет митрополит Ириней окормляет духовенство и верующих Днепропетровской епархии.,К моменту прибытия владыки Иринея на кафедру Днепропетровская епархия имела множество, казалось, неразрешимых проблем, в церковной жизни: отсутствовало систематическое духовное образование, на низком уровне находилась дисциплина духовенства, реставрационная деятельность была ограниченной, на самом низком уровне находились церковно-государственные отношения.,Для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, новому архипастырю пришлось положить множество душевных сил и здоровья, претерпеть многие внутрицерковные нестроения, тяжелые скорби и болезни.,Двадцать лет неутомимых трудов владыки Иринея совершенно изменили облик Православия в регионе. Епархия многого достигла за это время, покинув разряд отстающих, а в ряде направлений церковной жизни превзошла многие епархии Украинской Православной Церкви. Сегодня создана и успешно действует целая система епархиальной духовной жизни, широкими темпами идет реставрация храмов и монастырей. Духовенство епархии, существенно обновившись, успешно выполняет самые разнообразные и сложные задачи духовного окормления верующих Приднепровья.,Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем дне вверенной Вам Днепропетровской епархии.,Когда я принял епархию в 1993 году, ее территория совпадала с Днепропетровской областью, и здесь действовало 96 приходов. Сегодня на Днепропетровщине уже три епархии Днепропетровская, Криворожская и Днепродзержинская, в которых насчитывается около 700 приходов. Замечу, что со стороны гражданских властей мы встречаем поддержку и помощь в наших трудах. В частности, если в прежние времена в вопросе о строительстве новых храмов должностные лица порой колебались, то теперь решительно идут навстречу Церкви. И жители даже самых маленьких сел высказывают пожелание иметь у себя храм, а когда просят прислать священника, то говорят: Дайте нам настоящего пастыря, который любил бы молитву, был нам примером и научил нас молиться. Все это вызывает великую радость, ибо свидетельствует, что времена моды на хождение в храм прошли, и к Церкви людей влечет уже только жажда подлинной духовности.,Какие сферы деятельности являются для Вас приоритетными на сегодняшний день?,Самое главное, что качественно влияет на духовное становление общества, это пастырский пример личной жизнью проповедовать и свидетельствовать о том, к чему нас призвал Господь. Если проповедь пастыря расходится с его делами, рано или поздно наступают осложнения во взаимоотношениях с прихожанами. Падает авторитет, а восстановить его бывает очень трудно.,Одно из основных направлений Вашей деятельности благотворительность. Какие наиболее значимые акции в этом направлении осуществлены в последние годы?,О благотворительности можно говорить очень много. На уровне епархии и в каждом приходе делается все возможное, чтобы помочь обездоленным, одиноким, особенно брошенным детям. Вот уже на протяжении нескольких лет работает православный лагерь Покров, где летом отдыхают дети из интернатов. Совершая богослужение в районных центрах, где есть детские учреждения, мы посещаем их и, конечно же, раздаем подарки, детские библиотечки, совершаем крещения, приобщаем к православному образу жизни.,Подходы и атмосфера, которые сложились за последние годы в государственно-церковных взаимоотношениях, существенно отразились на характере религиозной жизни, которая приобрела динамическое развитие. Церковь стала влиятельным общественным институтом, роль которого в Украине возрастает. Это подтверждают и на многочисленных научно-практических конференциях и форумах международные эксперты. За годы украинской государственности духовные центры выросли более чем втрое. Вопреки существенным трудностям и осложнениям, государство возвращает церкви бывшие культовые сооружения.,Церковь всегда призывала к бдительности и обращается как к работодателям, так и к самим работникам с призывом, что необходимо днем и ночью беспокоиться о человеческой жизни, беречь ее…,Наша жизнь ценный и священный дар, Богом нам данный, за который мы несем большую ответственность. Человеческую жизнь нельзя ни купить, ни продать за любые деньги. И особо ценной делает нашу жизнь бессмертная душа, которую нам предоставил Господь, которая наделена светлым умом и свободной волей. Поэтому Христос говорит: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26).,Христианская традиция последовательна в том, что человек не имеет абсолютного права свободно распоряжаться своей жизнью, так как должен воспринимать жизнь как ценный дар с признательностью перед Богом. Такие отношения между человеком и его жизнью создают ряд конкретных предписаний, среди которых на первом месте необходимость сохранить жизнь и здоровье свое и ближнего своего. Нельзя забывать и о том, что выполнение этой обязанности решающей мерой зависит от признания и уважения обществом неопровержимых прав каждого человека.,Поэтому на руководителей предприятий возложена обязанность предупреждать работников о том, что разрушает здоровье, а именно: вредные условия труда… И не имеет оправдания, если жизнью рабочих пренебрегают ради собственной пользы.,Мы обращаемся к работникам предприятий, учреждений и организаций: Помните, жизнь ценнейшее сокровище, данное человеку Богом. Именно поэтому Церковь Христова предостерегает нас от нарушения 6-й заповеди Не убий, спрашивая в исповеди: Не оказывал ли ты содействие в ускорении чьей-то смерти, ставя человека в опасные ситуации, содействуя болезням тяжелыми условиями труда, или обессиливая человека работой?.,Относительно нормативно-правовых актов и постановлений, которые направлены на охрану труда людей, мне припоминается выражение одного из античных мудрецов, который говорил, что совершенные законы всегда порождаются низкими обычаями людей, и, наоборот, для морально стойких людей совершенные законы не имеют цены, так как такие люди их автоматически выполняют. Так и христиане если это искренне верующий человек, то он, боясь греха, не будет нарушать как законы светские, так и заповеди Божьи. Тот, кто делает грех, проявляя бездеятельность, в частности, по вопросам охраны труда, должен, учитывая Священное Писание, помнить, что за грехи родителей страдают дети: Родители наши грешили: их уже нет, а мы несем епитимью за беззаконие их, говорится в Святом Письме (Плач Иеремии. 5,7).,Помним также и то, что от человека, от государственных служащих, которые контролируют выполнение правил безопасности труда, можно утаить определенные действия, или грех, но от Бога ничего припрятать невозможно… Именно это должны помнить те, кто поставлен Господом руководить людьми.,Церковь Христова призывает всех начальников по-отечески относиться к подчиненным, а особенно это касается тех, кто наделен контролирующими и организационными полномочиями в сфере охраны труда. Если бы каждый именно так работал, я считаю, было бы значительно меньше травматизма и несчастных случаев.,Еще раз хочу подчеркнуть, что только вместе, полагаясь на себя и имея Божье благословение, достигается успех, каким бы делом человек ни занимался. Если руководитель будет причастен к травмированию или смерти человека (не имеет значения: непосредственно или через свое неосторожное отношение к обязанностям), пусть знает, что он нарушил Божью заповедь. А за это рано или поздно, но обязательно придет расплата. Христос сказал: Что сделаете одному из этих людей, знайте что мне сделали (см.: Мф. 25,40). Ведь милость от Бога и уважение от людей достигаются целенаправленной и неутомимой работой. Господь не смотрит на должности: для Него мы все равны. Господь ожидает от человека, чтобы работа его была честной и приносила соответствующую пользу. Если руководитель на высокой ответственной должности пренебрегает своими обязанностями, он стоит значительно ниже у Бога, чем его подчиненные.,Спасение бессмертной души в этом цель человеческой жизни. А тело это храм души и о нем нужно также заботиться и беречь. Особенно, если это касается жизни и здоровья окружающих.,Церковь всегда учит почитать власти и начальство, исполнять установленные правила и законы. И правила техники безопасности не исключение.,Церковь Христова делает то, к чему она призвана: молится, чтобы у людей была работа, чтобы работники не получали травмы, чтобы не было смертельных случаев. Церковь молится о том, чтобы был мир в трудовых коллективах.,И все же одними обращениями дело не исправишь… В своем Рождественском послании Вы, Ваше Высокопреосвященство, обращаете внимание на то, что не внешний блеск, но внутренняя спасительная суть события Рождества Христова привела и тех, и других в пещеру Рождества, к Вифлеемским яслям. Пастухи и волхвы явили собою зримый пример того, о чем говорил впоследствии Христос Спаситель: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21). Как не хватает современному миру осознания этой Евангельской истины!,Действительно. Сегодня часто внутренняя работа над собой подменяется фарисейским соблюдением одних лишь внешних правил, зачастую весьма второстепенных или даже близких к суеверию! Войны и стихийные бедствия, катастрофы и террористические акты не успевают сменять друг друга. Христиане во всем мире с тревогой задают вопрос, неужели род человеческий настолько слеп, что уже не в состоянии понять причины происходящего и не способен из глубины сердечной воскликнуть вслед за апостолом Петром: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго (Ин. 6,68-69).,Как это понимать?,Бытие нашего мира имеет смысл лишь до тех пор, пока в нем есть люди, способные в сердце своем принять Христа Спасителя, как приняли Его Вифлеемские ясли. И потому не может быть времени, когда вечная религия Вечного Бога окажется прошлым, она всегда будет для нас настоящим и будущим. И Церковь всегда будет оставаться среди мира живым свидетельством о Христе, всегда будет готова впустить в свою ограду тех, кто ищет спасения, боясь погибнуть на распутьях греха. И это касается всех: вне зависимости от должности и руководителей, и исполнителей.,Но не только чистые сердцем пастухи встретили долгожданного Мессию. Восточные мудрецы наблюдали появление новой звезды и пришли поклониться Младенцу, принеся Ему в дар золото, ладан и смирну (см.: Мф. 2,11).,Итак, путь к Рожденному Спасителю нашли человеческая простота и человеческая мудрость. Все остальные прошли мимо незатейливых яслей Богомладенца. Мимо прошли священнослужители, книжники и фарисеи интеллектуальная элита, вожди народа, гордившиеся мнимой праведностью. Прошли мимо и сильные мира сего. Царь Ирод, узнав о Рожденном Царе Иудейском, испугался за свою власть и в страшном гневе послал убить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже (Мф. 2,16). Многие и многие обыватели также прошли мимо, устроившись в своих, может быть, небогатых домах, расположившись на ночлег в гостиницах. И никто из них не пустил на порог Деву Марию и праведного Иосифа. Поэтому колыбелью для родившегося Царя царей стали ясли для животных.,Мы называем себя христианами. Это высокое звание. Многие из нас знают молитвы, соблюдают посты, ходят в храм. Иногда мы с высокомерием взираем на окружающих нас людей, не замечая в жизненной суете самого важного в человеке его сути, которая есть образ Божий, живущий в каждом из нас (Быт. 1,26). Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3,16) вопрошает апостол первых христиан. Всегда ли мы, христиане XXI века, помним об этом? Вот что важно понимать. И помнить!,К сожалению, ограниченный человеческий разум, пытаясь постичь тайны Божественного Промысла, всегда наталкивается на непреодолимые преграды.,Не все в мире поддается логическому объяснению и может умещаться в рамках сухих схем. Недостаток веры и умения принять явления такими, как они есть, приводит человека к отрицанию Божественных истин. Как результат человек начинает жить по правилам, которые сам себе определяет, полагаясь только на свой скудный разум и немощные силы. И что же мы видим? Мир, созданный Творцом прекрасным и совершенным, погибает в распрях и нестроениях. Ненависть друг к другу уничтожает человеческий род и окружающую нас природу. Человек, поставленный Создателем для сохранения и возделывания сада Божьего, становится его разрушителем и палачом. Нам же остается лишь взывать к Матери Воплотившегося Бога словами: Умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Но, несмотря на наше несовершенство и нечистоту, Бог приходит в мир и дарит нам Свою Божественную любовь. Он соединяет в себе мир небесный и земной, примиряя и умиротворяя всех. Эта любовь умягчает даже самые жесткие сердца, растопляет оледеневшие души, зовет всех к миру и согласию. В этой Любви побеждаются все козни врага рода человеческого, меркнут ложные высоты человеческого разума. Бог рождается в мире, чтобы победить его Своей кротостью, терпением и всеобъемлющей Любовью.,Спасибо, Ваше Высокопреосвященство, за эту возможность беседы. Желаю Вам благодати и здоровья на долгие годы!

Интервью вел Вячеслав Спирин
журнал Технополис, № 4, 2014, с. 46-50