Додому Інтерв'ю Небесное в земном, или несколько слов об обрядах

Небесное в земном, или несколько слов об обрядах

Церковная традиция формировалась веками, и если рассматривать ее во всей полноте, то нас не перестают восхищать глубина ее богословского смысла, гармония формы (обряда) и содержания (Таинства). Большинство людей, приходящих в храм не осознают в должной полноте сакральный смысл священнодействия и богослужений, особенно это касается тех, кто приходит в храм только по большим праздникам, т.е. несколько раз в год и которым в церкви непонятно практически все. И вот типичная картина: Церковный праздник, который включает в себя какое – либо благословение или освящение. Именно в эти дни в храмы стекается большое количество людей, многие из которых всерьез считают, что самое главное в этот праздник ОСВЯТИТЬ то, что они принесли (вербу, куличи, яблоки). В Церкви – праздник, души и сердца молящихся переполнены благоговением и радостью, а перед храмами выстраиваются рядами люди, которым неинтересен праздник, которые напряженно ждут, когда выйдет батюшка, совершит необходимую «процедуру» и они уйдут уже домой. Явление довольно печальное, имеющее много причин, начиная от языческих пережитков в нашем сознании, нашего общего бескультурья и заканчивая сегодняшним прагматичным образом жизни, когда внешнее становится важнее внутреннего, а проблема духовного усовершенствования никого не интересует. Восприятие церковной традиции только как обрядовой, а часто еще связанной и с какими-либо суевериями, у одних людей закрепляется как норматив, других отталкивает от Церкви.
Но как бы то ни было, обрядовые традиции вызывают у людей много вопросов. И по сложившейся традиции на вопросы отвечает ведущий рубрики «Диалоги» протоиерей Александр Немчинов.
– В Православной Церкви много различных обрядов, какова их роль в духовной жизни человека?
– Обряд – это внешняя сторона проявления Таинства и священнодействия, это своего рода сосуд, содержащий в себе святыню. Можно сказать, что обряд – это естественное проявление религиозности. Если, к примеру, нам весело – мы смеемся, если очень грустно – мы плачем, и это внешнее проявление нашего состояния. Так и в обрядах проявляется наше благоговение и любовь к Богу. А в таком священнодействии, как окроплении святой водой, момент освящения становится видимым, даже осязаемым.
– Значит то, что освящено – имеет сакральное содержание и оказывает благотворное влияние на тех, кто соприкоснется?
– Имеет, но не на всех, а лишь на тех, кто воспринимает все освещенное с верой, а значит с доверием и осознанием святости. «По вере вашей да будет вам».
– Очень часто в сознании людей Церковная традиция соседствует с откровенными суевериями. Например, какой рукой ставить или передавать свечу и целый ряд «народных преданий» как ее потушить и др. Почему такие суеверия присутствуют в Церкви и оказываются столь живучими, ведь отношение Церкви к ним строго негативное?
– Здесь нужно провести небольшой исторический экскурс. Парадокс, но монументальные, высокоразвитые языческие культы умирают и уходят в прошлое без остатка, а слаборазвитые – продолжают существовать в виде каких – либо примитивных суеверий. Так, например, мы не видим каких-то пережитков египетского или олимпийского язычества, зато многие элементы верований наших предков – славян оказались, как вы правильно сказали, живучими. Мало того, они приживаются, мимикрируют и паразитируют в Церкви. И «благодаря» им, создается соблазн низвести Православие на уровень примитивного земледельческого языческого культа. Понятно, что это гораздо легче и проще, чем путь самосовершенствования путем вхождения в полноту Церковного Предания.
– В сознании многих людей, к сожалению, освященная верба, Сретенские свечи, Троицкая трава являются неким магическим оберегом. Нет ли здесь опасности слияния христианства с магизмом?
– Магизм и православие – это пути взаимоисключающие. Здесь никакого компромисса, тем более слияния быть не может. Другое дело, что элементы магизма, увы, проникают в Православие как некое инородное вкрапление. Хуже всего, что они проникают и живут в сознании людей. Здесь очень важна духовно-просветительская работа, чтобы помочь людям прозреть, а самое главное, чтобы воцерковление и становление духовно-молитвенного опыта было полноценным и здоровым. Тогда подобные магические заблуждения станут для человека попросту не приемлемыми.
– Наверное, на каждый праздник, связанный с освящением, Вам приходится слышать много вопросов на эту тему. Какие из них наиболее распространенные?
– Видите ли, вопросы, связанные с освящением чего-либо, чаще всего задают люди еще не воцерковленные. Но Церковь никогда не упускает надежды на то, что ВСТРЕЧА со Христом у них еще впереди. Что же касается содержания вопросов, то в основном это вопросы, связанные с внешней формой, скажем так, с «технической» стороной освящения. Всегда удручают (наверное, как и любого пастыря) такие вопросы: « В котором часу прийти, чтобы освятить? (яблоки, куличи, воду)». Представьте, если дети приходят к родителям только для того, чтобы что-то у них взять, всячески показывая, что сами родители им не нужны. Конечно же для родителей это обидно и оскорбительно. Так и к Отцу нашему Небесному нужно идти не только, когда что-то случилось, и нужна Его помощь, и не только для того, чтобы что-то взять, а для молитвенно-духовного единения с Ним. И единственным побуждением к этому может быть только любовь, и только тогда может состояться этот Богочеловеческий союз, к которому призвано все человечество.

Православный женский журнал «Самарянка» №3(2008)