Додому Інтерв'ю Протоиерей Игорь Осадовский: «Церковь утверждает нерасторжимость брачного союза»

Протоиерей Игорь Осадовский: «Церковь утверждает нерасторжимость брачного союза»

Днепропетровская газета «Горожанин» продолжает рубрику встреч со священнослужителем Днепропетровской епархии, в которых представитель Церкви объясняет важность и значение священных Таинств и обрядов, а также предостерегает горожан от суеверных и народных традиций, глубоко укоренившихся в обществе. На этот раз настоятель Свято-Георгиевского мемориального храма в честь погибших работников правоохранительных органов в Днепропетровске, кандидат богословия протоиерей Игорь Осадовский рассказал о том, как исполнить свадебные обряды правильно, по-христиански, а не по традициям суеверия
– Расскажите об истоках традиции венчания.
– Венчание двух христианских личностей – мужчины и женщины – это таинство, согласие на которое родители давали детям в виде своего благословения. В глубокой христианской древности брак считался действительным, только если он был благословлен в присутствии пресвитера. Предшествовало венчанию – заключению брака – обручение (помолвка). Исторически это сохранилось у нас в церкви в обряде обручения.
Будущие жених и невеста обменивались кольцами, которые они надевали друг другу на руки и считались обрученными (помолвленными), готовились к венчанию. Если по каким-либо причинам их помолвка расстраивалась, они возвращали друг другу кольца и были свободны от обязательств.
Хочу особо отметить, что состояние обручения не дает права на интимные отношения, поскольку брак в виде венчания еще не совершен.
Затем если обрученные утверждались в намерении сочетаться церковным браком по принятому у нас православному обычаю, жениха родители благословляли иконой Христа Спасителя, а невесту – иконой Божьей Матери. В назначенный для свадьбы (венчания) день, получив родительское благословение, молодые отправлялись в храм, где священнослужитель совершал над ними таинство.
– А что изменилось в этих традициях сегодня?
– Сегодня мы видим такую картину: вместо родительского благословения перед венчанием начинаются торги за невесту. Она же ведь не вещь, чтоб ее выкупать. Это вообще отголоски язычества, ничего общего с христианством не имеющие.
При этом наравне с молодыми какое-то сакральное, полумистическое значение придается так называемым «свидетелям», роль которых в храме сводится всего лишь к поддерживанию венцов на головах брачующихся во время совершения таинства. По сути эту функцию могут выполнять даже родители. Хочу уточнить, что во времена раннего христианства на головы жениха и невесты возлагались лавровые венки, а свидетели как участники таинства появились гораздо позже, причем традиция эта в православии была перенята у Запада.
– Довольно распространено суеверие, что выпавшие из рук на обручении или венчании кольца сулят смерть одного из молодых, тяжелую болезнь и прочие несчастья.
– Абсолютно беспочвенное суеверие. Оно под собой никакой богословской основы не имеет. Последствия типа смерти или разрушенного брака надуманы и не выписываются в логику церковного вероучения: Бог-Творец есть единственный властелин жизни и смерти.
– Большое значение молодые придают тому, кто первый из них и как именно встал на рушник…
– Это – наш местный вариант. Традиция стелить что-то под ноги, чтобы невеста не замерзла во время совершения обряда таинства венчания – это практическая мера в наших холодных зимах.
– Правда ли, что сегодня многие парочки боятся потушить свечу при венчании?
– Правда. И многие в том, что огонек погас, виноваты сами – тянут свечку близко к лицу. Дышат на нее и потом винят нечистую силу. Нужно ровно держать свечу в левой руке, поскольку правой крестятся, и не вертеть ею. Тогда никакой лукавый новобрачным не страшен.
– С венчанием разобрались. А как проводится развенчивание? Правда ли, что за это нужно платить?
– «Развенчивание» – есть абсолютно нецерковный, неправославный термин. Церковь – не формальная бюрократическая структура, где документ можно подать или забрать. В нашей епархии такой практики не существует.
– А как церковь относится ко второму браку?
– Святитель Василий Великий сказал: «Церковный брак есть благословение. Второй брак есть снисхождение церкви к грешному человеку. Третий брак есть беззаконие, четвертый и более – есть скотство».
Церковь утверждает нерасторжимость брачного союза. «Что Бог сочетал, человек да не разлучает», – гласит венчальная молитва. Но, сообразуясь с современными реалиями жизни, верующим дается право на второе венчание при исполнении ряда условий. Во-первых, желающие получить благословение на второе венчание должны быть в зарегистрированном светском браке. Во-вторых, предоставить свидетельства о юридическом расторжении первого брака (в котором они были обвенчаны) и о заключении второго брака в органах государственной регистрации. В-третьих, подать прошение в епархиальное управление по месту жительства. Поданные прошения рассматриваются священноначалием, и при отсутствии препятствий преподается благословение.
– При каких условиях брак считается расторгнутым?
– Расторгнутым или же недействительным по церковным канонам считается брак, если один из супругов умер, если есть доказанный (желательно судом) факт прелюбодеяния, если один из супругов пропал без вести на длительный период. Также это касается случаев, когда перед венчанием один из супругов скрыл от другого факт несовместимой с супружеством болезни или физиологической неспособности к браку. И, конечно же, церковный брак нельзя считать действительным, если венчание совершено в угоду веяниям моды над не верующими в Христа людьми.
Ксения Чубук, газета «ГОРОЖАНИН»