Домой Статьи Покровительница Покровского края

Покровительница Покровского края

К знаменательному юбилею 230-летия со дня утверждения Азовским губернатором В.А. Чертковым государственной воинской слободы Покровское.

Всего в Днепропетровской епархии насчитывается 21 храм, освященный в честь праздника Покров Божьей Матери. Один из них расположен в древнейшем из районов области Покровском — в его административном центре поселке городского типа Покровское. В день Покрова Божьей Матери он торжественно отметил свои именины. В прошлом году центральному поселению района исполнилось 335 лет со дня основания. В этом же году поселяне тоже празднуют знаменательный юбилей — 230-летие со дня утверждения Азовским губернатором В.А. Чертковым государственной воинской слободы Покровское.
Немногие города и районы нашей области могут похвалиться гербом, на котором изображена православная символика или храм. Таких гербов всего три — у города Новомосковска, Петропавловского и Покровского районов. На гербах двух первых изображены храмы — символы и визитная карточка края. У третьего же, Покровского, символом является изображение Покрова Пресвятой Богородицы. И это неслучайно. Своим выбором наши предки обязаны истории происхождения этого городка.
Его официальное летоисчисление начинается с 1673 года. Историк и академик Дмитрий Яворницкий писал: «Осенью 1673 года Иван Сирко встретился на Муравском шляху с большим отрядом татар, разгромил их, взяв много в плен, после чего счастливо вернулся на Сечь». Эта битва происходила в районе безымянной слободы в день Покрова Пресвятой Богородицы. В знак памяти об этой победе слободу назвали Покровской, а в честь легендарного кошевого атамана западную часть поселка до сих пор зовут Сирковка.
Еще в XVI-XVII веках территорию, которую теперь занимает Покровский район, называли Диким Полем. Вдоль реки Волчьей проходил печально известный Муравский шлях, который крымские татары и янычары использовали для разбойных нападений на Украину. С тех пор остались татарские названия притоков реки Волчьей — Гайчур и Янчул.
Известнейший исследователь истории Екатеринославской епархии епископ Феодосии (Макаревский) в своем фундаментальном труде также отмечает, что местность эта — древнейшее запорожское займище, старожитная казацкая маетность. В 1760 году здесь проживал зимовником абшитованый, отставной запорожский войсковой старшина Головко. А в 1779 году согласно желанию Азовского губернатора В.А. Черткова здесь была устроена государственная воинская слобода Покровская. «Во время лихолетья, агарянского нападения, Головко со своими малюками спасался в Самарском монастыре. По зруйнований, по уничтожении последней Сечи Запорожской, на зимовник Головка явилось множество запорожского казачества. Когда согласно желанию губернатора Черткова, предписано было основать и устроить здесь государственную воинскую слободу Покровскую, довольные сим запорожцы немедленно пригласили сюда из Малороссии свои семейства, своих родных и знакомых. Около 1779 года образовалась здесь довольно населенная слобода. В 1782 году оседлых жителей было муж. 305 и жен. 238 душ», — пишет епископ-историк. Поселенцы начали заниматься земледелием, различными ремеслами и торговлей.
В середине XIX в. здесь уже проживало 3585 человек, а в начале XX — более семи с половиной тысяч, еженедельно проводились базары и несколько раз в году — ярмарки. Историки, посвятившие все свои исследования Днепропетровскому краю, утверждают, что самыми значительными сооружениями в Покровском были храмы. Их до революции насчитывалось два — Свято-Николаевский, построенный в 1882 году и Покровский, возведенный в начале XX столетия – в 1904.
Уже упоминаемый нами епископ Феодосий предоставил такие исторические данные — 16 августа 1784 года Павлоградский протопоп Феодор Тисаревский представил Преосвященному Никифору (Феотоки) прошение об определении в слободу уволенного из Белозерского пехотного полка священника Савву Пашковского для исполнения христианских треб и строительства церкви. В том же месяце Преосвященный Никифор в своей резолюции утвердил просьбу и определил священника Савву Пашковского в Покровскую с обязанностью «хранить запасные Дары и Священное миро в отведенном чистом доме, где и молитвы исправлять…».
В 1882 году был освящен построенный в центре села деревянный Свято-Николаевский храм. Особо чтимой прихожанами была «Иверская» икона Божией Матери. Рядом с ним возвышалась красивая колокольня. Тут же в церковной ограде было построено помещение церковно-приходской школы. На месте храма сейчас находится здание райгосадминистрации, а в помещении школы – историко-краеведческий музей. Служили в храме 2 священника: Павел Орестович Хицунов, закончивший духовную семинарию (во время гражданской войны был убит бандой Скорохода), Григорий Андреевич Иванов, диакон и 2 псаломщика.
В 1904 году был построен еще один храм – Свято-Покровский. Деревянный, с высокими куполами, выкрашенный в бело-голубой цвет. Находился он на возвышенном месте, между кладбищем и теперешней ветлечебницей.
В 1933-1934 годах красивейшие архитектурные сооружения были уничтожены. После Великой Отечественной войны в 1946 году началось возрождение утраченных святынь. В пользование верующих был передан частный дом, который они со временем переоборудовали для богослужений. Кстати, среди духовенства, служившего в этом храме, был и нынешний архиепископ Василий (Златолинский), бывший управляющий Запорожской кафедрой.
В престольный день 1998 года новое здание храма было торжественно освящено. Историческое событие возглавил архиепископ Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Через год были установлены купола, произведены внутренние ремонтные работы. С возрождением храмов, появилась необходимость вводить духовное образование и нравственное воспитание. Поэтому в том же году – с 12 сентября – при храме была открыта воскресная школа.
В настоящее время в библиотеке храма 130 книг. Настоятель активно сотрудничает с местной газетой «Покровский край». Приход оказывает благотворительную помощь Вишневскому дому престарелых, детскому отделению больницы и отдельным одиноким людям.
Жители Покровского любят свой храм, в будние дни его посещает до 200 человек, а в праздники собирается почти весь поселок.
Диакон Георгий Скубак