Додому Статті «Православное свидетельство в современном мире»

«Православное свидетельство в современном мире»

Доклад руководителя пресс-службы Днепропетровской епархии диакона Георгия Скубака в Днепропетровском областном совете на заседании круглого стола «Славянский мир перед лицом вызовов современности», посвященном Дням славянской письменности и культуры

Я думаю, что в эти праздничные дни я не оскорблю общепринятый официоз и, несмотря на мою молодость, не нарушу субординации, если обращусь ко всем — Дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!

Тема моего доклада: «Православное свидетельство в современном мире». В нем я поставил для себя несколько актуальных для современного общества вопросов.
С самого начала хочу сказать, что мы живем в трудное время. И это не для кого не является новостью! Православной Церкви требуется мужество не только в защите ее канонического единства и канонических интересов, но и перед лицом мира, чтобы свидетельствовать перед миром, во что и как мы верим. Без такого свидетельства, я думаю, мир обречен. Это нужно громогласно заявлять тем, кто еще сомневается, что Церковь является столпом истины.
Сейчас, да впрочем в любое время, все должно сводиться к поискам ответа на вопрос: «Куда мы идём?» Куда идёт человеческая цивилизация и каково место Церкви в этой цивилизации? Где должен прозвучать голос Церкви? Каким он должен быть? Это очень важные вопросы.
Свидетельство о православной вере всегда являлось и является основным смыслом внешней церковной деятельности. Содержание свидетельства никогда не меняется. Однако каждое поколение тружеников на этой ниве должно творчески осуществлять его, исходя из новых обстоятельств времени. Хранение на протяжении истории истинной веры предполагает такую ее передачу последующим поколениям и в каждой культуре, которая помогала бы людям усвоить спасительные истины этой веры как норму жизни.
Сохранение апостольской веры никогда не было простым делом. Христиане должны были всегда избегать двух крайностей. С одной стороны, нельзя было идти на соглашательство с духом мира сего, чтобы в конце концов не подчиниться ему. С другой – христианин не должен выстраивать частокол вокруг себя и отгораживаться от мира, которому Церковь призвана благовестить спасение. Для христианства гибельны как самоизоляция, так и путь соглашательства.
Свидетельство миру о Православии предполагает всецелый охват человеческой жизни как в ее личном, так и общественном измерении, что требует выстраивания отношений не только с конкретными людьми, но и с различными общественными силами. Эти отношения имеют ценность настолько, насколько они наполняются содержанием, могущим послужить делу спасения. Потому важнейшей задачей внешней деятельности является формулирование православного подхода к актуальным вопросам современности.
Наконец, для исполнения миссии свидетельства Церкви нужны союзники. Памятуя слова Христа Спасителя: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:10), в рамках внешней деятельности выстраиваются отношения с различными религиозными общинами. Диалог Православной Церкви с инославными конфессиями и нехристианскими религиями не преследует цели какого-либо сближения в области вероучения. Он осуществляется с людьми, также, как и мы, обеспокоенными тенденцией перекраивания нравственных постулатов в общественном сознании, и направлен на сохранение мира, справедливости и защиту прав религиозных людей жить в соответствии с требованиями (своей) веры. Последнее становится особенно важным перед лицом давления агрессивного секуляризма, пытающегося утвердить нерелигиозный стандарт общественной морали в качестве универсального.
Что в центре идеи наступающего секуляризма?
В центре – идея прав и свобод человека. Причем ни один человек нормальный (как говорится, в твердом уме и памяти) не будет сходу отрицать ценность свобод и прав. У любого спросите на улице: никто вам не скажет, что это плохо, И в самом деле, это не плохо, а это очень хорошо. Сама идея свобод и прав – невероятно важная идея. Почему? Потому что она корреспондируется с фундаментальной природой человека. Ведь Бог нас создал свободными по Своему образу. Часть своей свободы Бог вложил в нашу природу. Но есть одно очень существенное обстоятельство, которое нужно знать и о котором нужно помнить: это то, что нам сказал Апостол Павел о свободе: «Свобода – это есть свобода от греха». Человек таким образом должен ориентировать самого себя – в любой системе ценностей. Человек таким образом должен прокладывать свой жизненный путь – свободно выбирая из многих предложений – чтобы не грешить! Чтобы преодолевать грех! Грех, находящийся в его помраченной первородным грехом природе.
Давайте посмотрим, в чем разница между либеральным и православным подходом?
Мы говорим: свобода – есть свобода от греха. А либеральный подход этого не говорит: понятия греха в либерализме не существует! Существует плюрализм мнений! Если с нашей точки зрения пропаганда гомосексуализма и практика его является грехом, там же — это частное мнение, которое абсолютно равнозначно противоположному мнению и имеет точно такое же право на существование! Понятие греха отсутствует, и что же получается? Права и свободы — в том числе, и для греха.
И что мы получили на выходе?
Мы получили стагнирующую цивилизацию, потому что грех становится практикой общественных отношений. Грех законодательно утверждается в странах. Все поражены ростом проституции, порнографии, развалом семей, демографической проблемой – сокращением рождаемости, появлением различных вещей, связанных с извращением человеческой природы, – а в конце концов, в основе ведь лежит эта философия: свобода человека – в том числе, и для греха!
Так против чего же выступает Святое Православие и его последователи?
Мы выступаем против того, чтобы эта частная философская идея, возникшая в недрах западно-европейского общества, не была представлена миру как универсальная, как универсальный вселенский стандарт, под который все должны подделаться. Вот именно об этом идет речь! Спросите какого-нибудь политика западно-европейского: что он думает на тему прав, свобод, – он вам сразу скажет: «Это универсальные ценности!» Спросите так: “Какие ценности вы исповедуете?” – вам сразу скажут: “Универсальные ценности!” Но разве эти ценности, которые явились результатом западно-европейского философского развития могут считаться универсальными?
Каков наш ответ верных Святой Православной Церкви?
Мы не призываем к борьбе с этими ценностями так же, как мы не призываем к борьбе ни с другими религиями, ни с другими философиями. Мы провозглашаем идею многополярного мира. Кстати, представители политики тоже говорят о многополярном мире, но политики под полюсами имеют в виду полюсы политической власти, а мы имеем в виду цивилизационные модели, цивилизационные парадигмы. Вот в чем отличие послания Православной Церкви, может быть, от послания политических партий и движений, когда речь идет о многополярности.
Тогда, как же мы видим мир? Да невозможно всех людей заставить верить так, как мы верим! Конечно, как православный, я бы очень хотел, чтобы весь мир был православным! Но сегодня нужно дать людям возможность жить в соответствии с их традиционными ценностями. Таким образом, чтобы все это было гармонизировано, и чтобы различные цивилизационные парадигмы и модели не входили в конфронтацию, не боролись насмерть друг с другом.
Моя критика западной цивилизации вызвана озабоченностью настоящим и тревогой за будущее Европы и, конечно же, нашего Отечества. Больно видеть, как игнорируется великое духовное, нравственное и культурное наследие христианской Европы, а безбожные, секулярные нормы всячески пропагандируются и внедряются в массовое сознание. Когда появился первый проект Европейской Конституции, где говорилось о том, что корни Европы — в наследии греко-римского мира и эпохи Просвещения и где ни одним словом не упоминалась двухтысячелетняя история христианства в Европе, христиане это восприняли как оскорбление всему христианскому миру.
Речь здесь не о том, что нам, христианам, обидно, что нас не упомянули, недооценили и т.д. Речь о том, что, если Европа окончательно откажется от христианского наследия, она подпишет себе смертный приговор. Достаточно указать на ту демографическую катастрофу, которая происходит в большинстве стран Запада. Причины этой катастрофы – в утрате библейского и христианского представления о семье как неразрывном союзе мужчины и женщины, о многочисленном потомстве как благословении от Бога. Результатом этой утраты является вымирание христианского населения Европы при параллельном непрерывном росте количества мусульман.
В заключении хочется сказать — В борьбе всегда побеждает тот, кто сильнее. А сильнее окажется тот, кто будет следовать традиционной религиозной морали. Именно эта мораль на протяжении веков давала народам Европы и других регионов мира силы на воспроизводство. И именно отказ от нее сведет в могилу те народы, которые добровольно встанут на путь самоубийства.

Спасибо за внимание!