Додому Статті Православный Павлоград (к 225-ой годовщине со Дня основания города)

Православный Павлоград (к 225-ой годовщине со Дня основания города)

СТРОКИ ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДА
В этом году второй кафедральный город Днепропетровской епархии — районный центр Павлоград будет торжественно праздновать 225-летие. Территория, которая ныне образует Павлоградский район, с XVI в. входила в состав Запорожской Сечи, здесь располагались запорожские зимовники. Епископ Феодосий (Макаревский) в своем труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (Екатеринослав, 1880) отмечал, что «Павлоград при реках Волчьей и Самаре по многолюдству и промышленности, по развитию торговли, по богатству и довольству жителей – один из лучших уездных городов губернии».
Описывая населенные пункты Павлоградского района, автор отмечает, что здесь, в большинстве своем, люди жили «весьма состоятельные и зажиточные». Екатеринославский историк-епископ писал: «В восточной части Запорожья богатая и привольная, ровная и живописная местность нынешнего Павлограда давно уже во всей подробности известна была запорожскому товариществу. Тут лежал из Сечи Запорожской секретный казацкий шлях на Кальмиус и Нагальник, на славные степи Притайские и на дачи Терновские. По распоряжению Коша, около 1660 года здесь официально учреждена была Кошем от Самарчика, от Новоселицы, как бы первая главная станция с перевозом через Волчью для всех проезжающих и проходящих: сидевшие тут зимовником и хутором, в землянках и мазанках запорожцы обязаны были всех путешественников принимать и довольствовать путевым содержанием.
Около сторожевой и станционной линии всегда было множество частных зимовников и хуторов запорожского казачества. В мирное и спокойное время скотоводство, пчеловодство и рыболовство были здесь в цветущем состоянии. Рынки и базары Новоселицы обогащались ими достаточно».
В начале 1770 г. в этой местности поселился отставной запорожский войсковой старшина Матвей Хижняковский (по другим источникам – Матвей Хижняк), который основал здесь огромный зимовник с множеством землянок и мазанок.
Когда была учреждена Азовская губерния, ее первый губернатор генерал-майор Василий Алексеевич Чертков, обозревая вверенные ему территории, 6 сентября 1775 г. посетил зимовник Матвея Хижняковского и увидел, что это одна из лучших станционных линий на прямом пути по губернии, и назвал зимовник «государственной воинской слободою», дав ей имя Матвеевки, в честь ее основателя Матвея Хижняковского.
В это же время в слободе Матвеевке по просьбе ее смотрителя началось строительство первых храмов. 26 января 1777 года на имя архиепископа Евгения (Булгариса) было подано прошение на разрешение возведения каменной церкви Покрова Божьей Матери. Решение было удовлетворено, но на первое время «во удовлетворение своих духовных нужд и религиозных потребностей» была открыта походная церковь во имя апостола и евангелиста Матфея. 10 марта 1778 года она была торжественно освящена Павловским протопопом Феодором Тисаревским. Немного позже, 21 августа 1782 года, по благословительной грамоте Преосвященного архиепископа Никифора (Феотоки) был освящен и ранее задуманный, но только деревянный, Свято-Покровский храм.
Азовский губернатор В. Чертков в благодарность за открытие новой губернии, хотел построить город Павловск в честь и в память наследника престола Павла Петровича. Губернатор нашел и место для строительства нового города при впадении реки Кальмиус в Азовское море, но по распоряжению Г. Потемкина эту местность заняли греки и основали здесь город Мариуполь. Тогда новый город решили устроить в слободе Павловке, и там же в 1781 году был заложен первый камень и освящено место под строительство «неподвижного» Петропавловского храма.
11-го июля 1784 г. было открыто Екатеринославское наместничество, и ее правитель И. Синельников принял решение: «На сообщение Вашего Высокопреосвященства от 30-го октября уведомить честь имею, что в Екатеринославском наместничестве вновь устроены города Александрийск из шанца Усиковского, Донецк из села Подгорного, Павлоград из села Луганки, прежний же Павлоград остался селом Павловкою…»
Епископ Феодосии подчеркнул: «Так славная государственная воинская слобода Матвеевка, названная потом Луганкою, по случаю помещения в ней главной штаб-квартиры Луганского пикинерского полка, в половине 1784 года возведена на степень уездного города и наименована – Павлоградом, каковое наименование и достоинство с честью и славою удерживает и доселе!»
В 1802 г. была создана Екатеринославская губерния, и Павлоград стал уездным центром новой губернии. 2 августа 1811 г. был утвержден герб Павлограда: щит, разделенный на две части, на одной из которых изображена пасущаяся на поле лошадь, а на другой — серебряная нить реки, что свидетельствует о развитии здесь коневодства, обилии лугов и рек.
Население Павлоградского уезда главным образом занималось хлебопашеством и скотоводством. Обилие рек и озер способствовало развитию рыбоводства. В конечном счете, природные богатства и трудолюбие жителей позволяли многим не просто сводить концы с концами, а быть весьма зажиточными и довольно состоятельными.
В конце XIX века Павлоград становится известным центром торговли и промышленности. Одновременно росла и сеть образования: к 1897 году в Павлограде действовали мужская и женская гимназии, семь частных школ и училищ, городское трехклассное училище, начальная и церковноприходская школы — всего 12 учебных заведений. В 1902 году — открылся театр, еще одна гимназия и учительская семинария. Для небольшого городка — впечатляющие цифры.
В своей исторической летописи Павлоград хранит интересные факты. Например: в чине подполковника в городе командовал ликерным полком будущий герой Отечественной войны 1812 года фельдмаршал М.И. Кутузов. Он внес весомый вклад в планирование и застройку села Луганское. Многогранному таланту этого человека город обязан наличием в Павлограде такой просторной площади в центральном микрорайоне. Очень удачно учтено своеобразие рельефа местности. Несмотря на извилистость речки Волчьей, на берегу которой стоит город, нигде не нарушена правильность геометрических прямоугольников жилых кварталов, образующихся пересечением широких и параллельных относительно друг друга улиц. Долгое время это был единственный в Европе город без переулков. А в 1882 году город посетил святой праведный Иоанн Сергиев, великий Кронштадский молитвенник за Святую Русь.
ИСТОКИ ПРАВОСЛАВИЯ
В середине XIX столетия в Павлограде возводятся первые каменные храмы.
Очень интересна история строительства Свято-Покровского гарнизонного храма, старейшего из храмов на территории города. В середине XIX века он был основан гусарами Павлоградского полка, которые решили построить церковь в благодарность Богу за то, что он сохранил их в боях. Каждый гусар пожертвовал на строительство храма по одному серебряному рублю. На эти деньги и был построен храм, в котором во время службы помещался весь полк.
В это же время была построена кладбищенская часовня в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
В 1840-45 годах на пожертвования всех горожан на центральной площади города был построен трехпрестольный Свято-Вознесенский собор с каменной трехъярусной колокольней, который величественно возвышался над городом. Уникально, что колокольный звон собора разносился в радиусе 30 километров. В 1935 году с Вознесенского собора были сняты колокола, церковное имущество разграблено. На рассвете 20 марта 1936 года храм был взорван. Уже к 1 мая площадь была полностью очищена от кирпича… В 1998 году на этом месте установлен памятный крест, а 20 января 2005 года — торжественно освятили место под строительство нового храма-памятника погибшим шахтерам и всем кто погиб на производствах западного Донбасса. По приглашению секретаря епархиального управления протоиерея Валентина Цешковского, это знаменательное историческое событие, приуроченное к 220-летнему юбилею шахтерского города, возглавил митрополит Ириней.
В 1877 году при тюрьме построен Свято-Андреевский храм на средства купца Галенко.
В 1890 году при мужской гимназии тщанием директора Сича на средства учащих, учащихся и некоторых граждан Павлограда построен Александро-Невский храм.
В 1896 году на средства жителей Павлограда построена однопрестольная каменная Успенская кладбищенская церковь.
В 1898 году на средства купца Якова Федоровича Голубицкого возведен каменный трехпрестольный Спаса-Нерукотворного Образа храм, впоследствии ставший кафедральным собором
Такими были наши предки: строили храмы, украшали их, шли в храмы и с радостью, и с печалью, молились Богу, просили Его о благоденствии и прощении грехов, особенно молились за детей и их благополучии.
СУДЬБА ПАВЛОГРАДСКИХ ХРАМОВ
Первая мировая война и последующий за ней октябрьский переворот, гражданская война превратили жизнь каждого в сущее горе. Павлоград, как и другие города Украины, пожинал «плоды» революции, воин, коллективизации, раскулачивания, голодомора и сталинских репрессий. Этот террор не обошел стороной и Православную Церковь.
Наши благочестивые предки строили, а потомки…
Кладбищенская часовня была закрыта вскоре после революции 1917 года. Во время Великой Отечественной войны она еще выполнила свое предназначение: сюда свозили тела погибших. В остальные годы тут размещался склад и штаб гражданской обороны. В конце 70-х годов в часовне случился пожар, остались только руины, сюда сносили мусор со всего кладбища.
В 1924 году со Свято-Покровского гарнизонного храма сняли купола, в разные годы тут размещался то клуб, то спортзал для солдат.
Украшение города, Свято-Вознесенский собор, колокола которого были слышны за 30 километров, в 1935 году был разграблен, колокола сняты. На рассвете 20 марта 1936 года храм был взорван. Уже к 1 мая площадь была полностью очищена от кирпича…
В 30-е годы XX века Свято-Успенский храм был закрыт и «переоборудован в зернохранилище».
В конце 1960 года Спасо-Нерукотворного Образа храм был закрыт, имущество разграблено. Храм «переоборудован» под спортивный зал, в пристроенном с запада здании разместилась спортивная школа.
ВОЗРОЖДЕНИЕ УТРАЧЕННЫХ СВЯТЫНЬ
В ноябре 1987 года настоятелем Свято-Успенского храма был назначен молодой священник иерей Валентин Цешковский. Несмотря на свой молодой возраст (тогда ему было всего 26 лет), он не побоялся сразу же занялся ремонтом подсобных помещений, реставрацией храма и возрождением утраченного величия города.
Первая забота — Свято-Успенский храм, который был заново расписан к 100-летию своего освящения в 1996 году.
Вторая забота — храм Спасо-Нерукотворного Образа, возвращенный в 1991 году. Началась его реставрация, которая была закончена в 1995 году. Вскоре после его открытия, на Сретенье Господне, здесь была отслужена первая после 30-летнего перерыва Божественная литургия. 15 февраля архиепископ Ириней освятил храм, и он получил статус Павлоградского кафедрального собора, который в народе до сих пор называют «Церковью Голубицкого» в память ее основателя.
В 1998 году на этом месте взорванного Свято-Вознесенского собора установлен памятный крест, а 20 января 2005 года — торжественно освятили место под строительство нового храма-памятника погибшим шахтерам и всем кто погиб на производствах западного Донбасса. По приглашению секретаря епархиального управления протоиерея Валентина Цешковского, это знаменательное историческое событие, приуроченное к 220-летнему юбилею шахтерского города, возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.
На сегодняшний день в Павлограде действуют 13 храмов, два из которых являются памятниками архитектуры местного значения. Это трехпрестольный Кафедральный Собор Нерукотворного Спаса, с охранным номером № 175 (построен в 1898 году) и Свято-Успенский храм — охранный номер № 177 (построен в 1896 году).
КЛАДБИЩЕНСКИЙ ХРАМ УСПЕНИЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Каменный Свято-Успенский храм был построен в 1896 году на пожертвования жителей города возле городского кладбища, на сухой возвышенной местности.
Известно имя первого настоятеля храма — священник Александр Медведков и первого старосты – почетный гражданин города Василий Игнатьевич Рыбников, почивший 25 февраля 1897 года и погребенный под стенами храма.
В 30-е годы XX века храм был закрыт и переоборудован под зернохранилище.
Открыли храм в 1943 году. С этого времени в Свято-Успенском храме служили известные и маститые протоиереи: Анатолий Гаркуша, Леонид Огинский, Александр Свидунович, Владимир Заец, Владимир Жилкин, Анатолий Рафальский, Владимир Зиненко, Павел Крамаренко, Олимпий Денисевич, Борис Головач и другие.
С 1987 года настоятелем Свято-Успенского храма назначен протоиерей Валентин Цешковский. В 1990 году на него возлагаются обязанности благочинного по Павлоградскому церковному округу, а в 1992 году – секретарем Днепропетровского епархиального управления.
Храм ранее расписан не был. В 60-е годы XX века в нем появились первые святые эскизы, а закончили роспись к празднованию столетия, в 1996 году.
С 1990 года при храме действует Воскресная школа для детей в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
С 1991 года зародилась благочестивая традиция: в день храмового праздника Успения Божией Матери духовенство и верующие после окончания торжественного богослужения идут крестным ходом по городу до Спасо-Нерукотворного Образа кафедрального собора, где по случаю престольного торжества начинается всенощное бдение. Во время шествия горожане и жители окропляются святой водой.
С недавнего времени в храме хранятся святыни – рака с частицами мощей святителя Филарета Московского, святителя Феодосия Черниговского, преподобных отцов Оптинских, Преподобного Ионы Киевского, Преподобного Лаврентия Черниговского святой великомученицы Варвары.
На сегодняшний день клир храма насчитывает четыре священнослужителя: настоятель протоиерей Валентин Цешковский, протоиерей Владимир Демидас, протоиерей Иоанн Вернигора и иеродьякон Евфимий (Макаров).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Все преобразования, происходящие в городе, удается осуществить благодаря взаимопониманию и совместным усилиям духовенства и городской власти. Немаловажную роль здесь сыграл авторитет и всеобщее уважение благочинного – протоиерея Валентина Цешковского. Его активная деятельность и живое участие в жизни города способствуют повышению доверия и любви к Православию в городе и утверждается вера в сердцах людей. Поэтому хочется пожелать дальнейшего благодатного процветания, чтобы через святую молитву в храмах Павлограда мы все стали добрее друг ко другу и смогли сберечь свои души для вечной жизни в Небесных Обителях.

Диакон Георгий Скубак