Додому Статті Тайна христианских символов

Тайна христианских символов

Христианское искусство изначально было символичным. Символ (от греч. «знак») в христианском искусстве соединяет два мира — видимый и невидимый. В жестокие времена гонений молчаливость символа придавала искусству особый ореол таинственности, делала его потаённым сокровищем. Нередко первые христиане узнавали друг друга по этим тайным знакам. Тайна символа есть одновременно умолчание и раскрытие его глубокого смысла, невидимого для непосвящённых и открывающегося верным. Познать тайну символа — значит стать причастным к великому откровению, постичь большую реальность, чем та, в которой обычно пребывает человек. Первые христиане жили предчувствием скорого Пришествия Иисуса Христа и предвкушением вечной жизни в Царстве Небесном, и символ помогал им приблизиться к грядущему Царству. Что же такое символ? В Древней Греции существовал такой обычай: друзья, расставаясь на долгие годы, разламывали пополам какой-нибудь предмет ( табличку с надписью, глиняную статуэтку, светильник и др.), и каждый получал свою половинку. Встретившись после долгой разлуки, они или их потомки узнавали друг друга, сложив две половинки некогда целого предмета. Точно так же работал и христианский символ: внешнее изображение являлось лишь частью того потаённого смысла, который был доступен только верующим. В христианском искусстве символ оказался прочно связанным с библейским откровением, с текстом Священного Писания, со Словом Божиим. Первыми произведениями христианского искусства стали настенные изображения в римских катакомбах II—IV вв. Катакомбы — это подземные помещения-лабиринты, которые использовали для погребения. Хоронили умерших в стенных нишах, замуровывая или закрывая нишу плитой. Иногда на месте захоронений ставили каменные саркофаги. В первые три века существования христиане, не имея возможности строить храмы, использовали для своих богослужений и собраний катакомбы. Здесь, среди мрачного царства смерти, они воспевали жизнь; скрытые под землёй, вдали от света, они славословили Христа — Солнце правды. О том, что первые христиане были светлыми, радостными, вдохновенными людьми, говорит их искусство. Римские катакомбы обычно носили имена первых христианских мучеников — святых Каллиста, Валентина, Домиииллы и Прискиллы. Их стены испещрены рисунками, надписями, сюжетными изображениями. В те времена христианское искусство ешё не подчинялось строгому канону и потому на стенах катакомб соседствуют античные и христианские мотивы, ветхозаветные сюжеты и евангельские образы. Эти изображения являлись своего рода наглядной проповедью для христиан, подобно притчам, к которым прибегали библейские пророки и нередко обращался в своих беседах Иисус Христос. Эти простые с виду знаки и нехитрые сюжеты доносили до обитателей катакомб богатство Благой Вести, помогали понять, что есть добро и зло, истина и ложь, жизнь и смерть, спасение и гибель с христианской точки зрения. И тем не менее чувствуется обший подход: мастера отказываются от всего, что напоминает о грубо материальной жизни и телесной красоте, главным становится духовное содержание образов. Но глубина этих образов такова, что они прочно вошли в символический язык изобразительного искусства. Рыба, агнец, голубь, павлин, феникс, пеликан, виноградная лоза, лилия, якорь, корабль, Добрый Пастырь и т. д. — вот наиболее часто встречающиеся первохристианские символы. Символизм первохристианского искусства гораздо глубже простых зашифрованных изображений, он открывал многозначность бытия, учил глубине восприятия жизни. Первохристианское искусство на первый взгляд кажется очень простым, но в нём, как в зерне, скрыто всё последующее развитие европейского искусства.

Агнец

Агнец — ешё один символ, известный задолго до христианства, со времён Ветхого Завета. Обряд иудейской Пасхи включал заклание и вкушение пасхального агнца (молодого первородного ягнёнка «без пятна и без порока»). Так было заповедано евреям Богом накануне их Исхода из египетского плена, а потом это вошло в празднование Пасхи как воспоминание об Исходе. Согласно преданию, один из двух агнцев, принесённых во время Исхода Аароном в жертву, был украшен терновым венцом. Пророки называли Агнцем ожидаемого Израилем Мессию (Христа), который очистит еврейский народ. Постепенно Агнец становится символом искупления, смирения,кротости и послушания Христа. В раннехристианских памятниках, а затем в мозаиках первых христианских храмов можно часто видеть изображение Христа в виде Агнца. Но в VII в. Трулльский собор постановил «вместо ветхого Агнца писать Христа в человеческом образе». Однако такие изображения сохранились до сих пор в западнохристианском искусстве, особенно изображение Иоанна Крестителя, указывающего на Агнца.

Виноградная лоза

Виноградная лоза — евхаристический образ, а также символ Божественного избранничества. Виноград в Священном Писании является символом Земли обетованной, которую дал Бог своему избранному народу в удел, а потому виноградник — это и олицетворение самого народа Божия, Церкви. В последней беседе с учениками Иисус Христос сказал: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь… Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода…» (Ин. 15.1; 15.5). Виноградное вино на Тайной Вечере становится Кровью Христовой, которую Он отдаёт за жизнь мира, во искупление грехов. Изображение виноградной лозы или гроздьев винограда нередко соединялось с изображением пшеницы или хлебов, также являющихся евхаристическим символом. Такие изображения наиболее часто встречаются в тех помещениях катакомб, где как раз и совершались первохристианские трапезы, соединённые с таинством евхаристии.д

Голубь

Голубь — это образ, также пришедший в христианское искусство из Ветхого Завета. В книге Бытия рассказывается, как голубь принёс Ною зелёную ветвь и этим оповестил его об окончании Всемирного потопа и о том, что Божий гнев сменился на милость. С тех пор голубь с оливковой ветвью в клюве стал символом мира. В катакомбах нередко встречается изображение голубя с ветвью — это символ новой жизни, души, познавшей Христа. В Священном Писании неод нократно упоминается голубь как символ кротости, чистоты, доверия. Иисус Христос заповедовал своим ученикам: «…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10.16). Кроме того, в Евангелии голубь символизирует Святого Духа: во время крешения в Иордане на Иисуса Христа сошёл Дух Божий в виде голубя. Не случайно в некоторых изображениях голубь олицетворяет собой Божие присутствие и Божие благословение.

Лилия

Лилия — символ невинности и чистоты, символ любящей Бога души. В Книге Песни Песней сказано, что Храм Соломона был украшен лилиями — зодчий Хирам придал форму лилий капителям громадных колонн и запечатлел их на стенах и сводах храма. Ешё ранее пророк Моисей приказал украсить семисвечник изображениями лилии и в форме её цветка изготовить купель, где первосвященник совершал омовение. По преданию, архангел Гавриил в день Благовещения пришёл к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Богоматери, Её чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком в Средневековье изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, — Иосифа, Иоанна, Франциска, Антония, Гертруду и др. У первых христиан лилия олицетворяла мучеников, которые остались чисты и верны Христу, несмотря на жестокие гонения. Вот почему на их гробницах часто встречаются изображения лилий; например, лилиями убрана гробница мученицы св. Цицилии. Существует предание о том, как белая лилия превратилась в красную в ночь перед страданиями Христа, словно она вобрала тот кровавый пот, который капал с чела Спасителя в Гефсиманском саду.

Павлин

Павлин — символ бессмертия, поэтому изображение этой птииы часто встречается на надгробных памятниках. По преданиям древних, его тело после смерти не подлежит тлению. Отношение первых христиан к смерти было светлым и радостным, потому что её освящала вера в воскресение Христа и уверенность, что христиане также воскреснут вместе с Ним. Христиане убеждены, что, переходя рубеж смерти, они входят в жизнь, в Царство Божие, в рай, устроенный как прекрасный сад, в котором водятся райские птицы, подобные павлину.

Рыба

Рыба — один из самых ранних и наиболее распространённых символов, олицетворяющих самого Христа. В древнейшей части катакомб Каллиста исследователи обнаружили чёткое изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином. Это — евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям пищу спасения, новую жизнь. В других катакомбах и на надгробных памятниках изображение рыбы часто встречается в сочетании с другими символами. Можно сказать, что рыба — это зашифрованный Символ веры христиан, их исповедание; греческое слово «рыба» — состоит из букв, которые складываются в следующую фразу: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», а это и есть то, во что верят христиане, за что отдавали свою жизнь первохристианские мученики. Кстати, христиане также символически показаны в виде рыбок. Один из ранних отцов иеркви Тертуллиан писал: «Мы, маленькие рыбки, вслед за нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся и, лишь пребывая в ней, можем быть невредимыми».

Феникс

Феникс— птица волшебная, пришедшая из древних египетских мифов. Согласно легенде, пересказанной древнегреческим историком Геродотом, она умирает раз в 500 лет, сжигая себя на жертвенном огне, и каждый раз вновь возрождается из пепла. Для христиан этот символ был напрямую связан с воскресением Христа и воспринимался как образ грядущего воскресения мёртвых.

Якорь

Якорь — с раннехристианских времён это знак надежды и спасения. Сохранились печати первых христиан с изображением якоря, монограммой Христа и рыбками. Встречаются изображения, в которых якорь оплетает большая рыба, — здесь также соединяются знаки Христа и спасения, им принесённого. Якоря украшают также брачные кольца христиан: через этот знак передаются христианская верность супругов и смысл таинства брака.