Додому Статті Тайны Собора Преображения

Тайны Собора Преображения

Юбилей отмечает самый таинственный храм Днепропетровска, который овеян легендами о подземных ходах и масонских знаках.

К 180-летию со дня освящения Преображенского собора в Днепропетровском историческом музее открыли небольшую выставку, посвященную этому знаковому для города храму. В частности, там представлены копии проектов собора и план застройки нагорной части города 1835 года. Собор за столетия оброс многочисленными мифами и легендами, некоторые из них находят подтверждение.

КОПИЯ НЕ ПЕТРА, А ПАВЛА

Как нам рассказал известный историк Максим Кавун, основной миф то, что наш храм копия собора Святого Петра в Риме. По словам специалиста, миф появился из-за неправильного прочтения документа графа Потемкина Начертание города Екатеринослава, поданного им на утверждение императрице Екатерине II. Там есть такая фраза: подражание Святого Павла, что вне Рима. То есть, имелся в виду совсем другой храм. Наш собор должен был быть уменьшенной копией базилики Святого Павла в Риме, а не храма Святого Петра. Эта базилика была построена в IV веке н.э. императором Константином, и тогда она находилась за стенами Рима. Но до сих пор является загадкой, почему Потемкин выбрал именно этот храм, пояснил Максим Кавун.,Чтобы окончательно развеять все сомнения по данному вопросу, историк нашел в Российском военно-историческом архиве первые проекты нашего храма и сопоставил их с планом римского собора Святого Павла, которые полностью совпали. Есть два архитектурных типа храма: базилика и крестовокупольный храм. Крестовокупольный в плане является квадратом в центре один купол и вокруг него четыре купола. Примером может являться наш Троицкий собор. Точно такой же собор Святого Петра. А вот Преображенский собор это базилика с длинным продолговатым пространством нефом, привел аргумент Максим Кавун.

ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ

Вторая легенда то, что по изначальному замыслу собор должен был быть гигантским. Максим Кавун подтверждает, что действительно, храм, который мы видим, раз в шесть меньше от задуманного Потемкиным. Его возможные размеры можно и сейчас оценить – ограда собора выстроена как раз по очертаниям запроектированного храма. А вот с пресловутым масонским знаком, которые многие видели на фасаде собора, все не так просто. Это изображение глаза с расходящимися от него лучами не является лучезарной дельтой, как многие думают. На самом деле это изображение Бога-Отца в православной религии. Его можно увидеть на православных фресках. Кроме того, поскольку собор Преображения Господня, а Преображение это то, что случилось с Иисусом Христом на горе Фавор, когда он увидел свет на горе от Бога. Это изображение также указывает на название храма. Но никаких четких масонских традиций я не вижу, хотя архитектор Андриян Захаров, проектировавший храм, был масоном. Но дело в том, что все архитекторы XVIII-XIX веков, как правило, было масонами, пояснил историк.

Есть также легенда о подземных ходах, ведущих от собора к близлежащим зданиям. По словам Максима Кавуна, действительно на территории храма есть подземные пустоты, переоборудованные в советское время под бомбоубежище. Но, ведут ли они куда-то вопрос открытый. Якобы, один ход идет от храма в сторону современного райвоенкомата. Кроме того, жители дома на углу пр. Карла Маркса и Октябрьской площади, рассказывают, что от их дома есть ход. До революции там был дом священников собора. И якобы от их дома был прорыт ход, чтобы священнослужители во всем облачении могли по нему перемещаться и выходить на службу. В этом есть своя логика. Известно, что такие ходы были в храмах во многих городах, рассказал историк.
* * * * *
Мало кто знает, что Преображенский собор менял название. Это произошло в начале XIX века, когда российский трон занял Александр I. При императрице Екатерине он назывался Преображенским. Но при ее жизни был возведен лишь фундамент собора. После ее смерти строительство остановилось. А в 1805 году Александр I издал указ о возобновлении в Екатеринославе строительства кафедрального храма, но под именем Святой Екатерины. И проект храма, который мы видим в реальности, готовился именно для храма Святой Екатерины, рассказал Максим Кавун.
* * * * *
В 1977 году в здании Преображенского собора был открыт музей истории религии и атеизма, являвшийся отделом Исторического музея. Там располагалась экспозиция об истории мировых религий, а начиналась она с египетских времен. И справа от входа у окна лежала мумия с младенцем. И людям возле нее нехорошо становилось. Потом, когда музей в храме закрыли, то экспонаты вернули в Исторический музей, в общие фонды. Еще один раз эта мумия экспонировалась уже в 2004 году, и тоже тогда людям возле нее становилось плохо, рассказал историк.

Майя Скиданова, 2 июля 2015 г.

Источник: газета «ВЕСТИ»