Додому Послання та звернення Митрополит Ириней: «Личностный рост и вечные ценности»

Митрополит Ириней: «Личностный рост и вечные ценности» [Доклад]

Доклад управляющего Днепропетровской епархией митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея на XI Архангело-Михайловских чтениях Становление духовной личности в контексте современных мировоззренческих трансформаций, прошедших на базе Днепропетровского областного института последипломного педагогического образования (г. Днепропетровск, 25 ноября 2013 года).,Наверное, сегодня никто не будет спорить с мнением о том, что мы живем в период кризиса общественных ценностей, отчуждением и одиночеством наполнен внутренний мир современных людей. Изменения социокультурной ситуации требуют искать действенные подходы к воспитанию в школе, а процесс формирования и развития личности не может не приводить учителей, родителей, воспитателей к размышлениям над проблемой: есть ли ценности, которые являются истинными, непреходящими, базовыми? Как формировать сегодня личность молодого человека? Поиск ответов на эти вопросы актуализировали духовно-нравственные аспекты образования и воспитания, которые по своей сути являются средствами передачи опыта от одного поколения к другому, а на переломных этапах развития общества обнажают вопрос исторических корней и культурных традиций.,Сегодня большинство наших соотечественников признают, что духовно-нравственное образование в нашей стране базируется на идеях христианства, которые были искусственно выведены за рамки социальной жизни в советский период развития педагогики. Возрождение веры в конце ХХ начале XXI веков позволяет обратиться к его истокам, вернуться к диалогу между светским и религиозным воспитанием и образованием.,Культурным традициям Украины и менталитету ее народа духовное своеобразие всегда придавало Православие. Религиозные философы именно в Православии проявляли корни таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, любовь, свобода, справедливость, смысл жизни, составляющие основные системы положительных нравственных ценностей. Православие дало народу живое желание нравственного совершенства, стремление внести во всё начало любви, веру во второстепенность материального и в бессмертие личной души, открытую живую совесть, дар покаяния, искусство страдать и терпеть, неутомимый голод по религиозному осмыслению всей жизни и всего мира сверху до низу. &hellip, И главное: непоколебимую уверенность в возможности и необходимости единения человека с Богом в этой жизни и в будущей, искание живых путей к этому единению и преодоление страха смерти через это созерцание жизни и земной смерти Христа Сына Божия, читаем у выдающегося религиозного философа Ивана Ильина [Ильин И.А. О национальном призвании // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. М. 1998. Т. 7. С. 400-401]. Воспитание в духе православных традиций в истории отечественного образования является актуальным и для современной школы.,Высота христианской этики могла бы стать существенным подспорьем в борьбе с опасными проявлениями бездуховности, безнравственности. А правильное соединение религиозного компонента с общеобразовательным способно обеспечить надлежащий уровень социального, в частности, и нравственного воспитания, культурного и общеобразовательного уровня современной школы.,При этом не следует рассчитывать на быстрый, прямой воспитательный результат, а работать на будущее, когда подрастающее поколение пройдет мятежное время и вступит в поле взрослых жизненных задач. При таком подходе педагоги должны чувствовать себя не жнецами, а сеятелями. Итоги подводит только жизнь. В работе, которая гарантировала бы правильную постановку духовно-нравственного воспитания, хотелось бы выделить два основания дух учебного заведения и личность педагога. Дух учебного заведения живет не в стенах, ни на бумаге, но в характере и душе большинства воспитателей и отсюда уже переходит в характер и душу воспитанников. При нарушении этих основ никакие внешние пути и средства не будут действенными.,За школой, как особым социальным институтом, несмотря ни на что, сохраняется совершено своеобразная миссия духовного компаса в бушующей стихии современной цивилизации. Нынешним педагогам есть что сказать и что передать детям! Они являются деятелями культуры, держат в опытных, профессиональных руках эстафетную палочку не только знаний, умений, но и ценностей и зрелого опыта поколений (который не может не пригодиться, и дети это знают). И в этой роли они никем и ничем незаменимы. Как отличить правду от лжи, честь от подлости, честность от лицемерия, ум от глупости, красоту от уродства, заботу от пользы, верность от предательства. Все-таки за этими вещами дети все равно идут к взрослым, какое бы состояние не было в настоящее время! А что в этом смысле готовы сегодня предъявить педагоги? Огромный пласт убедительных ответов на эти вопросы дает христианская этика. Сегодня есть и программы, и учебно-методическое обеспечение этих программ, утвержденных Министерством образования и науки Украины. Что же мешает сегодня школе опираться на вечные ценности христианства, которые предлагает не только Церковь, но и рекомендует высшая образовательная инстанция Министерство.,Религиозные философы, педагоги раскрыли смысл христианского воспитания, его влияние на духовно-нравственное состояние общества. Отечественное образование долгое время развивалось в отрыве от христианской концепции воспитания и образования, однако именно эта концепция не только гармонично синтезировала в себе мировую культуру, но и смягчало жесткое влияние многих общественных течений на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, а самое главное доказала свою воспитательную эффективность. Поэтому обращение к отечественной христианской философии и педагогики, их изучение и внедрение в педагогическую практику может стать существенным подспорьем в решении воспитательных проблем современности.