Додому Послання та звернення Проблема духовной жизни и место православия в высшей школе Украины

Проблема духовной жизни и место православия в высшей школе Украины

Доклад Управляющего Днепропетровской епархией митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея на пленарном заседании круглого стола: «Философско-богословские истоки воспитания человека» в Днепропетровском транспортно-экономическом колледже 9 декабря 2009года.

Наша высшая школа находится в глубоком кризисе, о чем ясно говорят и сами преподаватели, и студенты. Но, на самом деле, ситуация намного сложнее, ведь педагогические работники вузов пока так и не поняли, что их миссия – влиять на формирование внутреннего мира, самой личности студентов, а не ограничиваться передачей знаний по избранной специальности.
В то же время: «Вопрос о духовной жизни – основной для каждого человека, поскольку именно она, в конечном счете, определяет характер, направление и саму разумность всей его деятельности… Правильная духовная жизнь несет в себе здоровую во всех отношениях жизнь, является источником того благоденствия, к которому естественно стремится каждый человек и каждое общество. Напротив, нарушение духовных законов неотвратимо приводит к разрушению всего строя жизни на всех ее уровнях – личном, семейном, общественном» [1].
Мы знаем, что путь разума, не очищенного от страстей правильной христианской жизнью, является опасным. Небывалые в истории научно-технические и другие достижения XX столетия сопровождались проявлением столь же небывалых по своей мощи сил разрушения. И в первую очередь эти негативные силы ныне проявляются в духовно-нравственной сфере, где самую большую опасность представляет процесс разрушения критериев добра, красоты, истины. Как следствие, все в нашей жизни размывается, переставляется с ног на голову, перемешивается. И ни философия, изъявшая само понятие истины из области своих умозаключений, ни тем более наука, развитие которой фактически происходит независимо от каких-либо этических и духовных критериев, не в состоянии остановить этот процесс. Единственный Удерживающий (2 Фес. 2, 7) – Христос в душах человеческих, жизнь по Евангелию – решительно и все более сознательно исключается из общества не только наукой, философией, культурой, но и всей в целом атмосферой современной жизни. «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет – уже совлекает – с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином» [2].
Только безразличный к нашей дороге к пропасти не понимает, что материальное благополучие, здоровье и права человека сами по себе, без приобретения евангельских духовных ценностей не делают украинское общество лучше. Ведь: «.. .Человек, который в материальных благах уже не нуждается, а потребности в духовном развитии не воспитал, страшен» [3]. Автор этих слов, Михаил Антонов далее пишет: «Очевидно, существует некий, еще не сформулированный закон меры, согласно которому человек, минимум потребностей которого удовлетворены, обязан, во избежание саморазрушения, подниматься на более высокий уровень духовной жизни. Если этот закон не соблюдается, то материальные, плотские потребности получают гипертрофированное развитие в ущерб духовной сущности, причем это справедливо как для индивида, так и для общества, – современный этап истории капиталистических стран (откуда и начался нынешний финансовый и экономический кризис) с засильем в них “массовой культуры” явно то положение подтверждает» [4].
Из истории нам известно, что определенным образом ориентированная школа, и, прежде всего, университет, вместе с церковью сыграли решающую роль в консолидации и становлении существующих сегодня европейских наций и государств. Не случайно: «На пороге XXI столетия перед человечеством возникла необходимость решения определенной совокупности проблем, которые стали общими для всего мирового содружества, превратившись в глобальные. Разные авторы определяют эту совокупность по-разному, но из тех ее составляющих…, одно из главных мест… занимает такая проблема, как «развитие человека и общества”» [5].
Отсюда, по нашему мнению, цель реформы отечественной высшей школы заключается не в усовершенствовании государственного тестирования выпускников школ и других подобных инициативах, но в возвращении в высшую школу всех тех педагогических процессов, которые необходимы для становления деятельной и моральной, дисциплинированной и хорошо профессионально-наполненной личности студентов и выпускников. Очевидно, вам, руководителям и педагогическим работникам техникумов нужно задуматься и о месте православия в деле воспитания нашей молодежи.
Дорогие работники техникумов и приглашенные для выступлений ученые вузов, желаю всем вам успехов и надеюсь, что первый «Круглый стол», посвященный теме духовного воспитания студенческой и ученической молодежи, принесет добрые плоды.

Список использованной литературы:

1. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. – М.: Даниловский благовестник, 2008. – С.285.
2. Аксаков И.С. Христианство и социальный прогресс. // Цит. по: Палицкий А. На запросы духа. – Петроград, 1914. -С.7.
3. Антонов М. Перестройка и мировоззрение. – Москва. – 1987. -№ 9. – С.157.
4. Там же. – С. 165.
5. Поляков Н.В. Классический университет: от идей античности к идеям Болонского процесса / Н.В. Поляков, B.C. Савчук. – Д.: Изд-во ДНУ 2007. – С.288.