Додому Послання та звернення Слово Блаженнейшего Митрополита Владимира при вручении жезла Преосвященному Евлогию, епископу Новомосковскому, викарию...

Слово Блаженнейшего Митрополита Владимира при вручении жезла Преосвященному Евлогию, епископу Новомосковскому, викарию Днепропетровской епархии

Преосвященный епископ Евлогий!
Промысл Божий привел тебя к высшему служению Церкви в сане епископа. Святой Апостол Павел говорит, что каждый должен разуметь нас, как «служителей Христовых и домостроителей Таин Божиих» (1 Кор.4,1). Благодать Духа Святого, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, делает сердце пастыря восприимчивым не только к жизни мира, но и особенно чутким к явлениям воли Божией, всегда святой и спасительной. С этого момента твоя жизнь, как зажженная небесным огнем свеча, должна лучиться тайнами Вечной Жизни, сиять светом любви Божией. При совершении своего служения пастырь говорит не свое, действует не от себя и не по своему почину. Проповедуй истину «не как слово человеческое, но как Слово Божие, — каково оно есть по истине» (1Фес.2,13), «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор. 2,4).
Пастырство есть служение, совершаемое в Церкви Христовой с целью приведения к Богу людей Его не знающих или от Него далеких, равно как с целью оказания помощи в духовной жизни людям, уже Его познавшим и находящимся в церковной ограде. Величайшим Пастырем и Пастыреначальником Своей Церкви является Сам Иисус Христос, (Ин. 10, 1—16) показавший образ пастырской заботы о стаде и о каждой отдельной овце (Лк. 15, 1-7; Мф. 18, 12-14), как пример для всех пастырей Церкви всех времен и народов. Пример настоящего пастырского душепопечения подали и апостолы Христовы. Так, все послания святого апостола Павла дышат пастырско-отеческой любовью к основанным им Церквам и к их членам. Особенно трогательно его попечение о Коринфской Церкви, нестроения, раздоры в которой, равно как и тяжкие грехопадения некоторых ее членов, доставляли любящему сердцу апостола много забот и огорчений (1 Кор. 1, 10-17; 3, 1-9; 5, 1-6; 6, 1-8).
Нам и сегодня не следует закрывать глаза па множество искушений и посторонних влияний, которым подвержены как отдельные пастыри, так и все церковное душепопечение в целом. Если общечеловеческие пороки, свойственные, конечно, и пастырям, в значительной мере подрывают успех деятельности любого из них (Мф. 23, 1-4; Рим. 2, 17-24), то внешние влияния, которым в своей истории нередко подвергалась Церковь, сказывались губительно на всей церковной жизнедеятельности, в первую очередь на пастырском душепопечении.
Всякая успешная, то есть способствующая спасению людей, церковная деятельность возможна только в результате действия Святого Духа. «Дары различны, но Дух один и тот же… каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12, 4, 7). Мало того, вся жизнь пастыря должна быть одухотворена и пронизана действием благодати Божией: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 25), ибо христианин — «новая тварь» (Гал. 6, 15), Дух Божий живет в нем, как в храме, «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9; 1 Кор. 3, 16). Действие Святого Духа, возрождающего человека к этой новой жизни, делающего его новой тварью, принадлежащей уже здесь, на земле, небу, и участником Царствия Божия, нередко именуется в Слове Божием освящением. Живущий в христианине Дух Святой освящает его, делает его близким, своим Богу (Еф. 2, 19), пробуждает в нем осознание любви Божией, питает и развивает ответную любовь к Творцу (1 Ин. 4, 13-19).
Так, в Первосвященнической молитве Иисус Христос просит Отца освятить Его учеников (Ин. 17, 17, 19), а апостол указывает на освящающее действие жертвы, принесенной Христом, Который «одним приношением сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10, 14).
Это освящение совершается действием Духа Святого (1 Пет. 1, 2; 2Фес. 2, 13), через истину Христову, Который Сам есть Истина (Ин. 14, 6; 1 Кор. 1, 30; 17, 19), но исходит от Бога Отца (Иуд. 1, 1), Чья воля — источник освящения (1 Фес. 4, 3).
Состояние единства с Богом, облеченность во Христа (Гал. 6, 15), выделяет христиан из всего остального мира, делает их существенно иными в сопоставлении с остальной, не знающей Христа частью человечества, что утверждалось и подчеркивалось Самим Христом, когда Он в Своей молитве говорил про учеников, за которых молился (Ин. 17, 9), что они «не от мира», но Он «избрал их от мира» (Ин. 15, 19) и «послал их в мир» (Ин. 17, 16, 18), чтобы и другие уверовали в Него по слову их и вошли в великое, таинственное единство с Ним, а через Него — с Отцом Небесным (ст. 21—23), единство, начинающееся здесь, в этом мире, и переходящее в вечность (ст. 11, 24; Ин. 14, 2, 3).
Церковь унаследовала от апостолов и теорию, и практику, и навыки, и весь опыт пастырской деятельности. Буквально миллионы пастырей самоотверженно трудились, трудятся и теперь на ниве Христовой, собирая жатву для житницы Царствия Божия (Мф. 9, 37, 38).
Вооружись многовековым опытом церковным, носи Христа в своем сердце и тогда дело твоего архипастырского служения будет плодоносным и действенным. Много лет ты посвятил богословской науке, будучи преподавателем Киевских духовных школ. По долгу архипастыря ты и в дальнейшем призван учить других (1 Тим. 3,2) истинам Христовой веры. Слово твое, подкрепленное богословскими познаниями, по примеру Верховного Пастыреначальника, должно произноситься от сердца, подкрепляться свидетельством личных дел. Тогда оно будет действенно и будет откликаться в умах и сердцах пасомых.
А теперь прими этот жезл как знамение силы Божией и опору в твоем служении, взойди на это возвышенное место и от данной тебе ныне благодати благослови людей, своей молитвой принимавших участие в твоей хиротонии.
† Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины,
Предстоятель Украинской Православной Церкви
13 декабря 2009 года,
Киево-Печерская Лавра