Додому Новини Апостол Андрей Первозванный – святой патрон и небесный покровитель страны нашей

Апостол Андрей Первозванный – святой патрон и небесный покровитель страны нашей

На Руси Андрей Первозванный был и является одним из самых почитаемых святых. Он издавна считался патроном Православия и покровителем Русской Православной Церкви. Про него говорили, что его имя «связывает Мать – церковь Константинопольскую с ее дочерью – Русской Церковью». Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя русской государственности. В императорской России он стал по преимуществу патроном русского военноморского флота. Петром I был учреждён Андреевский флаг, а также Андреевский орден – старейший из русских орденов. Он почитается святым небесным покровителем ряда стран — Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи, а также моряков и рыбаков. Этот апостол, по древнему преданию, просветил наши земли Христовым благовестием, тем самым, предопределив будущий духовный путь народов Киевской Руси. 13 декабря Православная Церковь чтит его святую память. Но почему же именно этот апостол стал самым близким для славянских народов? «Вот, Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира!» – воскликнул Иоанн Креститель, указывая на Иисуса идущего вдоль берега реки Иордан. Два молодых ученика Иоаннова тут же последовали за удалявшимся Иисусом. «Где ты живёшь, Учитель?» – окликнули они Его. «Пойдите и увидите» – ответил им Христос. Имя одного из юношей было Иоанн, который вошёл в историю, как святой апостол и евангелист. А другого юношу звали Андрей, которого Церковь, за то, что он первый пошёл вслед Иисуса Христа, прозвала Первозванным. Апостол Андрей был родом из Вифсаиды, небольшого Галилейского города, лежащего на берегу Генисаретского озера. Возвратившись домой после беседы с Господом, Андрей первый возвестил своему брату Симону, названному впоследствии Петром, что они с Иоанном нашли Мессию. Таким образом, Андрей был не только Первозванным учеником Христа, но он и первый из Апостолов проповедал Его, обратил и привел ко Христу будущего первоверховного апостола Петра. Читая Евангелие, мы видим, что среди учеников Христа порой возникали споры о первенстве, но мы ни разу не заметим, чтобы в этих спорах участвовал Андрей – единственный, у которого были все основания превозноситься. Мощный, сильный человек – ему выпал нелёгкий жребий проповеди в странах севернее Палестины. Но в начале, сразу после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы он посетил некоторые области Азии, откуда пришел в Грецию, основал в Византии епископскую кафедру. Из Пелопонесса святой отправился к берегам Черного моря, посетил землю Грузии, Сванетию, Осетию, шел по горам Кавказа, достиг берегов Крыма, где был в городе Босфоре (нынешний город Керчь). Он проповедовал в Херсонесе, в Феодосии и других местах Тавриды. Апостол шёл и шёл дальше. Перед ним, к северу открывалась огромная земля, народам которой он пламенно желал открыть имя Христа – ибо в этом имени была заключена тайна спасения человека. И эта проповедь истинной жизни и любви касалась и эллинов, и иудеев, и варваров. Ради неё он шёл через пустыни, плыл через моря, проходил через леса, подвергался опасности от разбойников, от бури, проливал свою кровь и пот. Из Крыма апостол Андрей по Днепру поднялся к месту, где теперь Киев, на одной из гор Киевских водрузил крест, и предсказал о православии, которое со временем здесь будет сиять. Из Киева святой Андрей по Днепру и другим рекам отправился в Новгород, посетил страны прибалтийские, откуда обратно переехал в Грецию. Много страданий претерпел святой Андрей: его били камнями, но он оставался живым, помогал страждущим, крестил язычников и ставил епископов новым общинам. Последним на его пути стал город Патры. Здесь он и принимает мученическую кончину. Правитель Эгеат приказал распять святого апостола так, чтобы он долго мучился, – не прибивая к кресту рук и ног, а привязав их. В 60-х годах первого столетия, 30 ноября или 13 декабря по новому стилю, распятый на кресте апостол Андрей Первозванный отошёл ко Господу. Для Киевской Руси и Русской Православной Церкви апостол Андрей особенно близок и дорог. Православные верующие Днепропетровщины также свято хранят народную память о посещении святым Апостолом Андреем Первозванным пределов современного мегаполиса. По легенде, которая считается «благочестивым преданием, глубоко укоренившемся в народе», первозванный ученик Спасителя по выезде из Херсонеса водами Днепра, по причине разразившейся бури вынужден был остановиться на каменистом острове, который позднее стал именоваться «Монастырским». Там, по свидетельству летописца он «молился Господу об озарении всей страны сей светом Христовым, устроил здесь жертвенник и водрузил крест». С того времени, – свидетельствует Екатеринославский епископ Феодосий (Макаревский), – остров этот сделался памятным и заветным для всех боголюбцев, стал предметом священного чествования, благоговейного воспоминания и поклонения для окрестных жителей. Имя святого апостола Андрея, как и сама легенда, сохранялось в устном предании и переходило из века в век, «как имя святого патрона и небесного покровителя страны нашей». Также Владыка Феодосий в своем труде «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» особо подчеркивает, что уже в конце XVI и в XVII веках, многие из переселенцев в Екатеринославскую губернию при поступлении в казачество оставляли свои прежние имена и принимали имя святого Андрея. В XVII-XVIII столетиях многие поселения и слободы у запорожских казаков именовались Первозвановками, и храмы во многих селах освящались в честь этого апостола. В самом губернском центре Екатеринославе почти со времени его основания, с 1790 года, одна из улиц называлась Первозвановской (режим большевиков переименовал ее в ул. Короленко). В честь апостола Андрея Первозванного освящен левый придел кафедрального Свято-Троицкого собора в областном центре. А всего в честь святого апостола Андрея Первозванного в Днепропетровской епархии освящено четыре православных общины. Два поселения области носят названия Андреевка, что говорит об их православной истории. По благословению правящего архиерея Днепропетровской кафедры митрополита Иринея в них уже действуют храмы, носящие имя первого ученика Спасителя — это село Андреевка в Покровском благочинии и одноименное село во Втором Новомосковском округе. Но дело даже не столько в том, что географически этот апостол прошёл по нашим землям и благословил их. Тем более что научно-исторически, предание о посещении апостолом Киевских гор, Новгорода и тем более Прибалтики практически невозможно доказать, в связи с чем, этот факт подвергается сомнению. Но связь с этим апостолом – не в истории, а в вере. Вне зависимости того, поднялся ли апостол выше Причерноморья или нет, всё равно, святой Андрей Первозванный по жребию, выпавшему ему, Духом Святым был послан именно в наши страны, по направлению к нам. Поэтому, он принципиально и духовно, а в лице своих продолжателей и преемников – конкретно, стал апостолом именно наших земель и нашего народа. священник Георгий Скубак