Додому Новини Календарь храмовых праздников епархии: Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория...

Календарь храмовых праздников епархии: Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

12 февраля (30 января по старому стилю) Православная Церковь празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В этот день в Днепропетровской епархии две общины молитвенно празднуют свое престольное торжество. • Трехсвятительский храм – г. Днепропетровск, 2-е городское (левобережное) благочиние. (Закладка каменного храма – 1900 г., храм построен и освящен – 1902 г., с 1937 по 1941 гг. – храм закрыт. С 1941 года храм не закрывался). • Храм в честь трех святителей – Днепропетровское районное благочиние, с. Новониколаевка. (Первый деревянный храм построен ок. 1785 г. Год строительства каменного храма – неизвестен. После 1936 г. – храм разрушен. Возрождение общины и начало богослужений – 1995 г. Храм в стадии строительства, богослужения совершаются во временном помещении, переоборудованном под храм). По случаю престольного праздника в этих храмах прошли торжественные богослужения. О ПРАЗДНИКЕ: Собор вселенских учителей и святителей (в греческой традиции – «Три Иерарха») – праздник, посвященный памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Они почитаются в христианской церкви как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. В богослужебных текстах все они названы равноапостольными, столпами Церкви и учителями вселенной. Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В непростое время смуты и борения перерождения старого мира пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Хотя жили эти святители в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по-отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию – синаксарю, помещенному в современных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января (старый стиль), в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи – Константинополе вспыхнул большой спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей», и кто их них более ценен для Церкви. Одни выше ставили святого Василия Великого, другие — святого Григория Богослова, а третьи — святого Иоанна Златоуста. Сторонники святого Василия называли себя василианами, святого Григория – григорианами, а святого Иоанна – иоаннитами. Этот спор решили сами Святители. Иерархи явились митрополиту Евхаитскому – Иоанну Мавроподу, выдающемуся песнописцу того времени и заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего празднования: «Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство» (свт. Дмитрий Ростовский). После видения митрополит Иоанн составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий – 1 числа, Григорий Богослов – 25-го, перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27-го. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение, так как не встречается в других византийских источниках. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания. На сюжете этого видения в XIV веке возникла иконография «Видение Иоанна Мавропода» – изображение Иоанна Евхаитского перед тремя святителями, сидящими на престолах. В Греции со времен турецкого владычества – это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески. Пресс-служба Днепропетровской епархии