Додому Новини Материалы СМИ: «Пять чудес академика»

Материалы СМИ: «Пять чудес академика»

7 ноября исполнилось 157 лет со дня рождения выдающегося днепропетровского ученого Дмитрия Ивановича Яворницкого. Наследие Дмитрия Яворницкого постоянно открывается для нас все новыми гранями. Так, с сегодняшнего дня в мемориальном Доме-музее академика развернута мини-выставка «Письменные свидетели уважения и дружбы». Здесь можно увидеть письма и фотографии Дмитрия Ивановича, полистать только что изданный шестой том, состоящий из его личной переписки. Уникальная коллекция нашего славного земляка легла в основу Днепропетровского национального исторического музея. Она насчитывает около 80 тысяч экспонатов. Мы же решили выбрать пятерку самых уникальных экспонатов, которые, к тому же, можно увидеть в экспозиции. В этом нам помогла старший научный сотрудник музея Алла Москалец. Картина на двери Известно, что в конце 1890-х – начале 1900-х годов Яворницкий жил в Москве и дружил с Владимиром Гиляровским, который так же, как и Дмитрий Иванович, увлекался историей запорожского казачества. В те же годы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества учился никому тогда не известный Николай Струнников – уроженец Орла. Посещая мастер-класс выдающегося художника-портретиста Валентина Серова, Струнников уже в училище проявил особый талант к портретной живописи. В 1899-1901 годах, когда Струнников жил в доме Владимира Гиляровского, он познакомился с Дмитрием Яворницким. Считается, что именно Дмитрий Иванович помог Струнникову попасть в Академию искусств в Петербурге – в мастерскую Ильи Репина. А незадолго до отъезда в Петербург Струнников посетил Яворницкого в доме купца Алексея Бахрушина, где он тогда жил, и нарисовал на память о себе портрет казака в бою, причем прямо на двери. Уезжая в 1901 году из Москвы, Яворницкий захотел взять картину с собой в Екатеринослав. Однако хозяин квартиры был категорически против. Конфликт перешел в судебное разбирательство, и суд постановил распилить картину (то есть двери ) на равные части и поделить с помощью жребия. Яворницкому повезло: ему досталась верхняя часть картины, которая экспонируется сейчас в музее. А вот судьба нижней части неизвестна. Аналой из сечевой Покровской церкви Аналой объединяет в себе резьбу и живопись. Он представляет собой неправильную шестиугольную призму со скошенным верхом на ножках-шарах. Высота – 98,5 см, ширина – 52,5 см, глубина – 45 см. В верхнюю часть вмонтирована известная икона Покрова Богородицы в восьмиугольной рамке. Поле верхней части вокруг иконы – зеленого цвета, а низ покрашен в разные цвета – зеленый, красный, желтый. Боковые грани имеют ажурную резьбу – листья, состоящие из двух С-подобных завитков, покрыты позолотой по левкасу. Половину крайних боковых граней занимают изображения Антония и Феодосия Печерских. Что же касается иконы Покрова Богородицы, то она принадлежит к так называемым Запорожским Покровам. Богородица склонила голову, как будто прислушиваясь к тем, кого она защищает. Согласно описаниям Яворницкого, на переднем плане слева от Богородицы изображены царь Иоанн и царевна Софья, а рядом с ними – двое запорожцев, молитвенно сложившие руки. Карета Карета екатерининских времен, по одной из версий, осталась в крае, так как сломалась во время путешествия свиты Екатерины II. Вот как описывается она в конце ХIХ века в «Екатеринославском юбилейном листке», когда еще не была экспонатом местного музея: «В деревянном каретнике архиерейского дома, налево от входа, сберегается экипаж, который своими размерами, общей фигурой, внешней отделкой и неимоверной тяжестью невольно останавливает на себе взгляд посетителя. Это – карета, каким-то образом оставшаяся от времен посещения Екатеринослава Екатериною II». Впрочем, сегодня больше подтверждений находит версия о том, что это карета чиновника фельдъегерско-почтовой службы, а не самой императрицы. В областной музей им. А.Поля карета попала в начале ХХ века по инициативе его директора Д.И.Яворницкого. Ее подремонтировали и выставили на обозрение публики. Позже карета реставрировалась – этим процессом руководил днепропетровец Александр Сердюк, о котором “Вечерка” писала в одном из августовских номеров. Карета в первозданном виде заняла место в экспозиции зала №3. Точно такая же карета (с сохранившейся позолотой и короной на верхушке кузова) хранится в собрании одного из санкт-петербургских музеев. Саккос XVII века Саккос российской работы из итальянского бархата, по утверждению Яворницкого, был перешит из кафтана царя Михаила Федоровича (1613-1645 годы правления) – деда Петра І, однако документальных подтверждений этого факта нет. Саккос долгое время был в экспозиции, в советское время хранился в фондах, где заметно обветшал и утратил свою красоту. В 1989-1991 годах в реставрационных мастерских ленинградского Эрмитажа саккосу был возвращен первоначальный вид, после чего он снова вернулся в экспозицию второго зала. Напомним, что саккос – это архиерейская одежда при богослужении. В стилевом отношении ткань нашего саккоса соответствует барокко. Узор поражает роскошью, а золотистый фон – необыкновенным мерцанием. Центральное место на саккосе занимает стилизованное изображение геральдической короны, созданной с помощью растительных мотивов. Известно, что саккос попал в музей из ризницы Екатеринославского архиерейского дома в период с 1905 по 1926 годы. А ризница эта была основана князем Григорием Потемкиным при поддержке Екатерины Второй. Икона Покрова Богородицы с изображением Петра Калнышевского Первое упоминание об этой иконе встречаем у Дмитрия Яворницкого: «Икона Покрова Богоматери поражает не столько кистью, сколько оригинальностью. На липовой доске, в три четверти длины и в две ширины, изображены Богоматерь, Николай Чудотворец, и Михаил архистратиг, а ниже их представлены в полном вооружении, в сапогах, широких шароварах, в кунтушах, подпоясанных зелеными поясами, с открытыми, гладко выбритыми головами, запорожцы. По преданию, эта икона изображает кошевого П.И. Калнышевскаго с товариществом, молящегося об отвращении грозившаго Сичи бедствия со стороны Москвы». Икону Покрова Богородицы Яворницкий увидел в алтаре соборной церкви Никополя Екатеринославской губернии, которая попала туда из Покровской церкви последней Запорожской Сечи. Это было в 1783 году. А в 1905-м Яворницкий заказал копию иконы Покрова Богородицы из соборной церкви Никополя. Копия написана на холсте (50х40 см), вставлена в рамку, с обратной стороны закреплена картоном. На картоне есть надпись простым карандашом: «Копия 1905 г. Д. Яворницкий». Юлианна КОКОШКО (газета «Днепр вечерний», 7 ноября 2012 г., №144)