Додому Новини Митрополит Ириней с архипастырским визитом посетил строящийся Никольский храм городского поселения Лоц-Каменка

Митрополит Ириней с архипастырским визитом посетил строящийся Никольский храм городского поселения Лоц-Каменка

29 июня 2014 года, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в день памяти перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002), управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней с архипастырским визитом посетил Николаевскую общину городского поселения Лоц-Каменка г. Днепропетровска., В этом году приход празднует двойной юбилей: 220-летие освящения первого деревянного храма (1794) и 140-ю годовщину окончания строительства каменного Николаевского храма (1874)., В строящемся Никольском храме правящий архиерей совершил Божественную литургию, за которой ему сослужили настоятель храма протоиерей Александр Серый, духовенство областного центра и клирики храма., На малом входе за усердное служение Церкви Христовой и душепастырское попечительство по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира архипастырь возложил на причт храма очередные священнические награды:, настоятель храма протоиерей Александр Серый удостоен права ношения палицы, , клирик храма иерей Евгений Серый награжден камилавкой., После чтения Евангелия архипастырь сказал проповедь на тему воскресного евангельского зачала (Мф. 6, 22-33), в котором Господь нас учит: Светильник для тела есть око, Никто не может служить двум господам, Ищите прежде Царства Божия и правды Его. Эта часть Нагорной проповеди представляет нам замечательную картину Промысла Божия, пекущегося о Своем творении. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем то есть завтрашний день не в нашей власти, чтобы мы заботились о нем, поскольку даже не знаем, что принесет он с собой: может быть, такие заботы, о которых мы не думаем и не думали., Нам напоминается здесь о ценности души, о голосе совести, как голосе Бога в человеке, к которому мы должны прислушаться, а также непрестанном Промысле Божием о Своем создании. Святая Церковь приглашает своих чад хранить и приумножать эти ценности, ибо только с их помощью возможен поиск Царства Божия и правды Его., За богослужением были возглашены сугубые прошения и молитвы о мире на Украине, а также о здравии Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира., По окончании Литургии было совершено славление святителю Николаю Чудотворцу: архипастырь прочитал молитву, а духовенство пропело величание., За труды во благо Святой Церкви иерарх вручил клирику храма диякону Игорю Трищенко Грамоту Предстоятеля Украинской Православной Церкви., В конце своего визита митрополит Ириней преподал всем свое архипастырское благословение и ознакомился с ходом строительных работ храма в честь святителя Николая Чудотворца, возводимого на берегу небольшого озера., * * * * * * * * * *, Вечером того же дня митрополит Ириней в Свято-Троицком кафедральном соборе в сослужении соборных клириков прочитал акафист Божией Матери, в честь Ее иконы именуемой Боголюбская, празднование которой приходится на 1 июля., ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС:, Сейчас Лоцманская Каменка или просто Лоц-Каменка это небольшое поселение, входящее в юго-восточную часть города Днепропетровска. На западе граничит с запорожским селом Мандрыковка, на юге граничит с казацким городком Старые Кодаки. На западе деревни построены жилые массивы Победа-5 и Победа-6. В прошлом центр уникальной полулегендарной профессии. Лоцманы знаменитые перевозчики через Днепровские пороги известны со времен Средневековья., Запорожский казак Никита Корж в Устном повествовании (опубликовано в Одессе в 1842 г.) утверждал, что слобода Лоцманская Каменка названа так в честь первого поселенца, некоего Лоцмана. Конечно же, это собирательный образ всей лоцманской общины перед днепровскими порогами. В названии слободы Лоцманская Каменка запечатлелись и сами Днепровские пороги, и название профессии тех, кто служил единственным проводником через эту природную преграду., Лоцман (голландское loodsman, от голландского loodsen вести корабль) специалист по проводке судов, хорошо знающий местные условия плавания. От этого же корня происходит и слово лоция руководство для судовождения в определенном бассейне с подробным описанием его навигационных особенностей., История лоцманов одна из интереснейших страниц летописи Днепровского края. Эта местность была заселена со строительством крепости Кодак в середине XVII века. Также при строительстве Южного моста через Днепр в центре Каменки на холме были проведены археологические раскопки, которые обнаружили следы древнего поселения. Устойчивое заселение местности началось с 1750 года, когда по распоряжению Коша сюда была помещена часть лоцманов из Ненасытецкой береговой стражи запорожской гребной флотилии., Поселившись у порогов Днепра, они занимались очень трудным и рискованным делом проводили суда через Днепровские пороги. У запорожцев существовал обычай, по которому никто не мог быть принят в лоцманскую общину, пока не пройдет в лодке вверх по реке через все пороги., По приказу князя Потемкина полковник Леонтий Фалей организовал судоходство через пороги, проводить лодки через которые согласилось 42 человека. В 1787 году в селе уже насчитывалось 120 лоцманов., Во время путешествия по Новороссии в Тавриду императрица Екатерина II была свидетельницей пропуска ее флотилии через пороги около села Николаевка. Это обстоятельство и послужило поводом к основанию общины. После проведения 80 судов Екатерины II через пороги Потемкин предложил поселить на государственные средства 121 лоцмана в Каменке, после чего она стала называться Лоцманская Каменка (существовало еще Каменское, которое впоследствии стало городом и сейчас называется Днепроджержинском). Они были освобождены от налогов и воинской повинности, им был установлен оклад 25 рублей в год., * * * * *, Но заселение Каменки народом семейным и оседлым началось с 1770 года, возросло в 1782 году, когда многие семейства рабочих, очищавших Днепровские пороги, остались на постоянное жительство в Каменке. В 1784 году, когда был заложен Екатеринослав в слободе Половица, его предместья Новый и Старый Кайдак, Лоцманская Каменка вошли в состав города. В том же году в слободе Каменке в обветшалой и упраздненной церкви Старого Кайдака был устроен молитвенный дом. В 1794 году в селе построили первый храм, который отстроили заново в 1874 году., Архиепископ Феодосий (Макаревский), описывая первые запорожские поселения и церковные приходы, отмечает, что … слобода Лоцманская Каменка, у самого Днепра по правому течению его, многолюдная и промышленная, с одноштатным церковным причтом, состоит в Екатеринославском уезде и входит в состав градского благочиния., В 1784 году в слободе был поставлен молитвенный дом, а 21 июня 1794 года Екатеринославское духовное правление докладывало Преосвященному митрополиту Гавриилу, что строительство Николаевской церкви, начавшееся по благословению покойного Преосвященного Амвросия, окончено., В рапорте содержалась просьба о перенесении подвижного антиминса из молитвенного дома в новоустроенную церковь. Благочинный священник Иоанн Быстрицкий по указу архиерея сделал церковным сосудам и вещам опись и в рапорте написал о том, что церковь строением окончена, великолепна и к ее освящению препятствий нет., Преосвященный митрополит Гавриил резолюцией от 3 июля 1794 года благословил протоиерею Иоанну Станиславскому освятить новоустроенную церковь в слободе Лоцманской Каменке и перенести в нее подвижной антиминс., 16 июля 1794 года протоиерей Иоанн Станиславский соборно, по надлежащему церковному чину, освятил Николаевскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие., Ближе к Днепру была построена дорожная часовня, где лоцманы перед отправлением в сложный и тяжелый путь могли помолиться., Лоцманская община содержала на свои средства молитвенный дом, кладбище и дом священника., В 1811 году в лоцманы были зачислены все жители сел Каменка и Кодак от 20 до 60 лет., В Справочной книге Екатеринославской епархии за 1908 год говорится о каменной церкви, построенной в слободе в 1874 году: Церковь построена… старанием казенных лоцманов, каменная, престол один во имя Святителя Николая, при церкви сторожка. Церковно-приходская школа (45 мальчиков и 11 девочек). Количество дворов в приходе 403. Количество прихожан 1612 мужского пола и 1612 женского. Наличный состав причта: священник Константин Давидов Высоцкий (34 года), диакон Нил Андреев Ластовицкий (34 года), псаломщик Виталий Петров Порохов (23 года), просфорница дочь умершего пономаря Анна Иваниченко (20 лет)., В 1872 г. в Каменке проживало 2022 человека. А в 1908 году община построила 2-классную земскую школу., * * * * *, В 1932 г. из-за поднятия уровня Днепра и затоплением Днепровских порогов профессия лоцмана исчезла. Только в 1941-46 гг., когда днепровские пороги вновь появились после разрушения Днепрогэса, возникла потребность в лоцманах. Но когда Днепрогэс отстроили о них снова забыли., В 1934 году храм был закрыт. В решении президиума Днепропетровского горсовета было записано: Маючи на увазі, що бажаючих користуватися Миколаївською церквою нема і на протязі п’яти місяців жодного клопотання з боку віруючих про передачу їм в користування церкви і культового майна не порушено, церква шостий місяць не функціонує за розпадом п’ятидесятки і релігійної громади, ухвалили в порядкові Арт. 373 Адмін. Кодексу УССР Миколаївську церкву в с. Лоц-Кам’янка закрити, приміщення використати для громадсько-корисних потреб. Просити ОВК та ВУЦВК затвердити цю постанову., Во время Великой Отечественной войны церковь использовалась верующими Украинской автокефальной церкви, но решением № 1142 облисполкома от 24.06.1944 года церковь была возвращена верующим Русской Православной Церкви., Однако 3 мая 1949 года облисполком принял решение № 674 о передаче здания церкви отделу культпросветучреждений Ленинского района под клуб. В заключении уполномоченного совета по делам РПЦ при СМ СССР по Днепропетровской области Бабасова от 28.04.1949 г. это объяснялось отсутствием в районе надлежащего помещения для культурных целей и низкой посещаемостью церкви (35-40 человек, в основном пожилого возраста). Однако верующим было предложено другое помещение, и отмечалось, что архиепископ Андрей (Комаров) категорически возражал против передачи., Сначала была разобрана колокольня, а 3 мая 1949 года здание храма передано под клуб., В списке церквей и молитвенных домов РПЦ по области на 01.10.1950 г. значилось: № 164. Николаевский молитвенный дом, с. Лоц-Каменка. Здание собственность общины, купленное в 1949 году. Деревянно-мазаное, крытое черепицей, площадью 70 кв. м, вместимостью до 300 человек., Но 1 февраля 1961 года уполномоченный по делам РПЦ в Днепропетровской области написал новое заключение: Служба в общине не проводится с 1961 года, после смерти бывшего священника Журавель. Религиозности в общине нет, среднегодовой доход составлял в среднем 40 рублей. Ввиду того что в городе Днепропетровске кроме Лоц-Каменского молитвенного дома имеется еще 10 действующих церквей и молитвенных домов, эту общину с целью упорядочения дислокации церквей в городе и как прекратившую свою деятельность с июля 1960 года необходимо с регистрации снять… Здание будет использовано под культурно-бытовые нужды поселка., Таким образом, в 1961 году община была снята с регистрации. По словам старожилов, примерно в 1984 году здание храма было окончательно разрушено, а на его месте построен клуб…, С начала 1970-х гг. часть поселка была перепланирована под жилмассив Победа, а к 2000 г. был построен Южный мост, который отнял у села территорию в несколько усадеб., * * * * *, По благословению епископа Днепропетровского и Криворожского Глеба 6 июля 1992 года была вновь зарегистрирована православная община в Лоц-Каменке. 2 февраля 1993 года настоятелем Николаевского храма был назначен священник Александр Серый., 22 мая 1995 года архиепископ Днепропетровский и Криворожский Ириней освятил место под строительство будущего храма., С 1993 по 2000 год богослужения проходили в арендуемом помещении по ул. Мильмана, 63. 27 декабря 2000 года владыка Ириней освятил временный храм, а рядом возводится новый храм в честь Святителя Николая, фундамент которого освятил митрополит Ириней 8 июня 2003 года. При храме организована воскресно-приходская школа., В настоящее время храм насчитывает три священнослужителя: протоиерей Александр Серый настоятель, иерей Евгений Серый и диакон Игорь Трищенко., Адрес: 49049, г. Днепропетровск, ж/м Лоц-Каменка, ул. Мильмана, 63., Пресс-служба Днепропетровской епархии, Читайте также:, Архипастырский визит в Николаевский храм городского поселения Лоц-Камменка, Максим Кавун. Гений места. Лоцманская столица


Фотогалерея

[gallery link="2381453b2600969e1f.jpg, 6303953b2600a95ed8.jpg, 2280153b2600ba5aad.jpg, 5407053b2600c74410.jpg, 5818253b2600d6d8ae.jpg, 8554153b2600e37faf.jpg, 3437553b2600eed87c.jpg, 4644753b2600fd5401.jpg, 4667353b260108ce60.jpg, 4978253c42a2b7d461.jpg"]