Додому Новини Протоиерей Георгий Вольховский: «Не стоит полагать, что в Таинстве Крещения, как, впрочем,...

Протоиерей Георгий Вольховский: «Не стоит полагать, что в Таинстве Крещения, как, впрочем, и в иных Таинствах Церкви, все совершается механически»

С января 2013 года в одном из храмов Днепропетровска – Владимирском на улице Петровского – совершается таинство Крещения с полным погружением. Это стало возможным благодаря открытию нового крестильного храма-баптистерия. Храмовый придел носит имя святителя Афанасия Полтавского. Знаменательно, что один из немногих в городе баптистериев находится в храме, который носит имя Крестителя Руси – равноапостольного князя Владимира, который сам крестился в купели в Корсуни (теперь – Херсонес) в 988 году. Настоятель Владимирского храма протоиерей Георгий Вольховский, отвечает на вопросы, связанные с этим событием, которые были заданы ему на сайте храма и в личных беседах. – Что такое баптистерий? Большинство далеких от Церкви людей воспринимает баптистерий как нечто связанное с протестантскими деноминациями, в частности, с баптистами. Изначально греческое слово «baptizo (баптизо)» обозначало окунаю, крещу водой. Баптистерий – это пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера, чтобы в нее мог погрузиться взрослый человек, либо даже несколько людей. Приблизительно с начала IX в. баптистерии встречаются значительно реже, по причине христианизации основной массы населения, приведшей к тому, что большинство людей принимали крещение еще в младенческом возрасте. Размеры купели уменьшились – вместо бассейна она приобрела вид большой чаши, которая могла быть как переносной (как правило, в этом случае она изготавливалась из металла), так и непереносной. В дореволюционной Росси, когда вся страна была православной, баптистерии были, чаще всего, при соборах, а в остальных храмах его заменяла купель, в которой крестили и взрослых, и детей. В советское время, когда Церковь была в гонениях, баптистерии, где они имелись, были разрушены, а церковная утварь, в том числе и купели, конфискованы. И, вы прекрасно знаете, какие сложности испытывали люди, стремясь принять крещение или крестить младенца. Иногда для сохранения тайны взрослых крестили на реках или в проруби и, по желанию крещаемого, с полным погружением. В конце XX века по причине роста числа взрослых людей, желающих принять крещение, баптистерии и крестильные храмы вновь стали приобретать значение. – Какие существуют виды Крещения? В первые христианские времена Крещение исполнялось через полное погружение в воду. Хотя, если по объективным причинам невозможно было его совершить, то применяли обливание, которое по благодати было ничем не меньше, чем полное погружение. Надо сказать, что, если при определенных обстоятельствах необходимо было совершить Крещение в пустыне, то вместо воды использовали даже песок. Священное Писание раскрывает для нас еще одно крещение – Крещение страданиями и кровью мученической. Основание этому тоже положил сам Христос. Говоря о предлежащих ему страданиях, Господь вопросил своих учеников: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить (чашу страданий – авт.), или креститься крещением, которым Я крещусь (кровью мученической – авт.)? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься…» (Мф. 20, 22,23). И Апостолы испили до дна чашу страданий за Христа, омываясь кровь мучений за Его Имя. «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7, 13-15). На основании приведенных слов Иисуса Христа ясно, что не успевшие принять водного крещения, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь за имя Христово, почитаются Церковью как крестившиеся кровью. Разбойник на кресте тоже был крещен кровью. Об этом говорят слова Спасителя, обращенные к нему: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», а в раю не могли быть некрещенные. – Почему изначально было принято погружение в воду? Внешняя форма погружения была еще в ветхозаветные времена, когда Богом даны были через Моисея законы, в которых содержались указания на очистительное омовение в определенных случаях. Поэтому, когда вышел крестить на Иордан Иоанн Предтеча, никто не удивлялся, но он вложил в крещение другое значение: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, я не достоин понести обувь Его, Он будет крестить вас Духом Святым…» (Мф. 3, 11). Крещение Духом Святым – это усыновление Богу. Христос заповедал апостолам: «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Троекратное погружение означает «погребение в смерть» – человек должен умереть для греха и из этого «погребения» должен выйти совсем другой человек – в чистоте и святости по Образу Божию. Исхождение из воды означает рождение в жизнь, жизнь новую, безгрешную, святую. Когда чиста душа человека, Дух Божий поселяется в ней – и человек становится чадом Божиим: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Если после Крещения человек старается жить со Христом, то после окончания земного пути Господь его не оставит. Великая и непобедимая сила в том человеке, который соединился с Богом. – Почему сейчас не возрождается традиция крещения в баптистерии? Почему? Во-первых, одной из причин, скорее всего, главной, было отсутствие материальной базы. Чтобы построить отдельное помещение для установления большой ванны-купели, для проведения водопровода и слива воды, требуется обычно немало (!) средств. Во-вторых, за годы советской власти у людей выработалась привычка, успокаивая невнятный зов совести, побыстрее и попроще исполнить любое Таинство или требу. А что стоит иной раз сопротивление родителей бабушек-дедушек предложению раздеть младенца и, страшно вымолвить, окунуть его с головой в святую воду?! – Как совершается Таинство Крещения? Для совершения Таинства Крещения требуются те, кому Апостолами передана эта власть. Чтобы крестить Духом Святым, требуются священники, которым «возложением рук Апостольских» эта власть передана, чтобы, возложив руки на крещаемого, сделать и его причастником Божества: «Ибо все мы одним Духом крестились… и все напоены одним Духом» (1Кор. 12,13). Предваряет Таинство Крещения чин наречения имени, которое дается человеку в честь кого-либо из Святых Православной Церкви. А начинается Таинство Крещения чином оглашения, такими словами молитвы: «От имени Твоего, Господи Боже истины, и единородного Твоего Сына, и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (имя рек) удостоившегося приступить ко Святому имени Твоему, и под покровом Твоим сохраниться…». Однако вовсе не стоит полагать, что в Таинстве Крещения, как, впрочем, и в иных Таинствах Церкви, все совершается механически. Возложил руки священник, погрузил в воду тело и… Механически ничего не произойдет. Об этом говорили все отцы Православной Церкви. Святитель Феофан Затворник так написал: «В умертвии греху чрез крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей самого человека». Здесь же лежит ответ и на вопрос, почему после крещения человек продолжает грешить? Потому что без решимости умереть для греха не может произойти и духовное рождение. Поэтому, чтобы крещение совершилось, от человека, принимающего его, требуется, во-первых, возжелать спасения — «Кто хочет идти за Мною» (Мк. 8, 34). «Кто хочет» – Господь призывает. Он никого не насилует. Воля свободна, во-вторых, вера – «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16), в-третьих, покаяние – «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян. 2,38), в-четвертых, обещание Богу доброй совести – «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3, 21). Как мы видим из написанного в Слове Божием, необходимыми условиями для крещения являются покаяние и вера. – Но ведь в Православии крестят детей, а они, особенно младенцы, еще не могут принести покаяние, и многие считают, что у младенцев нет веры. В пояснение этого следует сказать следующее. Говоря о крещении младенцев, необходимо строго отличать разницу между грехом первородным и грехом совершенным. Об этом мы писали выше. Младенцы греха еще не совершили. Отсюда и покаяния им не требуется. Каяться – не в чем. Поэтому в Таинстве при крещении младенцев устраняется только первородный грех как порочная наследственность, не требующая покаяния. Ведь грех не совершен, а унаследована греховность. И вряд ли искренне любящий родитель не захочет с младенчества прервать эту нить греховной наследственности в своих детях. Говоря же о вере младенцев, можно сослаться снова на Слово Божие: «Видевше же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! Вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! Разве вы никогда не чита ли: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 15-16). Пророк Давид дополняет эти слова Христа: « …из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8, 3). Из приведенных выше слов можно понять, что если крик младенца бессознательный и без веры, то он не может быть хвалой. Ведь как восхвалить того, в кого не веришь? Никак. А если хвала осознана, о чем и пишет Писание, то это осознанная хвала веры. Вот еще один пример. Когда Дева Мария, ожидавшая пришествия в мир Богомладенца, пришла к Своей сестре Елисавете, тоже ожидавшей ребенка, произошло следующее: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа…» И сказала Пречистой: « Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк. 1, 41-44). Это была осознанная хвала и радость веры младенца, который должен родится. Радость веры в Того, Кто привел его из небытия в бытие, из ничего – в жизнь. Это радость личной встречи с Живым Богом. Его-то, Бога, не сотворившим греха сердцем, младенцы знают лучше нас, взрослых. В Священном Писании есть много примеров сознательной жизни младенцев. Вот некоторые из них: «Сыновья в утробе ее стали биться…» (Быт. 25, 22-23). Это о страстях. А вот еще: «От утробы матери заблуждают, говоря ложь» (Пс. 57, 4). Это об отношении к Богу. А вот как, не ожидая проявления веры и согласия, Господь, утвердил пророка еще от утробы матери: « Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1, 5). Это нам, взрослым, кажется, что младенцы ничего не понимают и не имеют веры. Имеют веру и понимание. «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал…» (1 Кор. 13, 11), – пишет апостол Павел. Сам Господь, указывая на веру детей, призывает: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 3-4). Вот так. Христос не только приводит в пример веру детей, веру настоящую и спасительную, но и взрослым предлагает с высоты своей взрослости и надменности снизойти до искренности детской спасительной веры. – При крещении младенцев в Православной Церкви берутся восприемники или крестные родители? Да. Так как младенцы по-младенчески говорят, мыслят и рассуждают, то и восприемники должны произносить вместо них Символ Веры и необходимые в ходе Таинства ответы, вместо них дать обещание «доброй совести», а впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими. И так как восприемник участвует в духовном рождении ребенка, то он является пред Богом духовным родителем во Христе. Крестным родителем. И как родные родители обязаны воспитывать своих детей, то и Церковь доверяет восприемникам по их вере заботу о христианском воспитании крещаемых. В этой связи закономерно может возникнуть еще один вопрос: а может ли по вере кого-то совершится что-либо? И здесь Священное Писание предлагает нам множество примеров. Вот парализованный. Расслабленный. Он был недвижим. Как и младенцы, не разговаривал. Ни словом, ни жестом не мог подтвердить своей веры во Христа. Не мог принести покаяния в своих грехах, за которые и страдал. «И пришли к Нему (ко Господу – авт.) с расслабленным, которого несли четверо… И видя Господь веру их» (Мк. 2, 1-12), исцеляет его, предварительно отпустив ему грехи. Вот несчастный отец, просит за своего сына, одержимого сильным беснованием: «Господи! Помилуй сына моего… Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию …» (Мк. 9, 14-27). И Иисус изгнал «духа нечистого» из бессознательного юноши по вере его отца. Вот римский сотник просит Христа исцелить своего слугу., который «лежит дома в расслаблении и жестоко страдает…И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8, 5-13). А вот «темничный страж», тюремный надзиратель, которому сказали Апостолы Павел и Сила: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой…И взяв их …немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян. 16, 25-34). – Бывает ли, что не допускают быть крестными родителями? Бывает. Люди обижаются, но человеческая душа дороже. Это не означает, что ребенок не будет крещен. Ведь главная задача крестных родителей состоит в том, чтобы привести крестника к вере, молиться за него, а не просто приходить в гости и дарить подарки. Если выбранный семьей крестный – человек не верующий, то восприемники берутся из прихожан нашего храма, и по их вере совершается крещение. Наши прихожане берут на себя ответственность перед Богом и работают с этой семьей, чтобы привести их к вере. – Что представляет собой крестильный храм? Хочу сказать о том, что баптистерий сооружен в так называемом маленьком храме, где мы начали служить в 1999 году. Прошли годы, мы давно мы служим в большом храме, и вот после канонизации святителя Афанасия Полтавского Божиим Промыслом это помещение превратилось в крестильный храм с очень красивой архитектурой, небольшим алтарем и иконостасом. Баптистерий расположен в центре храма. В помещении – тройное утепление, очистка и подогрев воды. – Когда совершается Крещение? Обычно крестим мы в субботу и в воскресенье, чтобы после совершения Таинства крещенный мог соединиться со Христом в Причастии. Но, если необходимо совершить крещение в другие дни, можно это оговорить со священником заранее. Что касается Крещения с полным погружением, то обязательно нужно оговорить это со священником, чтобы была возможность очистить и подогреть воду в баптистерии. * * * * * * * * * * «То, что в крещении погребены прежние наши грехи, составляет Христов дар, а пребывание после крещения мертвыми для греха – это должно быть делом собственного нашего попечения, хотя и здесь, как увидим, всего более помогает нам Бог. Крещение имеет силу не только заглаживать прежние согрешения, но и защищает от будущих. И как для заглаждения прежних грехов ты принес веру, так и для того, чтобы опять не оскверняться грехами после крещения ты должен обнаружить перемену в усердии… Итак, если ты умер в крещении, оставайся мертвым, потому что всякий умерший не может уже грешить, а если ты грешишь, то уничижаешь дар Божий. … не погуби этого дара, но постоянно сохраняй это прекрасное сокровище». святитель Иоанн Златоуст «Святое крещение совершенно освобождает от рабства греху… Если после крещения мы бываем подвержены греху, то это не потому, что не совершенно было крещение, но потому, что мы не радеем о заповеди и пребываем в самоугодии, по собственному своему желанию. Связать себя снова пристрастием, или пребывать разрешенным через соблюдение заповедей, есть дело нашего свободного желания…» преподобный Марк Подвижник «Вы должны познать, каким путем можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно». святой мученик Иустин Философ «Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное». святитель Кирилл Иерусалимский «Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина». святитель Димитрий Ростовский «Невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества, невозможно вступить в общение с Богом, в чем заключается истинная наша жизнь… не вступив в христианство посредством Святого Крещения». святитель Игнатий (Брянчанинов) Источник: сайт храма в честь равноапостольного князя Владимира г. Днепропетровск – http://vladimir.dp.ua