Действующее национальное законодательство по вопросам свободы совести и вероисповеданий прошло экспертизу в авторитетных международных организациях. Участники многочисленных представительных международных конференций, «круглых столов», коллоквиумов были единодушны в выводах: система государственно-церковных отношений в нашей стране отвечает демократическим принципам, задекларированным документами Совета Европы, удовлетворяет права и свободы человека, основываясь при этом на многовековом наследии урегулирования отношений между этими общественными учреждениями.
Об этом сегодняшний разговор главного редактора журнала «Технополис» В. Спирина с митрополитом Днепропетровским и Павлоградским ИРИНЕЕМ.— Известно, что Церковь отделена от государства. Но паства это и есть то общество, которое проживает в нем, и приносит своей работой благо государству. Значит, «исправление души» че¬ловека работает не только на него, айна благо страны…
— Церковь — это тот институт, который постоянно беспокоится о духовном возрождении и становлении нации. Ведь если общество будет духовно здоровым, то будет порядок и в жизни материальной. Поэтому, если будем проявлять большую ответственность за работу, которую выполняем, будем более ответственными один перед другим. Будем дружелюбнее. Ведь так можно выполнить Закон Христов, где сказано: «Носите тягости друг друга и так выполните Закон Христов» (Гал. 6.2). Вот логика: не делай другому то, чего не желаешь себе.
Считаю, что эти заповеди имеют нестареющее значение для нашей повседневной жизни. Чем быстрее мы окрепнем в вере, тем сознательнее и радостнее будет вся наша жизнь. И на работе, и в семье, и в доме. И, даже если человек одинок, он увлечет себя Богомыслением. Он просто будет трудиться на общее благо. Возьмите, например, наших монахов. Они молятся за весь мир. Словно бы отошли от мира, а в то же время своими молитвенными подвигами спасают мир, помогают людям.
Все имеет одну цель — перестроить, украсить нашу жизнь. Лишь бы мы более сурово относились к себе и более требовательно друг к другу. Лишь бы более ответственно трудились, работая на месте своего призвания, и в то же время были любвеобильными, добрыми, снисходительными друг к другу, внимательными. Это очень важные качества. И они играют положительную роль не только в быту. Но и еще в формировании сознания того, что мы все — дети одного небесного Отца. Что мы — чада Святой Православной Церкви. И потому нельзя враждовать. Категорически запрещено ненавидеть, пренебрегать, проливать кровь. Это проповедует Церковь на протяжении всей своей истории. И лишь только те, кто уходит от Церкви, топчут эти жизненные завещания Евангелия.
— Владыка, какие же приоритеты Украинской Православной Церкви?
— Основной приоритет — преодоление физического сокращения населения. Это многогранная проблема, которая включает и возрождение престижа многодетной семьи, ее экономических основ, борьба с абортами, всесторонняя поддержка материнства и детства. Поэтому наши приходы и монастыри становятся не только центрами молитвы, духовной жизни, а и социального служения. Слава Богу, у нас есть успехи. Духовенство епархии и монастыри заботятся о сиротах, инвалидах и престарелых, предоставляя им духовную и всестороннюю поддержку. К сожалению, монастыри не могут принять к себе на поселение всех страждущих, так как монастырские здания не все переданы Церкви.
— Церковь всегда призывает к бдительности и обращается как к работодателям, так и к самим работникам с призывом, что необходимо днем и ночью беспокоиться о человеческой жизни, беречь ее…
— Наша жизнь — ценный и священный дар, Богом нам данный, за который мы несем большую ответственность. Человеческую жизнь нельзя ни купить, ни продать за любые деньги. И особо ценной делает нашу жизнь бессмертная душа, которую нам предоставил Господь, которая наделена светлым умом и свободной волей. Поэтому Христос говорит: «Какая же польза человеку, который завоюет весь мир, но душу свою погубит», или еще «Или что вместо того даст человеку за душу свою» (Мф. 16, 24).
Христианская традиция последовательна в том, что человек не имеет абсолютного права свободно распоряжаться своей жизнью, так как должен воспринимать жизнь как ценный дар с признательностью перед Богом. Такие отношения между человеком и его жизнью создают ряд конкретных предписаний, среди которых на первом месте необходимость сохранить жизнь и здоровье свое и ближнего своего. Нельзя забывать и о том, что выполнение этой обязанности решающей мерой зависит от признания и уважения обществом неопровержимых прав каждого человека. Поэтому на руководителей предприятий возложена обязанность предупреждать работников о том, что разрушает здоровье, а именно: вредные условия труда, чрезвычайный холод, чрезвычайное тепло и так далее. И не имеет оправдания, если жизнью рабочих пренебрегают ради собственной пользы.
Мы обращаемся к работникам предприятий, учреждений и организаций: «Помните, жизнь — ценнейшее сокровище, данное человеку Богом». Именно поэтому Церковь Христова предостерегает нас от нарушения шестой заповеди «Не убий», спрашивая в исповеди: «Не оказывал ли ты содействие в ускорении чьей-то смерти, ставя человека в опасные ситуации, содействуя болезням тяжелыми условиями труда, или обессиливая человека работой?».
К сожалению, часто бывает, что человек, который считает себя верующим, не выполняет главной заповеди — заповеди о любви к Богу и ближнему. Таким образом, каждому работодателю, а особенно, если он исповедует Православную веру, нужно чаще задумываться над тем, насколько мы отвечаем высокому званию христианина. Лучше в данном случае честно сознаться, что где-то, краешком души, мы любим Господа, но более всего любим себя, любим грех, наживу и грешный мир…
Следует, также, заметить, что за все мы должны будем дать ответ на Страшном суде… Об этом пусть задумаются те руководители, от которых зависит жизнь и здоровье людей!
Относительно нормативно-правовых актов и постановлений, которые направлены на охрану труда людей, то мне припоминается выражение одного из античных мудрецов, который говорил, что совершенные законы всегда порождаются низкими обычаями людей, и, наоборот, — для морально стойких людей совершенные законы не имеют цены, так как такие люди их «автоматически» выполняют. Так и христиане — если это искренне верующий человек, то он, боясь греха, не будет нарушать как законы светские, так и заповеди Божьи. Тот, кто делает грех, проявляя бездеятельность, в частности, по вопросам охраны труда, должен, учитывая Святое Письмо, помнить, что за грехи родителей страдают дети: «Родители наши грешили: их уже нет, а мы несем епитимью за беззаконие их», — говорится в Святом Письме (книга Плач Иеремии раздел 5, стих 7).
Помним, также и то, что от человека, от государственных служащих, которые контролируют выполнение правил безопасности труда, можно утаить определенные действия, или грех, но от Бога ничего припрятать невозможно… Именно это должны помнить те, кто поставлен Господом руководить людьми.
Церковь Христова призывает всех начальников по-отечески относиться к подчиненным, а особенно это касается тех, кто наделен контролирующими и организационными полномочиями в сфере охраны труда. Если бы каждый именно так работал, я считаю, было бы значительно меньше травматизма и несчастных случаев.
Еще раз хочу подчеркнуть, что только вместе, полагаясь на себя и имея Божье благословение, достигается успех, каким бы делом человек ни занимался. Если руководитель будет причастен к травмированию или смерти человека (не имеет значения: непосредственно или через свое неосторожное отношение к обязанностям), — пусть знает, что он нарушил Божью заповедь. А за это рано или поздно, но обязательно придет расплата. Христос сказал: «Что сделаете одному из этих людей, знайте — что мне сделали». Ведь милость от Бога и уважение от людей достигаются целенаправленной и неутомимой работой. Господь не смотрит на должности: для Него мы все равны. Господь ожидает от человека лишь бы работа его была честной и приносила соответствующую пользу. Если руководитель на высокой ответственной должности пренебрегает своими обязанностями, он стоит значительно ниже у Бога, чем его подчиненные.
Церковь учит, что жизнь человека — это дар Божий. К сожалению, сегодня о ценности этого дара мы задумываемся лишь тогда, когда возникает угроза жизни — своей или чужой.
Спасение бессмертной души — в этом цель человеческой жизни. А тело — это храм души и о нем нужно также заботиться и беречь. Особенно, если это касается жизни и здоровья окружающих.
Церковь всегда учит почитать власти и начальство, исполнять установленные правила и законы. И правила техники безопасности — не исключение.
Церковь Христова делает то, к чему она призвана: молится, чтобы у людей была работа, чтобы работники не получали травмы, чтобы не было смертельных случаев. Церковь молится о том, чтобы был мир в трудовых коллективах.
Церковь открыта к сотрудничеству со всеми, кто обращается к ней за помощью, и готова послужить в деле защиты наших людей, которые трудятся в сложных условиях и на опасных производствах. Но Церковь не может навязывать свое мнение, инициатива должна исходить от общества.
— И все ж таки одними обращениями дело не исправишь…
— Церковь живет в современном мире, который называют информационным обществом, и использует все информационные технологии. Уже есть православные спутниковые телеканалы, информагентства, телестудии, серверы в интернете. УПЦ имеет 97 периодических изданий — и богословские, и церковно-общественные, и семейные, и молодежные. Семь детских журналов. Есть большие православные издательства. В ежегодном фестивале православных кино- и телепрограмм «Покров», который проводится в Киеве, в конкурсной программе сотни работ. Наша епархия здесь занимает одно из ведущих мест. На протяжении 10 лет на городском канале звучат «Архипастырские беседы», озвучиваются «Памятные церковные даты и события». На областном телевидении по субботам я выступаю с проповедями «Не хлебом единым». Хотя необходимо особенно подчеркнуть, что вопрос не в количестве, а в качестве, менеджменте и, соответственно, спросе этой продукции.
Нам есть над чем работать. Сейчас важно уже то, что есть и предложение, и спрос. А уровень профессионализма возрастает.
— Земная жизнь Спасителя была исполнена трудностей, непонимания, страданий и завершилась крестной смертью. Однако Он оказался сильнее этих испытаний, Он показал силу Своего Божественного достоинства, Он — воскрес. Каждый христианин в своей жизни идет таким же путем. И, что бы ни встречалось ему на этом жизненном пути, он побеждает все верой…
— И тут важно понять, в чем наше предназначение. Какими нас хочет видеть Бог? Для чего Он — Всемогущий, Всеведущий, Всеблагой — воплотился от Девы и родился на земле в холодную ночь?
На эти вопросы нам отвечает Церковь Христова, которую Он основал и которую «врата ада не одолеют» (Мф. 16, 18) вовек. Словами Символа веры она говорит нам, что Христос пришел на землю «нас ради, человек, и нашего ради спасения». Ради нас жил Он среди простых людей и был подобен людям во всем, кроме греха. Нашего ради спасения Он претерпевал лишения, непонимание и насмешки, был распят на кресте и умер в страшных мучениях в 33 года. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16) — говорит нам Евангелие.
Любовь Божия к нам — грешным, недостойным — сильнее смерти, которую Христос победил ценой Своей жизни, даровав нам жизнь вечную. И мы знаем, что «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Дн. 2).
Бодрствующий христианин призван дать ответ всякому требующему у него отчета в уповании (1 Пет. 3, 15). И такой ответ может быть дан не только на словах, но и в делах наших. Какие бы нелегкие времена ни посещали наш народ, христианин должен следовать Христу, который говорил: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Так давайте внимательнее и снисходительнее быть друг к другу! Да не пройдет никто из нас мимо чужого горя в то время, когда мы можем оказать помощь!
— В своем Рождественском послании Вы, Ваше Высокопреосвященство, обращаете внимание на то, что – «не внешний блеск, но внутренняя спасительная суть события Рождества Христова привела и тех, и других в пещеру Рождества, к Вифлеемским яслям. Пастухи и волхвы явили собою зримый пример того, о чем говорил впоследствии Христос Спаситель: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Как не хватает современному миру осознания этой Евангельской истины!
— Действительно. Сегодня часто внутренняя работа над собой подменяется фарисейским соблюдением одних лишь внешних правил, зачастую весьма второстепенных или даже близких к суеверию! Войны и стихийные бедствия, катастрофы и террористические акты не успевают сменять друг друга. Христиане во всем мире с тревогой задают вопрос, неужели род человеческий настолько слеп, что уже не в со¬стоянии понять причины происходящего и не способен из глубины сердечной воскликнуть вслед за апостолом Петром: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6, 68-69).
— Как это понимать?
— Бытие нашего мира имеет смысл лишь до тех пор, пока в нем есть люди, способные в сердце своем принять Спасителя, как приняли Его Вифлеемские ясли. И потому не может быть времени, когда вечная религия Вечного Бога окажется прошлым, она всегда будет для нас настоящим и будущим. И Церковь всегда будет оставаться среди мира живым свидетельством о Христе, всегда будет готова впустить в свою ограду тех, кто ищет спасения, боясь погибнуть на распутиях греха. И это касается всех: вне зависимости от должности — и руководителей, и исполнителей.
Но не только чистые сердцем пастухи встретили долгожданного Мессию. Восточные мудрецы наблюдали появление новой звезды, и пришли поклониться Младенцу, принеся Ему в дар золото, ладан и смирну (см. Мф. 2, 11).
Итак, путь к Рожденному Спасителю нашли человеческая простота и человеческая мудрость. Все остальные прошли мимо незатейливых яслей Богомладенца. Мимо прошли священнослужители, книжники и фарисеи — интеллектуальная элита, вожди народа, гордившиеся мнимой праведностью. Прошли мимо и сильные мира сего. Царь Ирод, узнав о Рожденном Царе Иудейском, испугался за свою власть и в страшном гневе «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2, 16). Многие и многие обыватели также прошли мимо, устроившись в своих, может быть, небогатых домах, расположившись на ночлег в гостиницах. И никто из них не пустил на порог Деву Марию и праведного Иосифа. Поэтому колыбелью для родившегося Царя царей стали ясли для животных.
Мы называем себя христианами. Это высокое звание. Многие из нас знают молитвы, соблюдают посты, ходят в храм. Иногда мы с высокомерием взираем на окружающих нас людей, не замечая в жизненной суете самого важного в человеке — его сути, которая есть образ Божий, живущий в каждом из нас (Быт 1. 26). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16) — вопрошает апостол первых христиан. Всегда ли мы, христиане XXI века, помним об этом?
Вот что важно понимать. И помнить!
— Спасибо, Ваше Высокопреосвященство, за эту возможность беседы. Желаю Вам благодати и здоровья на долгие годы.