Додому Інтерв'ю Протоиерей Игорь Осадовский: «Экономическая нестабильность всегда и везде сопровождалась всплеском «веры всуе»...

Протоиерей Игорь Осадовский: «Экономическая нестабильность всегда и везде сопровождалась всплеском «веры всуе» – суеверий

Много ли в наступившем XXI веке суеверий? Этот сложный философский вопрос для «Горожанина» и горожан прокомментировал кандидат богословских наук протоиерей Игорь Осадовский.

Во все периоды исторической, политической или экономической нестабильности резко усиливается феномен суеверной направленности образа мыслей человека. Неуверенность в будущем (и своем, и государства), материальное неблагополучие, недоверие к власти – словом, разочарование в нестабильном материальном мире – приводит к тому, что человек хватается, как за соломинку, за мир духовный. Но, не имея собственного религиозного опыта, зачастую люди приходят не к вере, а к суеверию – «вере всуе». Используют данный каждому человеку Творцом потенциал веры не по назначению.
– Но можно ли провести четкую границу между верой и суеверием так, чтобы она не совпадала с границей между верами «моей и неправильной»?
– Думаю, можно. Дело в том, что суеверие, как и любой грех – это явление общечеловеческое, внеконфессиональное и даже не только религиозное. Академическая наука, например, тоже часто страдает от наплыва лжеученых, которые пользуются необразованностью широких масс для того, чтобы под прикрытием наукообразной риторики и атрибутики распространять взгляды, не имеющие ничего общего с методикой объективного научного поиска. Иными словами, для людей любой веры и любого мировоззрения всегда найдутся свои «торговцы суеверием».
Я не буду касаться вопросов разницы вероисповеданий и свободного выбора каждого человека, право на который дано ему Творцом. Но приходится констатировать, что даже люди, считающие себя православными, зачастую несвободны от искаженных взглядов на церковь, Бога, мир и человека, взглядов, которые не являются православными по определению. Я как священник православной церкви хотел бы говорить именно о суевериях в среде околоцерковной общественности.
– По какому принципу церковь определяет эту границу?
– Критерии истинной православной веры изложил еще в IV веке в книге «Предупреждение» церковный писатель и богослов Викентий Лиринский. По его словам, из всего многообразия возникавших и даже господствовавших в разные времена в разных церковных кругах взглядов «во вселенской церкви следует держаться того, во что верили все христиане, всегда и всюду».
В церкви существуют три вида установлений:
– Догматы – то же, что аксиомы в науке – неоспариваемые, непререкаемые, принимаемые на веру основные постулаты вероучения.
– Теологумены – взгляды, традиции, учения, национальные, местные, обрядовые или исторически-временные особенности, которые церковь не прияла для всеобщего признания как догматы, но и не отвергла в силу их непротиворечия догматам.
– Частные богословские мнения – взгляды, убеждения, теории лиц церковной иерархии, которые не навязываются другим людям качестве обязательных, но и не противоречат основным истинам веры.
Так вот, с точки зрения церкви, суеверие – это такая интерпретация церковного вероучения, которая по сути своей отрицает основные истины веры. Как правило, суеверие возникает в результате переноса акцентов духовной жизни с основного (веры в Бога, исполнения Его заповедей, любви к ближнему, постоянного нравственного и духовного самосовершенствования) на вещи второстепенные, а зачастую и вовсе наносные по отношению к церкви.
Как примеры, можно привести повальное увлечение причисляющих себя к православной церкви людей верой в сглаз и порчу, верой в магические привороты, просьбы к священнику провести обряд вычитки, «чтобы везло», и до чудовищного, мерзкого суеверия о необходимости посмертного крещения загубленных абортами детей с целью их последующего отпевания. Это является извращением христианства и черным клеймом проклятия ложится на тех, кто это суеверие реализует.
– Вы сами употребили слово проклятие. Все же вера в существование дьявола и сил зла в духовном мире свойственна и христианству.
– Да, но никогда христианству не была свойственна вера в силу дьявола, а не Бога. Ни дьявол, ни один человек не может причинить другому зло таким путем, потому что все мы равны перед Творцом и равно зависим от него. Зло, как учит нас Евангелие, происходит из сердца человека и рождает злые мысли, поступки и такие же результаты для него самого.
– Известны священнослужители, оперирующие такими понятиями, как сглаз и порча. Они поставили освобождение от проклятий на коммерческую основу…
– К сожалению, да. Нужно разбираться с каждым таким конкретным случаем и выносить его на суд церковного священноначалия. Эти действия не имеют ничего общего с христианством и только компрометируют его. От себя хочу призвать простодушных людей не доверять «механическому» способу очистки совести, а формировать свой духовный мир после определенности в своем вероисповедании, путем накопления собственного религиозного опыта.

Для общего развития:

Суеверие – предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования потусторонних сил. Содержит допущение, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними компромисса. Как правило, проявляется в использовании талисманов, татуировок, магических жестов и пр. Устойчивость суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых в действительности большинство) вытесняются. (Словарь «Общая психология»).

Беседовал Григорий Глоба
(газета ГОРОЖАНИН)