Додому Статті 21 июля — явление «Песчанской» иконы Божьей Матери. «История чудотворной иконы Божией...

21 июля — явление «Песчанской» иконы Божьей Матери. «История чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Песчанская» (К 255-летию прославления образа «Песчанской» Богоматери)

Образ Божией Матери, называемый «Песчанским», известен как один из чудотворных списков «Казанской» иконы Божией Матери, и является покровительницей и заступницей России в дни тяжких испытаний. В тогдашних слободских Песках, Изюмского уезда, Харьковской губернии, в двух верстах от уездного города Изюма, в местном приходском храме находилась чудотворная икона, именуемая «Песчанской». История прославления этой иконы связана с жизнью великого русскому святителя Иоасафу, епископу Белгородскому.
В год своей блаженной кончины (1754) святитель Иоасаф объезжал епархию, и накануне выезда из Белгорода ему был сон: будто бы он осматривал церкви и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с младенцем со светлым сиянием, от нее исходящим, и раздался глас: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор».
По прибытии в г. Изюм Харьковской губернии, епископ посетил Воскресенскую церковь и с изумлением обнаружил в ней икону, увиденную во сне. Икона находилась в небрежении и служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению икона была помещена в большой киот и поставлена в подобающее место. Более трех дней прожил святитель Иоасаф в Изюме, и ежедневно утром и вечером приходил он в храм и молился перед образом Божией Матери.
В 1792 году Воскресенская церковь была перенесена из Замостья в более высокую местность на Пески, куда была и отправлена икона, привлекавшая все более и более почитание и благовение прихожан и окрестных жителей.
Около 1800 года в Изюме жил учитель местного училища Стефан Гелевский, у которого умирали дети, наконец, заболел и последний, сын Петр. Не теряя надежды на милость Божию, родители дали обещание отслужить молебен перед образом Божией Матери на Песках. По дороге в Вознесенский храм сын их умер. Мать хотела возвратиться назад, но отец настоял на исполнении данного обета. Не сказав никому о смерти ребенка, они во время молебна со слезами умоляли Божию Матерь стать их утешительницей. И по вере их чудо совершилось! При чтении в третий раз кондака “О Всепетая Мати…” дитя, до тех пор бездыханное, вдруг вскрикнуло так сильно, что привело в ужас всех присутствующих; отец же и мать лишились чувств. Придя в себя, они рассказали, как сын их умер дорогою, но пред иконой ожил по ходатайству Царицы Небесной. Младенец их поправился, вырос и жил потом в Санкт-Петербурге до преклонных лет.
Естественно было ожидать, что слух о таком необыкновенном случае быстро распространится. К чудотворной иконе стали стекаться толпы богомольцев, переполняя не только Воскресенскую церковь, но и ограду, так что священник не успевал служить молебны. Со стороны благочинного соборного протоиерея Иоасафа Погорлевского последовало запрещение на молебные пения пред Песчанскою иконою. Вскоре он заболел мучительной болезнью: «судорогами жил и корчами всех членов». Осознав свою вину и раскаявшись, Погорлевский был вынужден просить прощения и исцеления своей болезни у Пресвятой Богородицы, когда его разбитого и больного принесли на простынях и положили пред Песчанской иконой. По окончании молебна он почувствовал облегчение, а через несколько дней выздоровел и более не воспрещал молебных пений пред чудотворным образом.
В дальнейшем весь XIX век был ознаменован помощью и многими чудесными исцелениями, совершающимися у «Песчанского» чудотворного образа Матери Божией. Так в 1830 году после молебна и крестного хода с Песчанской иконой была остановлена эпидемия холеры в Изюме и его окрестностях. Известны случаи прозрения слепых, исцеления тифозных и раковых больных, припадочных и параличных.
Почитание в России Песчанской иконы было столь велико, что в 1861 года по пути из Святых Гор в Петербург император Александр II и его супруга посетили Вознесенскую церковь и поклонились чудотворному образу.
В 1883 г., вследствие прошения жителей г. Изюма Святейшим Синодом, установлено — накануне 15 мая в память Святого Коронования Государя Императора Александра ІІІ и Государыни Императрицы Марии Феодоровны ежегодно совершать крестный ход с «Песчанским» чудотворным образом из села Песок в г. Изюм. Святой образ оставался там 8 дней, а затем 22 мая переносился обратно крестным ходом на Пески. С восшествием на престол Императора-страстотерпца Николая II и установлением празднования Святого Коронования 14 мая — крестный ход совершался 13 мая и обратно 22-го мая.
Божия воля была и в том, чтобы чудотворный «Песчанский» образ пришел на помощь России в один из тяжких моментов ее истории, в самый разгар Первой Мировой войны, и был… отвергнут.
Святитель Иоасаф Белгородский в 1914 году явился в видениях одновременно одному благочестивому старцу, живущему в с. Песках, и полковнику О., бывшему тогда на фронте. Святитель повелел доставить «Песчанскую» икону Божией Матери на фронт вместе с Владимирским образом — материнским благословением святителя на иночество, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его своим омофором от нападений вражеских. Также было сказано, что теперь только одна Матерь Божия могла помочь людям и замолить грехи их у Престола Всевышнего и спасти Россию.
После долгих мытарств полковник О. смог добраться до столицы и отыскал в ней Братство Святителя Иоасафа Белгородского, деятельные члены которого протоиерей А.И. Маляревский и князь Н.Д. Жевахов поверили его взволнованному рассказу. Добившись личного распоряжения государыни Александры Феодоровны, князь Жевахов отвез иконы в ставку. Многолюдные крестные ходы сопровождали путь поезда из Харькова. И совсем по иному были встречены иконы в Могилеве: крестного хода не было, Государю о прибытии проезда из Харькова не докладывали, а князю было заявлено, что в ставке некогда заниматься пустяками. Однако, короткая встреча князя Жевахова с Государем произошла, после чего иконы были оставлены в ставке на несколько месяцев до конца 1915 г., но крестного хода с ними по линиям фронта не состоялось. Князь Жевахов в последствии писал, что во время пребывания икон в ставке поражений на фронте не было, а наоборот, одерживались одни победы.
«Но как ясно, что все беды явились следствием ослушания воли Божией, так ясно и то, что Господь простит этот грех лишь после того, когда повеление святого Иоасафа будет выполнено. Так думают те, кто на протяжении восьми лет своей беженской жизни,— писал Жевахов, — безуспешно разыскивали Песчанский образ Богоматери по всей Европе и не находил его… Первый шаг к спасению России сделан Самим Богом, даровавшим зарубежной России Песчанский образ Божией Матери. Второй шаг должен быть сделан каждым, кто верует в Бога…».
С первой волной русского рассеяния чудотворный «Песчанский» образ был переправлен за рубеж и вскоре исчез. В настоящее время списки чудотворной «Песчанской» иконы находятся в разных концах света православного мира.

Диакон Георгий Скубак