После Отечественной войны 1812-1814 гг. многие города Российской империи наполнили калеки воины или же мирные жители, получившие разного рода увечья. Потеряв возможность работать в поле, они потянулись в города, где условия выживания были более мягкие. Особенно много калек собралось в Екатеринославе, относительно новом городе, привлекавшем большими свободными территориями. Искалеченных войной тянуло к церквям, которые как могли помогали страждущим.,История сохранила такое предание.,Одной из активисток Троицкой церкви была Анна Игнатьевна Деева, проживавшая в деревянном доме на Воскресной улице (ныне ул. Ленина). Ее супруг, коллежский регистратор екатеринославской полиции Афанасий Деев, в 30-х годах XIX века умер от старых ран. Вместе с матерью потерявшая кормильца вдова шила одежду для инвалидов и служителей церкви, перебиваясь с хлеба на воду. Известно, что сын ее Иосиф, женившись на сестре екатеринославского купца Давида Пчелкина, служил в казенной палате. Но матери не помогал, стесняясь такого родства.,Анна, сама обладавшая ограниченными возможностями (из-за болезни ног, обострившейся после перенесенных в связи с утратой любимого человека переживаний, она практически не выходила из дому), стала для убогих кем-то вроде матери Терезы. Она помогала им советами, по воскресеньям организовывала чаепития, учила терпению и доброте, подавая в том пример. Но наступил день, когда болезнь добралась и до ее рук, так что она стала не в состоянии держать в пальцах иглу, кормившую и ее, и мать. Беспомощно глядя на свои перекрученные суставы, Анна горько заплакала. А потом в сырой горнице с низким потолком принялась денно и нощно молиться перед иконой Иисуса Христа. А икона эта, надо сказать, была особой. Полутораметровый холст специально для ее мужа написал часто гостивший в доме Деевых весьма известный в те времена иконописец Елизар Плис, причем прототипом образа послужил сам коллежский регистратор, сильно страдавший от ран. Этим объясняется, почему выражение лица Спасителя получилось особенно скорбным.,Иконописец сделал еще ряд отступлений от канона: одной рукой изображенный по пояс Иисус указывал куда-то вперед (а не ввысь), другую руку прижал к сердцу, а возле обращенных вверх глаз мастер вкрапил две слезинки.,Вот из этих пририсованных капелек через неделю страстных молитв Анны проступили и стали скатываться уже настоящие слезы. Заметив накапавшую на пол лужицу, женщина подняла взгляд, после чего вскочила с колен и выбежала на улицу с криком: Мы спасены, Божий Сын заплакал.,И только потом сообразила, что ноги стали послушны ей, а руки больше не болят. Постепенно болезнь стала сходить на нет, вернув вдове возможность и себя обеспечивать, и помогать людям с увечьями.,Узнав о том, многие кинулись к вдовьему дому, чтобы своими глазами узреть чудо. Целую неделю комната полнилась людьми. Толпы любопытных запрудили квартал. Каждый пытался прикоснуться к чудотворным слезам, текущим по иконе. Несколько раз мокрое лицо Иисуса обтирали полотенцем, которое потом отжимали на раны калек и уверяли, что целительная влага затягивала многие язвы.,Слух о плачущей иконе наконец дошел до протоиерея Иоанна Кузьмича Герболинского, настоятеля Троицкой церкви. Наведавшись к женщине, он убедился в достоверности слухов, отслужил молебен и распорядился перенести икону в Свято-Духовскую часовню, а потом в алтарь Преображенского собора, причем вместе с полотенцем, которым Анна утирала христовы слезы. Там икона, перед которой по пятницам читался акафист, простояла несколько десятилетий. Прикладываться к ней ездили из самых дальних мест, а саму ее не раз носили в крестных шествиях.,В начале ХХ века, после закрытия Преображенского собора, одетую в ризу икону перенесли в Свято-Троицкий кафедральный собор, поместив в большой деревянный киот. Говорят, она плакала еще несколько раз. И по-прежнему помогает исцелять увечных.
Любовь РОМАНЧУК, кандидат филологических наук
Источник: газета Днепр вечерний, № 156, 3 декабря 2013 г.