Через два года, в 2012 году, исполнится 215 лет со дня освящения деревянного храма в честь Успения Божьей Матери, которому история отвела особую роль — он стал первым кафедральным собором губернского города Екатеринослава. В этом году верующие горожане вспоминают юбилейную дату Свято-Успенского собора — 160 лет со дня окончания строительства и его освящения. В настоящий момент в современном перестроенном здании городской больницы № 10 тяжело угадать былое величие соборного храма, поражавшего своей красотой современников. Уже более семидесяти лет нет Успенского собора, но нам необходимо вспомнить о нем — «живом свидетеле» становления, развития нашего города на трех холмах, который сыграл одну из наиболее значительных ролей в духовной жизни тогда еще Екатеринослава, а нынче – Днепропетровска.
Генезис Успенского собора, как говорилось ранее, тесно связан с первой деревянной церковью — родоначальником всех кафедральных соборов Екатеринослава. Уже в 1796 году недалеко от Казанской церкви, на месте, назначенном Иваном Старовым, начали возведение новой деревянной церкви. Строили ее быстро, и в июле 1797 года к преосвященному Гавриилу, митрополиту Екатеринославскому и Херсонес-Таврическому уже поступил отчет о том, что «ныне наружным строением и внутренними частями, как-то: престолом, жертвенником, горным местом и иконостасом окончена и к священнодействию в ней все имеется».
Освященная в августе 1797 года во имя праздника Успения Богоматери церковь сразу стала использоваться «для общих собраний в господские праздники и высокоторжественные дни и отправления молебствований всего города».
Новый Свято-Успенский храм, который должны были использовать до строительства “настоящей соборной церкви”, был намного старше своей предшественницы – Казанской церкви. Успенский храм тоже совершил… “переезд”, а на месте был достроен. До переноса в Екатеринослав церковь носила имя Преображенской и принадлежала Сокольскому Преображенскому мужскому монастырю в Полтавской губернии. Основанный еще в 1714 году игуменом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря Преображенский монастырь стоял на берегу реки Ворсклы возле горы Духовой (сейчас в Кобелякском районе Полтавской области). Его закрыли по Указу 1786 года, когда Екатерина II наложила руку на значительную часть церковных имуществ.
Свято-Преображенский храм, конечно, был значительно моложе монастыря, но все же он вел свою родословную от первой его часовни, возведенной в 1714 году, от церкви, сожженной татарами в 1737 году и восстановленной в 1738 году. Довольно большая, пятикупольная церковь, выстроенная в стиле украинского барокко, она внесла в новый город элемент стабильности, традиционности, сходства с историческими городами Украины. Уже трудно сказать, к месту или нет, выглядела барочная церковь в Екатеринославе рубежа XVIII-XIX веков, города, который, с одной стороны, должен был стать центром и символом имперской колонизации края, а с другой, так и не смог перерасти казачью слободу Половицу, на месте которой начал строиться.
Несмотря на относительно позднее возникновение города Екатеринослава, в нем не сохранилось архитектурных сооружений от первых лет его существования. Что же касается отдельных предметов в виде разного рода вещей, то, вероятно, и их осталось очень немного. А потому, в отсутствие самих памятников, тем ценнее для нас должны быть указания об их существовании и в особенности, если эти указания подтверждаются еще официальными документами. К числу таких документов следует отнести и сохранившуюся в архиве Преображенского собора опись прежнего Екатеринославского кафедрального Успенского собора.
Хотя год составления сохранившейся описи сравнительно поздний — 1830-й, но документ интересен уже тем, что был, по-видимому, переписан с другой более старинной — 1808 года. По крайней мере, ее заголовок гласит следующее: «Опись находящимся в кафедральной успенской церкви утварям, сосудам, облачениям и разным вещам, служебным и нравственным книгам и колоколам, учиненная августа 11 дня 1808 года, а потом исправлена и пополнена июля 1823 – мая 1830 года».
Ценность описи возрастает и благодаря многочисленным отметкам на ее полях, знакомящим нас с фамилиями прежних жителей Екатеринослава, как вкладчиков, жертвователей церковного имущества, а также сообщающими о самом способе приобретения вещей, т. е. были ли они куплены на складочную сумму, заведены на церковный счет, переданы из других храмов или пожертвованы отдельными лицами. Напротив некоторых предметов обозначены вес в фунтах и золотниках, размер в аршинах и вершках, а иногда стоимость в рублях и копейках; часто указан еще и год поступления самих вещей. Из этих же отметок видно, что инвентарь имущества Успенского собора составился частью из вещей, привезенных вместе с деревянной церковью из упраздненного Сокольского Преображенского монастыря (ныне местечко Соколки Полтавской губернии), частью из вещей Екатеринославской Казанской церкви и бывшего до ее устроения в слободе Половице молитвенного дома. Несколько предметов переданы из Новокайдацкой соборной церкви города, а остальные заведены на церковный кошт или пожертвованы частными лицами.
На обороте последнего листа описи наложено освидетельствование: «В сей книге перенумерованных и шнурозапечатанных всех листов 66», ниже подпись «Протоиерей и кавалер Герасим Мартынов», а еще ниже другая подпись: «Василий Неводчиков» и в правом углу красная сургучная печать Екатеринославской духовной Консистории. Сама опись скреплена четырьмя подписями, одновременно проходящими по всем листам. Три из них, настоятеля собора протоиерея Иоанна Станиславского, соборного ключаря — протоиерея Михаила Моторного и священника Иоанна Герболинского, идут внизу листов, а четвертая — секретаря Екатеринославской духовной Консистории, титулярного советника Василия Неводчикова по правому краю листов.
Данная опись Екатеринославского Успенского собора за 1830 год, дошедшая до нас благодаря трудам известного архивиста и историка Владимира Дмитриевича Машукова, также говорит нам о том, каким был первый кафедральный собор города.
Вокруг собора находилась решетчатая ограда. Колокольня была новая на столбах, крытая железом и обнесенная поперек шалевкою. На ней располагалось восемь колоколов, главный из которых был весом в 51 пуд 10 фунтов. Он поступил в 1797 году из Вознесенского Пушкаревского девичьего монастыря (ныне село Пушкаревка близ города Полтава) и взятый в 1812 году по приказанию Архиепископа Иова в архиерейскую церковь. Там, на колокольне новой Крестовоздвиженской церкви при Архиерейском доме, он находился вплоть до советского времени. На колоколе была надпись из рельефных букв: «1778 года месяца апреля 10 дня вылит сей колокол в Москве в Полтавский Вознесенский девичьий монастырь старанием госпожею… Христиниею, а коштом доброхотных деталей, весу 51 пуд 10 фунтов лит в Москве на заводе Асона Струковникова». Кроме надписи на колоколе изображены рельефные иконы Вознесения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Сошествие Спасителя во ад и изображение серафимов.
Внутри деревянного Успенского собора был с правой стороны придел во имя великомученика Георгия Победоносца. В главном храме иконостас, престол с балдахином над ним на четырех столбах, жертвенник с резьбою и горнее седалище с резьбою, утвержденное на особо сделанном комоде, а также часть икон перевезенных из вышеупомянутого Сокольского монастыря. Иконостас же правого придела сделан в 1797 году на церковный кошт. Далее в описи упоминается о женском притворе с 8-ю в нем иконами. Подробно указывает «Опись» и на богатство церковной соборной утвари.
Как уже говорилось ранее, 9 сентября (22 сентября – по новому стилю) 1775 года своим указом к Святейшему Синоду императрица Екатерина II повелела учредить в образованных Новороссийской и Азовской губерниях новую епископскую кафедру — Славянскую и Херсонскую. С самого начала ее планировалось разместить в городе-крепости Славянске, в самом центре бывшей Запорожской Сечи. Но поскольку город еще не был построен, то центром епархии был определен Крестовоздвиженский монастырь ближайшего полкового города Полтава. Там же была размещена и духовная Консистория.
В 1776-1777 гг. в административно-территориальном делении Новороссийской и Азовской губерниях произошли очередные изменения, основные из которых касались прошлых левобережных запорожских земель и Екатеринославской провинции. Следствием этих преобразований для Славянской и Херсонской епархии стало создание на территории Азовской губернии 5 духовных правлений: Екатеринославского, Самарского (до 1778 года), Бахмутского, Павловско-Павлоградского и Ново-Ростовского, которые раньше подчинялись Белгородской и Воронежской епархиям
Со временем название и пространство новоучрежденной Славянской епархии менялось вместе с названием и пространством Новороссийской и Азовской губерний. В 1784 году государственные чиновники после присоединения к Российской империи Крыма снова провели крупную административную реформу на юге страны. Поскольку Екатеринослав только строился, то губернаторское правление и наместничество, в состав которого вошли: Крым, Новороссийская и Азовская губернии, — были расположены в Кременчуге. Эта реформа и ряд изменений последующих лет дали епархии и новое название. С 28 ноября 1786 года она стала именоваться Екатеринославской, а архиереи с этого времени уже носили титул «Екатеринославский и Херсонес-Таврический».
В декабре 1796 года от Екатеринославского наместничества была отделена самостоятельная Вознесенская губерния. Более того, после смерти Екатерины II Екатеринослав был переименован в Новороссийск, название губернии тоже изменилось. Административно-территориальные преобразования не могли не влиять на церковную жизнь края. В 1797 году с восшествием на престол императора Павла I и согласно его указу от 21 декабря от епархии были отделены некоторые города, в том числе и Полтава, и переданы Киевской и Черниговской епархиям. С этого времени у кафедры — новое наименование «Новороссийская и Днепровская». В начале следующего года епархиальная кафедра, Консистория и семинария были вынуждены переехать в Новомиргород, заштатный городок Херсонской губернии. Этот город располагался на северо-западной окраине епархии и был лишен удобных транспортных сообщений, следовательно, пребывание в нем архиерейского дома и всего епархиального управления тяготило и архиерея, и духовенство.
И только единственная административная реформа территории XIX столетия в 1802 году при царе Александре I радикально преобразовала Новороссию в три губернских округа: Екатеринославский, Николаевский и Таврический. 16 декабря 1803 года епархия получает новый, тройной титул «Екатеринославская, Херсонская и Таврическая», который также переходит и на правящего архиерея. Через год, в 1804, в центральный губернский город Екатеринослав переводится и епархиальное управление. Перенесение архиерейского дома со всем штатом кафедрального духовенства, Консисторией и семинарией из одного города в другой — само по себе дело нелегкое — требовало больших финансовых затрат и человеческих усилий. По прибытии в Екатеринослав архиепископ Афанасий (Иванов) со всем своим штатом и Консисторией поселился в губернском доме, который в феврале 1804 года был передан в духовное ведомство.
Следовательно, в том же 1804 году в Свято-Успенский собор перевели из Новомиргорода и Екатеринославскую архиерейскую кафедру. У его выкрашенных в красный цвет стен шла торговля на крупнейшем в то время базаре съестных припасов. Вокруг Рыночной площади, которую со временем стали называть Успенской, а потом переименовали в Демьяна Бедного, размещались государственные и городские учреждения, усадьбы помещиков и богатого купечества.
Стоящая в самом центре города того времени (собственно она и была его центром), Успенская церковь была самым богатым из городских приходов. Но, несмотря на свой финансовый достаток, деревянный Успенский собор не оставил заметного следа в истории города. Единственный раз выделился он тем, что в 1816 году перед его закрытыми дверями почти час простоял будущий император Николай I. Когда ему, наконец, доложили, что архиерей — архиепископ Иов (Потемкин) ждет его в другом месте, он сказал: «Я хотел помолиться Богу, а не увидеть архиерея». С тем и уехал.
После 1835 года, несмотря на то, что кафедру перенесли в новопостроенный Преображенский собор, в который перевезли и значительную часть утвари, Успенская церковь почти ничего не потеряла. Она по-прежнему имела крупнейший и богатейший приход. По-прежнему проводились в ней и архиерейские молебны. Остались и крестные ходы. На Крещение, преполовение Пятидесятницы и августовский Спас к этому храму, по-прежнему, собирался «весь Екатеринослав», потому, что из собора, расположенного на высокой крутой горе, проводить их было неудобно.
И все же годы первого Успенского храма были уж сочтены. Вскоре после строительства собора в Комиссию проектов и смет пришло распоряжение для Екатеринослава вместо деревянных спроектировать каменные приходские храмы. Уже в 1837 году Николай I утвердил эти проекты.
Освящение места и закладка храма западнее Успенской церкви произошло в 1839 году. Новый собор, спроектированный Петром Висконти II и Людвигом Шарлеманем, был намного больше старой постройки и даже больше величественного Преображенского собора! Торжественное освящение Успенского собора состоялось в 1850 году.
Об этом гласит надпись, сделанная на свинцовой доске, найденной под жертвенником церкви: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Основана сия церковь в губерн. г. Екатеринославе. Во славу Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В честь и память Успения Пресвятой Богородицы: при державе благочест. Самодер. Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны втор. и Благосл. Преосв. Гавриила, Митрополита Екатеринославского и Херсонес-Таврического, иждивением государства, а старанием благопопеч. Его Высокопреосв. Гос. генерал Поручика Правителя Екатеринославского наместн. и разн. орден. Кавалера Иосифа Ивановича Хорвата 1796 года месяца Августа 31 д. в день празднования положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Церемонию совершал соборне священник Герасим Мартынов. За совершенною ветхостию бывши на сем месте деревянной церкви, по Указу Святейшаго Правительствующаго Синода от 31 мая 1838 года заложена вблизи оной новая каменная во имя Успении Божия Матери церковь июня 18 дня 1839 года, которая потом старанием и иждивением прихожан окончена в 1850 году и соборне освящена того же года Ноября 26 дня. По благословению Преосвященнейшаго Иннокентия, Епископа Екатеринославского и Таврического ректором семинарии архимандритом Иоанном совместно с священнослужителем Успенской церкви».
Рассматривая старые фотографии, мы можем только частично представить величие церкви, которая, была и остается непревзойденной ни по богатству, ни по размерам. Соборный храм с высокой цилиндрической колокольней был построен в русско-византийском стиле. Он был двухэтажным, что редко встречается в христианском церковном строительстве.
Уже традиционно выкрашенная в красный цвет, с белым кружевом декора, с пятью могучими зелеными куполами, с гордо вознесенной на невиданную до этого высоту колокольней, сияющая золотом крестов община церкви господствовала над приземистыми кварталами Екатеринослава. И нет ничего странного в том, что, либо от удивления, либо по привычке, ее продолжали называть «собором», как будто отдавая ей первенство перед Преображенским. Новый каменный Успенский собор принадлежал к красивейшим храмам Екатеринослава и величественно возвышался над городом. Его купола были видны практически из любой точки города, особенно замечательный вид открывался со стороны Днепра. Храм был обнесен изгородью, в пределах которой находился небольшой парк и церковное кладбище.
Первоначально Успенский собор имел четыре престола в двух этажах. Главный во имя Успения Богоматери, правый – Рождества Иоанна Предтечи, и левый – Георгия Победоносца. Престол святителя Николая, который до освящения Лазаревской церкви на Севастопольском кладбище служил храмом местного гарнизона, помещался в нижнем этаже. Он просуществовал лишь до 1902 года и был закрыт из-за появления грунтовых вод.
А что касается прежней Успенской церкви, то ее разобрали, установив на месте ее алтаря большой деревянный крест с памятной надписью.
Стараниями нескольких поколений прихожан понемногу стареющая церковь не запустела и не обеднела. Пожертвования книгами, утварью, иконами, деньгами постоянно пополняли ее ризницу и киоты, увеличивая ее богатство и благолепие. Среди многочисленных вкладчиков особенно следует выделить Михаила Кирилловича Остроухова. Один из богатейших купцов города середины XIX века Михаил Остроухов был многолетним старостой храма. За эти годы он за свои средства значительно обновил ризницу, многократно проводил ремонты и, самое главное, выписал в Москве в фирме братьев Бутеноп башенные часы с музыкой, которые установил на церковной колокольне. Стрелки соборных часов четко просматривались со всех сторон с самого далекого расстояния и жители Екатеринослава сверяли по ним свои часы.
Согласно справочной книге Екатеринославской епархии за 1908 год в постоянном штате собора было три священники, дьякон и три псаломщика, также на церковном содержании находились три вдовы прежде умерших служителей храма.
Праздничное украшение Свято-Успенского собора всегда было самым лучшим и поражало современников тем, что его даже не было с чем сравнивать. Если верить воспоминаниям Владимира Машукова, Успенская церковь на праздник могла поразить и человека «третьего тысячелетия», привыкшего к чудесам.
В пасхальную ночь Светлого Христова Воскресения Успенская церковь была освещена со всех сторон. В ее верхнем ярусе, не занятом колоколами, устанавливалось прозрачное изображение Воскресшего Спасителя, этот транспарант освещался сзади фонарем. С внешней стороны прибивали разной формы деревянные звезды, которые, до использования электричества, снаряжали сосудами с маслом. Кроме того, по обеим сторонам колокольни опускали длинные нити с небольшими цветными фонариками. На площади возле церкви разжигали бочки со смолой. Особенно красиво была украшена Успенская церковь в 1910 году. Она была вся «залита светом»: от креста к верхней части церковной ограды были опущены по бокам нити, густо усеянные цветными электрическими лампочками. Вверху колокольни красовались две заглавные буквы «Х.В.». Арки на разных ярусах самой колокольни, главный вход к церкви и верхняя часть ограды со стороны Проспекта — все это было украшено электрическими фонарями. Всего их было около 500 штук. Картина получалась, действительно, впечатляющей!
Еще одной гордостью Успенского собора был замечательный хор. В начале 20-х годов XX столетия регентом хора был известный украинский оперный певец, окончивший Екатеринославскую консерваторию, Иван Сергеевич Паторжинский (1896-1960 гг.).
Также Успенский соборный храм был центром празднования Крещения Господня. Оказывается, традиция проводить в нашем городе водоосвящение на Днепре в день Богоявления имеет 200-летнюю историю. В период конца XVIII – начала XIX веков из-за трудностей с быстрой застройкой нагорной части Екатеринослава основное развитие получила лишь низинная приднепровская территория. В то время духовными центрами города были две церкви — Троицкая и Успенская, вплоть до освящения в 1835 году Преображенского собора. Тогда собор «на горе» построен не был, а сама «гора» застраивалась до середины прошлого столетия. Поэтому крестный ход и водоосвящение на Днепре проводились в низинной части города.
Так, в 1899 году «воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом». То есть в парке Шевченко в районе ресторана «Маяк», возле Мерефо-Херсонского моста. Однако трудности прохождения крестного хода вынудили вновь перенести место в нижнюю часть города — туда, где в прибрежной застройке остался единственный «просвет».
На плане Пупырникова 1885 года впервые появляется название улицы «Иорданская». К началу XX века прочно закрепилось единственное место для водосвятия: «на Иордани» — в конце Иорданской улицы (в 1923 году ее переименовали в улицу Михаила Коцюбинского). Среди населения бытовало название Иордань — место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, ассоциирующееся с местом, где крестился Иисус Христос в водах реки Иордан.
Водосвятия в городе проводились не менее трех раз в год. Как же все происходило?
Владимир Машуков в «Воспоминаниях о городе Екатеринославе (1887 -1910 гг.)» пишет: «Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепр. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи, и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра, против Бураковского (ныне Богомоловского) острова, но прохождение между деревьями по узким извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестного хода».
История также сохранила описание торжества 1914 года. Накануне праздника по распоряжению администрации закрывались все увеселительные и зрелищные заведения города. В печати было объявлено, что в 9 часов утра 6 января в Успенской церкви будет совершена Божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр для освящения воды. Все городское духовенство должно было явиться для участия в нем в Успенскую церковь в праздничном облачении. И вот, в 9 часов утра Преосвященный Агапит в Успенской церкви в сослужении ректора духовной семинарии протоиерея А. Одинцова, настоятеля Успенской церкви А. Березовского, ключаря кафедрального собора священника И. Волошинова при двух певчих совершали Литургию святого Василия Великого. В 11 часов в Успенскую церковь прибывали крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и других церквей города.
По окончании Литургии многочисленное городское духовенство и Преосвященный Агапит со святым крестом в руках, при пении хора певчих, колокольном звоне и звуках духовых оркестров, исполняющих “Коль славен”, совершали крестный ход по Иорданской улице на реку Днепр. На берегу в специально выстроенной палатке, украшенной национальными флагами и еловыми ветвями, задрапированной белой тканью, Владыка совершал освящение воды. В момент погружения святого креста в воду производился троекратный салют из пушек. Во время крестного шествия от храма и по всей Иорданской улице до Днепра стояли войска местного гарнизона. Храм, вся Успенская площадь и прилегающие к ней улицы были запружены народом. На богослужении присутствовали губернатор В.А. Колобов, вице-губернатор И.А. Титищев, советники и чиновники губернского правления, полицмейстер П.У. Метленко, городской голова И.В. Способный, гласные Городской думы и многие другие начальствующие лица — как военного, так и гражданского ведомств.
Обряд существовал даже в первые годы советской власти. В сложный революционный период с 1917 по 1921 год место водосвятия варьировалось в зависимости от военной обстановки в городе. Даже после прихода советской власти водоосвящение на Днепре в конце Иорданской улицы также проводилось.
Так, в «Дневнике Анатолия Стародубова» (издан в 2001 г. под названием «Записки очевидца») зафиксировано:«1922 год. Крещение. Погода морозная. Ходил в Троицу, где служил Агапит. К концу обедни сюда стали собираться крестные ходы из всех церквей. После обедни под колокольный трезвон пошли на Иордан. Когда стали освящать воду, лед трещал. На Днепре вырубили изо льда крест и насадили сосен. После водоосвящения красноармейцы стали палить из ружей, выпустили голубей». В 1923 г.: «На Днепре были устроены изо льда 4 ледяных подсвечника с сосульками вместо свечек и были насажаны елки в ледяные подставки». 1925 г.: «После обедни все старые церкви (кроме «Стефановских») подошли к Успенью, а оттуда на Днепр. На реке лед около берега вскрылся, и поэтому люди стояли не на льду (как обычно), а на берегу. Когда освятили воду, двое мальчишек и один инвалид купались. Выпустили голубя».
Однако с конца 20-х – начала 30-х годов крестные шествия уже запретили. Перед войной в этом месте был благоустроен берег Днепра от улицы Московской до Коцюбинского, сооружены подпорная стенка, спуски к Днепру, бульвар. Теперь здесь располагается начальная часть Центрального (Нового) моста. В 2005 году этот участок Набережной капитально реконструирован, сооружены фонтаны и поставлены скульптуры. В независимой Украине благочестивая традиция крестного хода на Днепр и освящение там воды возрождена.
Вообще, все достоинства Успенской церкви перечислить сложно. Соборный храм находился в центре города и имел огромное значение в культурной и духовной жизни Екатеринослава. Он не мог не поразить своим величием и чистотой строения. А высокая колокольня и пять куполов отлично вписались бы в ландшафт нашего современного города. Но увы, режим воинствующего атеизма его не пощадил…
С приходом новых времен церковь с ее святынями, традициями, историей оказалась никому не нужна. Прихожан разбросало по миру, ее ценности из драгоценных металлов конфисковали в пользу государства, а предметы, не имеющие в глазах власти материальной ценности, были уничтожены после ее закрытия. Поначалу храм приспособили под плохонький и никому, в общем-то, ненужный склад. Лишь в конце 1940-х годов у власти появились новые мысли по использованию громадного здания. Разрушив купола и колокольню, поделив высокие помещения на этажи, ее приспособили под госпиталь участников Великой Отечественной войны. А в конце 1950-х годов реорганизовали в городскую больницу № 10.
Была серьезно нарушена архитектура здания: достроен еще один этаж, фактически уничтожена колокольная верхняя часть храма. Также было проведено очень много внутренних перестроек, и сегодня только с очень-очень большим трудом можно узнать храм по паперти и по боковым окнам. А ведь это был один из самых красивых соборов Приднепровья! Если ссылаться на летопись — этот соборный храм был уникален, уникален своей архитектурой, уникален своим убранством, уникален своим, если можно так сказать, стратегическим положением.
На сегодняшний день в городском совете принято решение о плановой, согласно Указа Президента Украины, передаче храма законному владельцу, т.е. Православной Церкви. Сегодня уже начали этот сложный процесс, он предполагает несколько этапов, но, прежде всего, важно было принять политическое решение о том, чтобы все были готовы к этому шагу. Второй, не менее важный, вопрос — подготовительные работы. Это и оценка конструкции здания, и достаточно серьезный историко-архитектурный реставрационный проект. И, наконец, сами работы, которые рассчитаны, не на один год. Важно то, что Днепропетровская епархия УПЦ эту работу уже начала. Однако следует отметить, что работа абсолютно не связана с тем, что завтра или послезавтра пациентов клиники выгонят из больницы, а врачей лишат работы. Только после того, как появится новое здание для больницы и будут определены новые места для больных, начнутся реставрационные работы.
Это произойдет еще не скоро, потому что на создание точного проекта уйдет достаточно много времени, хотя вернуть храмовому сооружению первозданный вид с сегодняшними техническими возможностями не составит особого труда. И Днепропетровская епархии во главе со своим мудрым Архиереем митрополитом Иринеем прилагает максимум усилий для того, чтобы этот проект осуществился как можно скорее, и потрясающее архитектурное строение станет поистине настоящим украшением города «на трех холмах».
Но у данного проекта есть одна особенность — он объединяющий. Реконструкция и возрождение кафедрального Успенского собора должна объединить всех, кому дорога история нашего города, прежде всего, православных христиан. Это некий экзамен наших возможностей, сможем ли мы вместе сделать достаточно серьезное и важное дело.
Пока это все в проекте, а также в молитвах и мыслях Правящего Архиерея Днепропетровской кафедры митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Но уже можно сказать об одной очень большой радости – в прошлом 2009 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы по случаю храмового торжества впервые за семьдесят лет на месте разрушенного первого Свято-Успенского Екатеринославского кафедрального собора прошло архипастырское богослужение. Также впервые возрожденная Свято-Успенская больничная община городской клиники № 10 торжественно отметила престольное торжество.
Божественная литургия, которую возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, совершалась в актовом зале больницы, на месте алтарной части бывшего собора. За богослужением также молились мэр Днепропетровска Иван Иванович Куличенко, начальник управления охраны здоровья городского совета Александр Афанасьевич Рудяк, медицинский персонал больницы, пациенты клиники и горожане.
Выступая с приветственным словом, мэр областного центра подчеркнул, что по решению городской власти, которая учитывает мнение горожан, собор хотят восстановить. По его словам, вопрос возвращения христианских ценностей — наш национальный долг, поэтому совместно с Владыкой Иринеем и представителями епархии, этот вопрос будет рассмотрен в ближайшее время.
Митрополит Ириней в своем слове тоже выразил надежду на скорейшее возрождение исторически знаменательного храма — первого кафедрального собора Екатеринославской, а ныне Днепропетровской епархии. Также Архипастырь отметил, что с этого дня по воскресным и праздничным дням в помещении больницы будут совершаться Божественные литургии.
На сегодняшний день Указом Правящего Архиерея настоятелем больничной общины и куратором реституционных вопросов бывшего соборного здания назначен иерей Тимофей Кучук — заведующий канцелярией Днепропетровской епархии.
…Городская больница № 10 существует и сегодня. Сохранивший большую часть наружного декора бывший собор стоит посередине площади Демьяна Бедного. И пока он стоит, надежда на возрождение одного из самых ценных памятников архитектуры Днепропетровска Свято-Успенского собора — первого кафедрального храма города — не исчезнет!
Освященная в августе 1797 года во имя праздника Успения Богоматери церковь сразу стала использоваться «для общих собраний в господские праздники и высокоторжественные дни и отправления молебствований всего города».
Новый Свято-Успенский храм, который должны были использовать до строительства “настоящей соборной церкви”, был намного старше своей предшественницы – Казанской церкви. Успенский храм тоже совершил… “переезд”, а на месте был достроен. До переноса в Екатеринослав церковь носила имя Преображенской и принадлежала Сокольскому Преображенскому мужскому монастырю в Полтавской губернии. Основанный еще в 1714 году игуменом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря Преображенский монастырь стоял на берегу реки Ворсклы возле горы Духовой (сейчас в Кобелякском районе Полтавской области). Его закрыли по Указу 1786 года, когда Екатерина II наложила руку на значительную часть церковных имуществ.
Свято-Преображенский храм, конечно, был значительно моложе монастыря, но все же он вел свою родословную от первой его часовни, возведенной в 1714 году, от церкви, сожженной татарами в 1737 году и восстановленной в 1738 году. Довольно большая, пятикупольная церковь, выстроенная в стиле украинского барокко, она внесла в новый город элемент стабильности, традиционности, сходства с историческими городами Украины. Уже трудно сказать, к месту или нет, выглядела барочная церковь в Екатеринославе рубежа XVIII-XIX веков, города, который, с одной стороны, должен был стать центром и символом имперской колонизации края, а с другой, так и не смог перерасти казачью слободу Половицу, на месте которой начал строиться.
Несмотря на относительно позднее возникновение города Екатеринослава, в нем не сохранилось архитектурных сооружений от первых лет его существования. Что же касается отдельных предметов в виде разного рода вещей, то, вероятно, и их осталось очень немного. А потому, в отсутствие самих памятников, тем ценнее для нас должны быть указания об их существовании и в особенности, если эти указания подтверждаются еще официальными документами. К числу таких документов следует отнести и сохранившуюся в архиве Преображенского собора опись прежнего Екатеринославского кафедрального Успенского собора.
Хотя год составления сохранившейся описи сравнительно поздний — 1830-й, но документ интересен уже тем, что был, по-видимому, переписан с другой более старинной — 1808 года. По крайней мере, ее заголовок гласит следующее: «Опись находящимся в кафедральной успенской церкви утварям, сосудам, облачениям и разным вещам, служебным и нравственным книгам и колоколам, учиненная августа 11 дня 1808 года, а потом исправлена и пополнена июля 1823 – мая 1830 года».
Ценность описи возрастает и благодаря многочисленным отметкам на ее полях, знакомящим нас с фамилиями прежних жителей Екатеринослава, как вкладчиков, жертвователей церковного имущества, а также сообщающими о самом способе приобретения вещей, т. е. были ли они куплены на складочную сумму, заведены на церковный счет, переданы из других храмов или пожертвованы отдельными лицами. Напротив некоторых предметов обозначены вес в фунтах и золотниках, размер в аршинах и вершках, а иногда стоимость в рублях и копейках; часто указан еще и год поступления самих вещей. Из этих же отметок видно, что инвентарь имущества Успенского собора составился частью из вещей, привезенных вместе с деревянной церковью из упраздненного Сокольского Преображенского монастыря (ныне местечко Соколки Полтавской губернии), частью из вещей Екатеринославской Казанской церкви и бывшего до ее устроения в слободе Половице молитвенного дома. Несколько предметов переданы из Новокайдацкой соборной церкви города, а остальные заведены на церковный кошт или пожертвованы частными лицами.
На обороте последнего листа описи наложено освидетельствование: «В сей книге перенумерованных и шнурозапечатанных всех листов 66», ниже подпись «Протоиерей и кавалер Герасим Мартынов», а еще ниже другая подпись: «Василий Неводчиков» и в правом углу красная сургучная печать Екатеринославской духовной Консистории. Сама опись скреплена четырьмя подписями, одновременно проходящими по всем листам. Три из них, настоятеля собора протоиерея Иоанна Станиславского, соборного ключаря — протоиерея Михаила Моторного и священника Иоанна Герболинского, идут внизу листов, а четвертая — секретаря Екатеринославской духовной Консистории, титулярного советника Василия Неводчикова по правому краю листов.
Данная опись Екатеринославского Успенского собора за 1830 год, дошедшая до нас благодаря трудам известного архивиста и историка Владимира Дмитриевича Машукова, также говорит нам о том, каким был первый кафедральный собор города.
Вокруг собора находилась решетчатая ограда. Колокольня была новая на столбах, крытая железом и обнесенная поперек шалевкою. На ней располагалось восемь колоколов, главный из которых был весом в 51 пуд 10 фунтов. Он поступил в 1797 году из Вознесенского Пушкаревского девичьего монастыря (ныне село Пушкаревка близ города Полтава) и взятый в 1812 году по приказанию Архиепископа Иова в архиерейскую церковь. Там, на колокольне новой Крестовоздвиженской церкви при Архиерейском доме, он находился вплоть до советского времени. На колоколе была надпись из рельефных букв: «1778 года месяца апреля 10 дня вылит сей колокол в Москве в Полтавский Вознесенский девичьий монастырь старанием госпожею… Христиниею, а коштом доброхотных деталей, весу 51 пуд 10 фунтов лит в Москве на заводе Асона Струковникова». Кроме надписи на колоколе изображены рельефные иконы Вознесения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Сошествие Спасителя во ад и изображение серафимов.
Внутри деревянного Успенского собора был с правой стороны придел во имя великомученика Георгия Победоносца. В главном храме иконостас, престол с балдахином над ним на четырех столбах, жертвенник с резьбою и горнее седалище с резьбою, утвержденное на особо сделанном комоде, а также часть икон перевезенных из вышеупомянутого Сокольского монастыря. Иконостас же правого придела сделан в 1797 году на церковный кошт. Далее в описи упоминается о женском притворе с 8-ю в нем иконами. Подробно указывает «Опись» и на богатство церковной соборной утвари.
Как уже говорилось ранее, 9 сентября (22 сентября – по новому стилю) 1775 года своим указом к Святейшему Синоду императрица Екатерина II повелела учредить в образованных Новороссийской и Азовской губерниях новую епископскую кафедру — Славянскую и Херсонскую. С самого начала ее планировалось разместить в городе-крепости Славянске, в самом центре бывшей Запорожской Сечи. Но поскольку город еще не был построен, то центром епархии был определен Крестовоздвиженский монастырь ближайшего полкового города Полтава. Там же была размещена и духовная Консистория.
В 1776-1777 гг. в административно-территориальном делении Новороссийской и Азовской губерниях произошли очередные изменения, основные из которых касались прошлых левобережных запорожских земель и Екатеринославской провинции. Следствием этих преобразований для Славянской и Херсонской епархии стало создание на территории Азовской губернии 5 духовных правлений: Екатеринославского, Самарского (до 1778 года), Бахмутского, Павловско-Павлоградского и Ново-Ростовского, которые раньше подчинялись Белгородской и Воронежской епархиям
Со временем название и пространство новоучрежденной Славянской епархии менялось вместе с названием и пространством Новороссийской и Азовской губерний. В 1784 году государственные чиновники после присоединения к Российской империи Крыма снова провели крупную административную реформу на юге страны. Поскольку Екатеринослав только строился, то губернаторское правление и наместничество, в состав которого вошли: Крым, Новороссийская и Азовская губернии, — были расположены в Кременчуге. Эта реформа и ряд изменений последующих лет дали епархии и новое название. С 28 ноября 1786 года она стала именоваться Екатеринославской, а архиереи с этого времени уже носили титул «Екатеринославский и Херсонес-Таврический».
В декабре 1796 года от Екатеринославского наместничества была отделена самостоятельная Вознесенская губерния. Более того, после смерти Екатерины II Екатеринослав был переименован в Новороссийск, название губернии тоже изменилось. Административно-территориальные преобразования не могли не влиять на церковную жизнь края. В 1797 году с восшествием на престол императора Павла I и согласно его указу от 21 декабря от епархии были отделены некоторые города, в том числе и Полтава, и переданы Киевской и Черниговской епархиям. С этого времени у кафедры — новое наименование «Новороссийская и Днепровская». В начале следующего года епархиальная кафедра, Консистория и семинария были вынуждены переехать в Новомиргород, заштатный городок Херсонской губернии. Этот город располагался на северо-западной окраине епархии и был лишен удобных транспортных сообщений, следовательно, пребывание в нем архиерейского дома и всего епархиального управления тяготило и архиерея, и духовенство.
И только единственная административная реформа территории XIX столетия в 1802 году при царе Александре I радикально преобразовала Новороссию в три губернских округа: Екатеринославский, Николаевский и Таврический. 16 декабря 1803 года епархия получает новый, тройной титул «Екатеринославская, Херсонская и Таврическая», который также переходит и на правящего архиерея. Через год, в 1804, в центральный губернский город Екатеринослав переводится и епархиальное управление. Перенесение архиерейского дома со всем штатом кафедрального духовенства, Консисторией и семинарией из одного города в другой — само по себе дело нелегкое — требовало больших финансовых затрат и человеческих усилий. По прибытии в Екатеринослав архиепископ Афанасий (Иванов) со всем своим штатом и Консисторией поселился в губернском доме, который в феврале 1804 года был передан в духовное ведомство.
Следовательно, в том же 1804 году в Свято-Успенский собор перевели из Новомиргорода и Екатеринославскую архиерейскую кафедру. У его выкрашенных в красный цвет стен шла торговля на крупнейшем в то время базаре съестных припасов. Вокруг Рыночной площади, которую со временем стали называть Успенской, а потом переименовали в Демьяна Бедного, размещались государственные и городские учреждения, усадьбы помещиков и богатого купечества.
Стоящая в самом центре города того времени (собственно она и была его центром), Успенская церковь была самым богатым из городских приходов. Но, несмотря на свой финансовый достаток, деревянный Успенский собор не оставил заметного следа в истории города. Единственный раз выделился он тем, что в 1816 году перед его закрытыми дверями почти час простоял будущий император Николай I. Когда ему, наконец, доложили, что архиерей — архиепископ Иов (Потемкин) ждет его в другом месте, он сказал: «Я хотел помолиться Богу, а не увидеть архиерея». С тем и уехал.
После 1835 года, несмотря на то, что кафедру перенесли в новопостроенный Преображенский собор, в который перевезли и значительную часть утвари, Успенская церковь почти ничего не потеряла. Она по-прежнему имела крупнейший и богатейший приход. По-прежнему проводились в ней и архиерейские молебны. Остались и крестные ходы. На Крещение, преполовение Пятидесятницы и августовский Спас к этому храму, по-прежнему, собирался «весь Екатеринослав», потому, что из собора, расположенного на высокой крутой горе, проводить их было неудобно.
И все же годы первого Успенского храма были уж сочтены. Вскоре после строительства собора в Комиссию проектов и смет пришло распоряжение для Екатеринослава вместо деревянных спроектировать каменные приходские храмы. Уже в 1837 году Николай I утвердил эти проекты.
Освящение места и закладка храма западнее Успенской церкви произошло в 1839 году. Новый собор, спроектированный Петром Висконти II и Людвигом Шарлеманем, был намного больше старой постройки и даже больше величественного Преображенского собора! Торжественное освящение Успенского собора состоялось в 1850 году.
Об этом гласит надпись, сделанная на свинцовой доске, найденной под жертвенником церкви: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Основана сия церковь в губерн. г. Екатеринославе. Во славу Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В честь и память Успения Пресвятой Богородицы: при державе благочест. Самодер. Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны втор. и Благосл. Преосв. Гавриила, Митрополита Екатеринославского и Херсонес-Таврического, иждивением государства, а старанием благопопеч. Его Высокопреосв. Гос. генерал Поручика Правителя Екатеринославского наместн. и разн. орден. Кавалера Иосифа Ивановича Хорвата 1796 года месяца Августа 31 д. в день празднования положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Церемонию совершал соборне священник Герасим Мартынов. За совершенною ветхостию бывши на сем месте деревянной церкви, по Указу Святейшаго Правительствующаго Синода от 31 мая 1838 года заложена вблизи оной новая каменная во имя Успении Божия Матери церковь июня 18 дня 1839 года, которая потом старанием и иждивением прихожан окончена в 1850 году и соборне освящена того же года Ноября 26 дня. По благословению Преосвященнейшаго Иннокентия, Епископа Екатеринославского и Таврического ректором семинарии архимандритом Иоанном совместно с священнослужителем Успенской церкви».
Рассматривая старые фотографии, мы можем только частично представить величие церкви, которая, была и остается непревзойденной ни по богатству, ни по размерам. Соборный храм с высокой цилиндрической колокольней был построен в русско-византийском стиле. Он был двухэтажным, что редко встречается в христианском церковном строительстве.
Уже традиционно выкрашенная в красный цвет, с белым кружевом декора, с пятью могучими зелеными куполами, с гордо вознесенной на невиданную до этого высоту колокольней, сияющая золотом крестов община церкви господствовала над приземистыми кварталами Екатеринослава. И нет ничего странного в том, что, либо от удивления, либо по привычке, ее продолжали называть «собором», как будто отдавая ей первенство перед Преображенским. Новый каменный Успенский собор принадлежал к красивейшим храмам Екатеринослава и величественно возвышался над городом. Его купола были видны практически из любой точки города, особенно замечательный вид открывался со стороны Днепра. Храм был обнесен изгородью, в пределах которой находился небольшой парк и церковное кладбище.
Первоначально Успенский собор имел четыре престола в двух этажах. Главный во имя Успения Богоматери, правый – Рождества Иоанна Предтечи, и левый – Георгия Победоносца. Престол святителя Николая, который до освящения Лазаревской церкви на Севастопольском кладбище служил храмом местного гарнизона, помещался в нижнем этаже. Он просуществовал лишь до 1902 года и был закрыт из-за появления грунтовых вод.
А что касается прежней Успенской церкви, то ее разобрали, установив на месте ее алтаря большой деревянный крест с памятной надписью.
Стараниями нескольких поколений прихожан понемногу стареющая церковь не запустела и не обеднела. Пожертвования книгами, утварью, иконами, деньгами постоянно пополняли ее ризницу и киоты, увеличивая ее богатство и благолепие. Среди многочисленных вкладчиков особенно следует выделить Михаила Кирилловича Остроухова. Один из богатейших купцов города середины XIX века Михаил Остроухов был многолетним старостой храма. За эти годы он за свои средства значительно обновил ризницу, многократно проводил ремонты и, самое главное, выписал в Москве в фирме братьев Бутеноп башенные часы с музыкой, которые установил на церковной колокольне. Стрелки соборных часов четко просматривались со всех сторон с самого далекого расстояния и жители Екатеринослава сверяли по ним свои часы.
Согласно справочной книге Екатеринославской епархии за 1908 год в постоянном штате собора было три священники, дьякон и три псаломщика, также на церковном содержании находились три вдовы прежде умерших служителей храма.
Праздничное украшение Свято-Успенского собора всегда было самым лучшим и поражало современников тем, что его даже не было с чем сравнивать. Если верить воспоминаниям Владимира Машукова, Успенская церковь на праздник могла поразить и человека «третьего тысячелетия», привыкшего к чудесам.
В пасхальную ночь Светлого Христова Воскресения Успенская церковь была освещена со всех сторон. В ее верхнем ярусе, не занятом колоколами, устанавливалось прозрачное изображение Воскресшего Спасителя, этот транспарант освещался сзади фонарем. С внешней стороны прибивали разной формы деревянные звезды, которые, до использования электричества, снаряжали сосудами с маслом. Кроме того, по обеим сторонам колокольни опускали длинные нити с небольшими цветными фонариками. На площади возле церкви разжигали бочки со смолой. Особенно красиво была украшена Успенская церковь в 1910 году. Она была вся «залита светом»: от креста к верхней части церковной ограды были опущены по бокам нити, густо усеянные цветными электрическими лампочками. Вверху колокольни красовались две заглавные буквы «Х.В.». Арки на разных ярусах самой колокольни, главный вход к церкви и верхняя часть ограды со стороны Проспекта — все это было украшено электрическими фонарями. Всего их было около 500 штук. Картина получалась, действительно, впечатляющей!
Еще одной гордостью Успенского собора был замечательный хор. В начале 20-х годов XX столетия регентом хора был известный украинский оперный певец, окончивший Екатеринославскую консерваторию, Иван Сергеевич Паторжинский (1896-1960 гг.).
Также Успенский соборный храм был центром празднования Крещения Господня. Оказывается, традиция проводить в нашем городе водоосвящение на Днепре в день Богоявления имеет 200-летнюю историю. В период конца XVIII – начала XIX веков из-за трудностей с быстрой застройкой нагорной части Екатеринослава основное развитие получила лишь низинная приднепровская территория. В то время духовными центрами города были две церкви — Троицкая и Успенская, вплоть до освящения в 1835 году Преображенского собора. Тогда собор «на горе» построен не был, а сама «гора» застраивалась до середины прошлого столетия. Поэтому крестный ход и водоосвящение на Днепре проводились в низинной части города.
Так, в 1899 году «воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом». То есть в парке Шевченко в районе ресторана «Маяк», возле Мерефо-Херсонского моста. Однако трудности прохождения крестного хода вынудили вновь перенести место в нижнюю часть города — туда, где в прибрежной застройке остался единственный «просвет».
На плане Пупырникова 1885 года впервые появляется название улицы «Иорданская». К началу XX века прочно закрепилось единственное место для водосвятия: «на Иордани» — в конце Иорданской улицы (в 1923 году ее переименовали в улицу Михаила Коцюбинского). Среди населения бытовало название Иордань — место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, ассоциирующееся с местом, где крестился Иисус Христос в водах реки Иордан.
Водосвятия в городе проводились не менее трех раз в год. Как же все происходило?
Владимир Машуков в «Воспоминаниях о городе Екатеринославе (1887 -1910 гг.)» пишет: «Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепр. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи, и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра, против Бураковского (ныне Богомоловского) острова, но прохождение между деревьями по узким извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестного хода».
История также сохранила описание торжества 1914 года. Накануне праздника по распоряжению администрации закрывались все увеселительные и зрелищные заведения города. В печати было объявлено, что в 9 часов утра 6 января в Успенской церкви будет совершена Божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр для освящения воды. Все городское духовенство должно было явиться для участия в нем в Успенскую церковь в праздничном облачении. И вот, в 9 часов утра Преосвященный Агапит в Успенской церкви в сослужении ректора духовной семинарии протоиерея А. Одинцова, настоятеля Успенской церкви А. Березовского, ключаря кафедрального собора священника И. Волошинова при двух певчих совершали Литургию святого Василия Великого. В 11 часов в Успенскую церковь прибывали крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и других церквей города.
По окончании Литургии многочисленное городское духовенство и Преосвященный Агапит со святым крестом в руках, при пении хора певчих, колокольном звоне и звуках духовых оркестров, исполняющих “Коль славен”, совершали крестный ход по Иорданской улице на реку Днепр. На берегу в специально выстроенной палатке, украшенной национальными флагами и еловыми ветвями, задрапированной белой тканью, Владыка совершал освящение воды. В момент погружения святого креста в воду производился троекратный салют из пушек. Во время крестного шествия от храма и по всей Иорданской улице до Днепра стояли войска местного гарнизона. Храм, вся Успенская площадь и прилегающие к ней улицы были запружены народом. На богослужении присутствовали губернатор В.А. Колобов, вице-губернатор И.А. Титищев, советники и чиновники губернского правления, полицмейстер П.У. Метленко, городской голова И.В. Способный, гласные Городской думы и многие другие начальствующие лица — как военного, так и гражданского ведомств.
Обряд существовал даже в первые годы советской власти. В сложный революционный период с 1917 по 1921 год место водосвятия варьировалось в зависимости от военной обстановки в городе. Даже после прихода советской власти водоосвящение на Днепре в конце Иорданской улицы также проводилось.
Так, в «Дневнике Анатолия Стародубова» (издан в 2001 г. под названием «Записки очевидца») зафиксировано:«1922 год. Крещение. Погода морозная. Ходил в Троицу, где служил Агапит. К концу обедни сюда стали собираться крестные ходы из всех церквей. После обедни под колокольный трезвон пошли на Иордан. Когда стали освящать воду, лед трещал. На Днепре вырубили изо льда крест и насадили сосен. После водоосвящения красноармейцы стали палить из ружей, выпустили голубей». В 1923 г.: «На Днепре были устроены изо льда 4 ледяных подсвечника с сосульками вместо свечек и были насажаны елки в ледяные подставки». 1925 г.: «После обедни все старые церкви (кроме «Стефановских») подошли к Успенью, а оттуда на Днепр. На реке лед около берега вскрылся, и поэтому люди стояли не на льду (как обычно), а на берегу. Когда освятили воду, двое мальчишек и один инвалид купались. Выпустили голубя».
Однако с конца 20-х – начала 30-х годов крестные шествия уже запретили. Перед войной в этом месте был благоустроен берег Днепра от улицы Московской до Коцюбинского, сооружены подпорная стенка, спуски к Днепру, бульвар. Теперь здесь располагается начальная часть Центрального (Нового) моста. В 2005 году этот участок Набережной капитально реконструирован, сооружены фонтаны и поставлены скульптуры. В независимой Украине благочестивая традиция крестного хода на Днепр и освящение там воды возрождена.
Вообще, все достоинства Успенской церкви перечислить сложно. Соборный храм находился в центре города и имел огромное значение в культурной и духовной жизни Екатеринослава. Он не мог не поразить своим величием и чистотой строения. А высокая колокольня и пять куполов отлично вписались бы в ландшафт нашего современного города. Но увы, режим воинствующего атеизма его не пощадил…
С приходом новых времен церковь с ее святынями, традициями, историей оказалась никому не нужна. Прихожан разбросало по миру, ее ценности из драгоценных металлов конфисковали в пользу государства, а предметы, не имеющие в глазах власти материальной ценности, были уничтожены после ее закрытия. Поначалу храм приспособили под плохонький и никому, в общем-то, ненужный склад. Лишь в конце 1940-х годов у власти появились новые мысли по использованию громадного здания. Разрушив купола и колокольню, поделив высокие помещения на этажи, ее приспособили под госпиталь участников Великой Отечественной войны. А в конце 1950-х годов реорганизовали в городскую больницу № 10.
Была серьезно нарушена архитектура здания: достроен еще один этаж, фактически уничтожена колокольная верхняя часть храма. Также было проведено очень много внутренних перестроек, и сегодня только с очень-очень большим трудом можно узнать храм по паперти и по боковым окнам. А ведь это был один из самых красивых соборов Приднепровья! Если ссылаться на летопись — этот соборный храм был уникален, уникален своей архитектурой, уникален своим убранством, уникален своим, если можно так сказать, стратегическим положением.
На сегодняшний день в городском совете принято решение о плановой, согласно Указа Президента Украины, передаче храма законному владельцу, т.е. Православной Церкви. Сегодня уже начали этот сложный процесс, он предполагает несколько этапов, но, прежде всего, важно было принять политическое решение о том, чтобы все были готовы к этому шагу. Второй, не менее важный, вопрос — подготовительные работы. Это и оценка конструкции здания, и достаточно серьезный историко-архитектурный реставрационный проект. И, наконец, сами работы, которые рассчитаны, не на один год. Важно то, что Днепропетровская епархия УПЦ эту работу уже начала. Однако следует отметить, что работа абсолютно не связана с тем, что завтра или послезавтра пациентов клиники выгонят из больницы, а врачей лишат работы. Только после того, как появится новое здание для больницы и будут определены новые места для больных, начнутся реставрационные работы.
Это произойдет еще не скоро, потому что на создание точного проекта уйдет достаточно много времени, хотя вернуть храмовому сооружению первозданный вид с сегодняшними техническими возможностями не составит особого труда. И Днепропетровская епархии во главе со своим мудрым Архиереем митрополитом Иринеем прилагает максимум усилий для того, чтобы этот проект осуществился как можно скорее, и потрясающее архитектурное строение станет поистине настоящим украшением города «на трех холмах».
Но у данного проекта есть одна особенность — он объединяющий. Реконструкция и возрождение кафедрального Успенского собора должна объединить всех, кому дорога история нашего города, прежде всего, православных христиан. Это некий экзамен наших возможностей, сможем ли мы вместе сделать достаточно серьезное и важное дело.
Пока это все в проекте, а также в молитвах и мыслях Правящего Архиерея Днепропетровской кафедры митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Но уже можно сказать об одной очень большой радости – в прошлом 2009 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы по случаю храмового торжества впервые за семьдесят лет на месте разрушенного первого Свято-Успенского Екатеринославского кафедрального собора прошло архипастырское богослужение. Также впервые возрожденная Свято-Успенская больничная община городской клиники № 10 торжественно отметила престольное торжество.
Божественная литургия, которую возглавил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, совершалась в актовом зале больницы, на месте алтарной части бывшего собора. За богослужением также молились мэр Днепропетровска Иван Иванович Куличенко, начальник управления охраны здоровья городского совета Александр Афанасьевич Рудяк, медицинский персонал больницы, пациенты клиники и горожане.
Выступая с приветственным словом, мэр областного центра подчеркнул, что по решению городской власти, которая учитывает мнение горожан, собор хотят восстановить. По его словам, вопрос возвращения христианских ценностей — наш национальный долг, поэтому совместно с Владыкой Иринеем и представителями епархии, этот вопрос будет рассмотрен в ближайшее время.
Митрополит Ириней в своем слове тоже выразил надежду на скорейшее возрождение исторически знаменательного храма — первого кафедрального собора Екатеринославской, а ныне Днепропетровской епархии. Также Архипастырь отметил, что с этого дня по воскресным и праздничным дням в помещении больницы будут совершаться Божественные литургии.
На сегодняшний день Указом Правящего Архиерея настоятелем больничной общины и куратором реституционных вопросов бывшего соборного здания назначен иерей Тимофей Кучук — заведующий канцелярией Днепропетровской епархии.
…Городская больница № 10 существует и сегодня. Сохранивший большую часть наружного декора бывший собор стоит посередине площади Демьяна Бедного. И пока он стоит, надежда на возрождение одного из самых ценных памятников архитектуры Днепропетровска Свято-Успенского собора — первого кафедрального храма города — не исчезнет!
Диакон Георгий Скубак
(Глава 4 из книги «Кафедральные соборы Днепропетровской епархии: история и современность». Днепропетровск: Издательский отдел Днепропетровской епархии УПЦ. 2010. Сс. 82-102).